Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда
консультация по коррекционной педагогике

Шекула Наталья Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности лого­педа становятся перспектив­ным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принад­лежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих до­стижению максимально воз­можных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления  детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопа­тов и способствуют оздоровле­нию всего организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления  детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

 В логопедической работе я и мои коллеги с успехом используем следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение  поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

Предлагаем Вашему вниманию нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с использованием предметов.

  • Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Мы разработали  комплекс дыхательно – голосовых упражнений для профилактики простудных заболеваний, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно – звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла. В периоды распространения простудных заболеваний нужно увеличить количество сеансов.

  • Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени зрительной гимнастике. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу мы выбрали упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз из кинезиологичекой гимнастики. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах используем в работе яркие игрушки из пальчикового театра.
  • В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в нашем детском доме, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно – образовательного и оздоровительного процесса . Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми  нарушениями к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.
  • С успехом в своей работе используем  элементы точечного массажа.  Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Так повышается сопротивляемость организма к простуде, мышцы меньше устают при нагрузке. Также в период увеличения простудных заболеваний увеличиваем количество сеансов, здесь на помощь приходят воспитатели.
  • Успешно в своей работе используем нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью комплекса специальных зондов, изобретённых Е.В.Новиковой. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен, он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Язык – важный для диагностического обследования орган. Помимо информации, необходимой логопеду для его непосредственной работы, он даёт ценные сведения о состоянии здоровья ребёнка. Форма и цвет языка могут указывать на те или иные заболевания. Отёкший язык умеренных размеров с отпечатками зубов по краям сигнализирует о нарушении функции почек и селезёнки. Тонкий бледный язык – о нарушении кровеносной системы. По качеству налёта на языке можно судить о состоянии желудка. Так, большое количество белого налёта свидетельствует о поражении желудка и кишечника, липкий налёт – о задержке пищи  в желудке, плохой работе тонкого кишечника. По степени влажности языка делают вывод о состоянии жидкости в теле, если язык влажный и блестящий, то в организме всё в норме. На языке расположено много биологически активных точек, само собой, проводя зондовый массаж идёт прямое воздействие на эти точки и естественно оздораливается весь организм в целом. Это касается и всего артикуляционного аппарата.

 Для информации: кончик языка отражает состояние лёгких и сердца, тело языка (средняя и задняя части) – селезёнки и желудка, корень языка – почек. Боковые области говорят о работе печени и желчного пузыря, а подъязычные – иммунной системы, поджелудочной, щитовидной, паращитовидной желёз, надпочечников, яичников.

  • Систематически используем в работе элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного, которая предусматривает  синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища.

Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках и …отгадывают загадки, отвечают на вопросы, составляют рассказы – описания и т.д. В четырёх верхних углах групповой комнате наклеены предметные картинки любой лексической темы, можно использовать сюжетные картинки, важно, чтобы все вместе картинки составляли развивающийся в логической последовательности единый комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности цифры 1 – 2 – 3 – 4.

В зависимости от характера, 1-2 раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. Под команды логопеда 1 – 2 – 3 – 4 …..1 – 2 – 3 – 4….. и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно сочетающиеся движения глазами, головой и туловищем. Дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 предметные картинки или  сюжета. Найти ответ на поставленный вопрос.

Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия.

В свою работу внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям, используя лазерный лучик.

  • Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

  • Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения как “Колечко”, “Кулак-ребро-кулак”, “Ухо-нос” и т.д.
  • На индивидуальных занятиях успешно используем элементы Су-джок терапии, её целью является  нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура (су кисть, джок стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.

  • Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП.  Мне понравилась одна из техник НЛП, которая называется "Скорая помощь".

Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква  проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.  На листке записано следующее.

А Б В Г Д
Л                                 П                                 П                                  В                                Л

Е Ж З И К
В                                 Л                                 П                                  В                                 Л 

Л М Н О П
Л                                 П                                 Л                                 Л                                 П

Р С Т У Ф
В                                П                                  Л                                  П                                 В

Х Ц Ч Ш Я
Л                                 В                                 В                                 П                                  Л

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. И наши дети делают это с удовольствием! Заодно закрепляем буквы и понятия «лево» - «право».

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первые классы, препятствуют формированию их полноценной учебной деятельности.

Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Не получая комплексной помощи, они пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя интерес к учебной деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как личность в современном обществе.

Для оказания помощи таким детям на базе школы № 12 г. Томска создан логопедический пункт, а для детей с тяжелыми речевыми нарушениями с 2000 г. открыты речевые классы.

Основная цель коррекционного образовательного процесса — развитие личности путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общений ребенка. Для ее достижения следует прежде всего изменить условия, в которых у него проявились проблемы; обеспечить индивидуально приемлемую среду развития и социализации, адаптировать ее применительно к индивидуальным особенностям ребенка, создать в ней «поле возможностей» развития личности, т.е. среду индивидуального образовательного пространства.

Для решения этих задач педагоги речевых классов школы № 12 г. Томска работают по коррекцией' но-развивающим программам, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход.

В речевые классы принимаются дети с тяжелым недоразвитием речи. Это состояние характеризуется не-сформированностью всех компонентов речевой системы носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Её эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Поэтому наряду с общепринятыми методиками обследования речи детей в нашей школе применяют разработанную Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Тестовую методику диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихоло-гических методов >>.

