Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике по теме

Доронина Надежда Васильевна

     Фактор индивидуальности как психологическая детерминанта построения образовательной системы нашел отражение в основных регламентирующих документах. На основе положения Конвенции ООН " О правах ребенка", Закона РФ "Об образовании", Федеральной программы развития образования РФ определяются основные подходы к созданию системы помощи детям с отклонениями в развитии. В качестве важнейших принципов новой образовательной политики государства в них прописаны принципы, утверждающие приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности, общедоступности образования, адаптивности образовательной практики к уровням и особенностям развития обучающихся и воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.

     В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

     Одним из первых раскрыл содержание «социально – психологического климата»  В.М.Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная  окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

     Психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

     Социально – психологический климат может быть благоприятным и неблагоприятным в зависимости от того, как он влияет на общую работоспособность коллектива.

     Благоприятный социально – психологический климат характеризуется следующим:

     - ценности и отношения в коллективе соответствуют в основном ценностям и задачам общества, т.е. социально одобряются и одновременно соответствуют ценностям и задачам организации;

     -у членов коллектива достаточно развита потребность в труде на благо общества как сфере самоактуализации личности;

     - развито творческое отношение к труду, поощряется инициатива;

     - в межличностных отношениях господствуют взаимное доверие и уважение друг к другу;

     - групповая деятельность эффективна, коллектив характеризуется высоким уровнем сплоченности;

     Существуют достаточная взаимовыручка и взаимная ответственность.

     Неблагоприятный, нездоровый социально – психологический климат характеризуется следующим:

     - неуважение к товарищам;

     - подавление творчества, инициативы;

     - равнодушие и черствость в общении;

     - склоки, сплетни, подсиживание;

     - невозможность привести в действие групповой потенциал;

     - падение результативности;

     - взаимное укрывательство, «круговая порука».

     Последнее  десятилетие характеризуется неуклонным ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в социально – психологической помощи и коррекционно – развивающем обучении. В настоящее время, учитывая значимость и масштабность, проблему ЗПР можно решить при совместных усилиях ряда специалистов и организаций, направленных на оказание первой помощи.

     Для осуществления и постоянного совершенствования комплексной работы необходимо знать, что представляет собой социально – психологический климат группы детей с ЗПР.

     Цель исследования – изучить особенности социально – психологического климата группы дошкольников с ЗПР.

     В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: социально – психологический климат группы дошкольников с ЗПР менее благоприятен по сравнению с социально – психологическим климатом группы нормально развивающихся сверстников.

     База исследования: 25 испытуемых 5-6 лет – 15 с нормой развития, дошкольники МБДОУ и 10 с ЗПР, дошкольники МБДОУ.

     В процессе экспериментального исследования социально – психологического климата использовалась методика – социометрия

«Два домика».

     Были получены следующие результаты:

     1. В группе большинство нормально развивающихся детей имеет благоприятный статус. Социометрический статус дошкольника в системе межличностных отношений: лидеры – 7%, предпочитаемые – 60%, принимаемые – 33%, игнорируемые – 0%.

     Уровень благополучия взаимоотношений высокий, что означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

     Коэффициент взаимности сверхвысокий; группа сплочена, между детьми существуют привязанность друг к другу и дружба.

     В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в разной степени. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей дружить, вместе играть, другие причины выступают как второстепенные.

     2. Результаты проведенной методики в группе детей с ЗПР свидетельствуют о том, что большинство детей находятся в неблагополучных статусных группах. Распределение по статусным группам следующее: лидеры 23%, предпочитаемые – 85, принимаемые 38%, игнорируемые – 23%, отвергаемые 8%

     Низкий уровень благополучия  взаимоотношений и сплоченности группы означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, малой удовлетворенности в общении, признании сверстниками. Кроме того, важно отметить, что те дети которые болели в момент проведения исследования, не получили ни положительных, ни отрицательных выборов, про них испытуемые не вспомнили. Это можно интерпретировать двумя способами. Первый – дети, которые болели, попали бы в категорию изолированных; второй вариант – межличностные взаимоотношения ребят этой группы еще настолько не прочны, что дети просто не вспоминают о тех. Кто болеет, а выбирают из тех, кто в данный конкретный момент присутствует в группе. Второй вариант кажется более вероятным, так как испытуемые знакомы не больше трех лет месяцев.

     Говоря о причинах того или иного выбора детей, можно отметить следующие мотивы: интерес к совместной игре (с ним интересно/не интересно), оценка личностных качеств и поведения (добрый / злой; делится / не делится игрушками; дерется / не дерется и т.д.), оценка каких – либо умственных показателей (выговаривает /не выговаривает слова).  

     Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники с ЗПР имеют более низкий социометрический статус по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Существует необходимость в повышении благополучности и сплоченности группы дошкольников с ЗПР. Этому могут способствовать как индивидуальные занятия с детьми по повышению уровня коммуникативных навыков, так и групповые занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».

Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....

Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...

Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...

Формирование навыков коммуникации для повышения уровня социально-психологической адаптированности у дошкольников с задержкой психического развития.

Статья освещает важность реализации одной из задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ учителя-логопеда: повышения уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР....

Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития

1.     Понятие «задержки психического развития» и ее классификация.2.     Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержками психического развития...

Выступление "Специфика работы в разновозрастной группе дошкольников с задержкой психического развития"

В статье раскрыты аспекты особенностей функционирования разновозрастной группы для детей с задержкой психического развития....

Консультация для родителей. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития психологической готовности к обучению в школе.

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению.Что означает психологическая готовность ребенка к школе.Игра как подготовка к школе....