«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ольга Николаевна Антонова

Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можно выделить также тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Поэтому возникает необходимость создания системы мер, направленной на сохранение здоровья детей и проведение комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, логоритмику, динамические паузы, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, упражнения для профилактики нарушений зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zdorovesberegayushch._tehnologii_v_dou.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья» Подготовила: Антонова О.Н. Учитель-логопед Г БДОУ д/с № 18 Московского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Актуальность темы В нашем учреждении функционируют четыре группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности группы для детей с ТНР и группы для детей с ЗПР. К группе детей с ТНР относятся дети с ОНР различного генеза. В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга . .

Слайд 3

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии Принципы здоровьесберегающих технологий: Принцип «Не навреди !»; Принцип систематичности и последовательности; Принцип сознательности и активности; Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса Принцип доступности и индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха Принцип постепенного наращивания оздоровительных действий

Слайд 4

Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Как компонент психоэмоциональной стабильности Как компонент коррекционной работы

Слайд 5

Здоровьесберегающие технологии как компонент психоэмоциональной стабильности: Цель: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ Научить использовать полученные знания в повседневной жизни Оздоровительные задачи. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Повышать адаптивные возможности детского организма К данным технологиям относятся: стретчинг , ритмопластика, динамические паузы , релаксация, гимнастика для глаз, игротренинги и игротерапия , самомассаж, арттерапия , технологии музыкального воздействия, сказкотерапия , технологии воздействия цветом, психогимнастика

Слайд 6

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: • Способствует повышению речевой активности ; • Развивает речевые умения и навыки; • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; • Активизирует познавательный интерес; • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Способствует развитию мелкой, общей и артикуляционной моторики. В работе активно используются такие технологии, как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковую гимнастика, логопедический массаж, точечный самомассаж, Су- Джок терапия, кинезиологические упражнения, логоритмика и фонетическая ритмика, тактильно-кинестетическая стимуляцию . Здоровьесберегающие технологии к ак компонент коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели . Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА . Это сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединенные в единый сюжет. Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии.

Слайд 8

Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот ; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Слайд 9

Игровой массаж и самомассаж БАТ Используется для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Слайд 10

Релаксационная гимнастика , кинезиологическая гимнастика Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего необходимо ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

Слайд 11

Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности Повышение уровня самооценки ребенка Повышается работоспособность выносливость Повышается речевая активность Снижается уровень заболеваемости Снижается эмоциональное напряжение и тревожность Улучшается зрение Развиваются психические процессы подготовка детей к учебной деятельности Развиваются общая и мелкая моторики Увеличивается уровень социальной адаптации Результаты использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...