Эта методика включает:

диагностику (качественную и количественную оценку нарушения);

уточнение структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нару
шений разных сторон речи (получение речевого профиля);

построение системы индивидуальной коррекционной Работы;

комплектование подгрупп на основе общности структуры
НаРУшений речи;

-  отслеживание динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи целесообразно сочетать коррекционно-пе-дагогическое воздействие с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями. Дети данной категории отличаются физической ослаб-ленностью, повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, поэтому в режиме дня предусмотрен комплекс мер по укреплению здоровья: уроки лечебной гимнастики, подвижные игры на свежем воздухе, дневной сон. В школе создан ФТО-кабинет для электрофореза и массажа.

Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедиза-ции режимных моментов и занятий. На уроках учителя систематически развивают у детей мелкую моторику кистей и артикуляционного аппарата, применяя пальчиковую гимнастику, различные игры, кукольный театр «Сказка о веселом язычке».

Каждое логопедическое занятие начинается с массажа биологически активных точек (БАТ) на руках, ушах, ногах. Для стимуляции БАТ на стопах ног дети бегают по дорожке, выложенной галькой. Простота и доступность такого массажа позволяют широко использовать его в коррекци-онной работе. При тяжелых нарушениях звукопроизноше-ния (дизартрия) необходим массаж артикуляционного аппарата, лица руками и зондами по Е. В. Новиковой, а также полезен метод местной дарсонвализации аппаратом Дарсон-вальДЕ-212КАРАТ.

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка. Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В. Ан-такова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина).

Для достижения положительных результатов целесообразно использовать современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Педагоги успешно сочетают традиционные методики обучения с новейшими и нетрадиционными педагогическими технологиями, о которых расскажем ниже.

Здоровьесберегающие педагогические технологии В.Ф. Базарного

1. Создание режима дина; мических поз, активизирую, щего межсистемную коордц. нацию и мыслительную дед. тельность, способствующего повышению эффективности произвольно-моторной деятельности. Для выбора динамической позы в классах должны быть установлены конторкиД

Для каждого ребенка, имеющего речевые нарушения, ха рактерен свой, строго индивидуальный оптимальный ритм речемоторного выражения. Поэтому логопед помогает подобрать каждому ребенку «кор-рекционное» стихотворение. После чего дети выходят для занятий на «логопедические» дорожки.

В.Ф. Базарный отмечает.! «В процессе формирования шагового логоритма у детей повышаются зрительно-фиксационные возможности, автоматизм я скорость восприятия, устойчивость последовательных образов, качество психомоторных функций, в том числе речемоторных»'

2.        Методика повышения эф-^ективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого шагового ритма, направленная на повышение
эффективности психомоторных и речемоторных функций. В классных комнатах не обходимо сделать разметки (слоговые дорожки).

3.        Методика активизации гармонических колебаний в сенсомоторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов, способствующая снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. На стене в кабинете помещают схемы-тренажеры.

4.        Методика сенсокоординаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, воздействующая на важные эмоциональ-
но-мотивационные факторы, повышающие физическую и психическую активность детей на уроках.

Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровъесберегающую направленность педагогического процесса, выступают:

Кинезиология, стимули-РУющая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, ^еяшолушарное взаимодействие.

Логопедическая ритмика 110 Методике А.Я. Мухиной
Эвритмия), предполагающая продевание звуков в сочетании с движением, воздействующая на морально-психологическую и сенсомоторную сферу ребенка

Пружинные и шариковые массажеры для развития мелкой моторики и пальцевого праксиса. Стимуляция точек массажерами эффективно ле
чит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных дорожках) и пальцев рук заменяет
общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.

Песочная терапия (опытТ.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко) — мощный ресурс для коррекционно-раз-вивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке решаются самые сложные коррекционно-развиваю-щие задачи.

Все дети с большим удовольствием играют с песком. Такая игра — естественная деятельность ребенка, поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой — более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Кроме того, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. На песке можно создавать различные ситуации вместе с ребенком, не только воображать, представлять и фантазировать, но и реально проживать целые истории. Игры-драматизации на песке способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение. Кроме этого «...по утверждению парапсихологов, песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психическую энергию и очищать энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние». Поэтому в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педак гической практике дает комплексный  образовательно-терапевтический эффект.

Здесь не море, не лесок.

Здесь таинственный песок.

Песок мы не бросаем.

Друг друга не кусаем.

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Все ребята по-порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

…ампа            бу…ка               сто…                

…ожка            яб…око             сту…  

..ошадь          к…убника          орё…

..ук                  со…дат

                        таре…ка

                        мы…о

                        бе…ка

                        с…он

Я милая?            Я ласковая        Я покладистая?

Я славная?        Я ловкая?           Я заботливая?

Я весёлая?        Я улыбчивая?   Я талантливая?

Я послушная?   Я круглолицая?   Я счастливая?

Я смелая?          Я трудолюбивая?   Я умелая?

               

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях поспособствовало профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригир...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда"...

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...

«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...

использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда

в данной статье представлен материал из опыта коррекционной работы по устранению нарушений развития речи детей дошкольного возраста с помощью  здоровьесберегающих технологий. ...

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда

в данной статье представлен материал из опыта коррекционной работы по устранению нарушений развития речи детей дошкольного возраста с помощью  здоровьесберегающих технологий....