Формирование навыков коммуникации для повышения уровня социально-психологической адаптированности у дошкольников с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике на тему

Илиджева Елена Александровна

Статья освещает важность реализации одной из задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ учителя-логопеда: повышения уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков коммуникации для повышения уровня социально-психологической адаптированности у дошкольников с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания в нервно-психическом развитии могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания, наличие неблагоприятных микросоциальных условий.  Необходимо отметить, что в структуре задержки психического развития выделяются проблемы развития когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. Зачастую диагностика эмоциональных особенностей детей с ЗПР оказывается второстепенной задачей. Тем не менее, при наличии базисного дефекта, имеющего органическое происхождение, неблагоприятные социально-психологические условия воспитания недостатки сформированности эмоционально-волевой сферы способствуют закреплению дезадаптивных форм поведения этой категории детей. Поэтому повышение уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР должно являться одной из задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ. Для успешной реализации этой задачи в системе работы специалистами ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог) необходимо включить занятия или комплекс коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию коммуникативной (социальной) компетентности дошкольников с задержкой психического развития.

Коммуникативная компетентность (Т.В.Антонова, Ю.М. Жуков, Г.И. Николаева ) представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию).

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение (децентрацию), а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторский способности.

Следовательно, под коммуникативной компетентностью понимаются адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающее ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением. Именно вышеперечисленные составляющие являются необходимым условием успешности развития ребенка с задержкой психического развития, его подлинной интеграции в общество, и прежде всего подготовленности к школьному обучению. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей с ЗПР должен осуществляться в процессе повседневной жизни, в разных видах деятельности: во время режимных моментов, на занятиях, в свободных играх. Т.е. система обучения детей навыкам активного общения должна быть включена в структуру жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Программный материал по разделам «Ознакомление с окружающим», «Формирование элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте» и др. должны включить в себя дополнения в виде насыщения занятий как общими (приветствие, обмен настроениями, создание положительного образа сверстника, развитие внимания детей друг к другу, а также к педагогам) так и специфическими коммуникативными компонентами. В содержание таких коммуникативных компонентов входят: упражнения для предупреждения агрессивных форм поведения, развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика), создание соответствующего положительного эмоционально фона общения, развитие содержательных мотивов, адекватной манеры поведения.  Планомерная систематическая работа в данном направлении с детьми позволяет им реализовать свой потенциал, устранить коммуникативные трудности ( отсутствие чувства дистанции, агрессивные и негативные реакции, импульсивность, инфантильное поведение, эмоциональная лабильность и др.),  и постепенно овладеть более высоким уровнем развития деятельности общения (внеситуативно-деловым и внеситуативно-познавательным). Поэтому следует отметить актуальность и перспективность данного направления работы по формированию эффективных навыков коммуникации для повышения уровня социально-психологической адаптированности у дошкольников с ЗПР.

Литература:

 «Если у ребенка задержка психического развития» С.Ю. Кондратьева

«Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» Османова Г.А. Позднякова Л.А.

«Оценка психологической готовности к школе» Бабкина Н.В.

«Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» Бычкова С.С.

«Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений». Дубина Л.А.

«Проблемные дети. Развитие через общение». Пособие педагогов, психологов, родителей». Дмитриева Е.Е.

«Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР».  Защеринская О.В.

«Тренинг развития личности дошкольников : игры, занятия, упражнения». Калинина Р.Р

Статья подготовлена учителем-логопедом МБОУ ЦДК «Детство» г.Краснодара Илиджевой Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.

   Фактор индивидуальности как психологическая детерминанта построения образовательной системы нашел отражение в основных регламентирующих документах. На основе положения Конвенции ОО...

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...

Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях

Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях...

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...