«Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»
материал на тему

Железцова Надежда Николаевна

Семинар-практикум для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»

Наша речь – важнейшее средство человеческого общения, тесно связана с формированием всех психических функций. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить т. к. она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.

Старший дошкольник постепенно овладевает грамматическим строем родного языка, он начинает употреблять в речи различные грамматические формы: новые для него части речи, довольно сложные синтаксические конструкции. Обогащается и активизируется его словарь. Учитывая, что словарь даже старших дошкольников еще беден прилагательными и наречиями, воспитатель старается дать им больше именно этих частей речи. Он учит детей всматриваться в наблюдаемый объект, выделять в нем основное, сопоставлять, сравнивать с известным ранее. У детей развивается связная монологическая речь. И взрослый учит их говорить интонационно выразительно, регулировать силу своего голоса, темп речи.

К сожалению, в последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменению в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствует усвоению грамотой.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Предлагаемые детям упражнения со словом заставляют их размышлять по поводу увиденного и услышанного. Например, на заданный им вопрос «Ты кто?» каждый ребенок должен сказать о себе только одно слово: дочь, сын, девочка, мальчик и т.д.

В процессе работы по ознакомлению детей со звуковой стороной слова взрослый подводит их к уже осознанному употреблению терминов слово и звук.

По наблюдениям большинства исследователей, развитие языкового чутья теснейшим образом связано с формированием процессов словообразования, которые приводят к осознанию детьми многих языковых закономерностей (ЛС. Выготский, П. Я. Гальперин, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин и др.) .

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Усвоению термина слова помогают упражнения, в процессе которых дети подыскивают самое удачное слово – название рассматриваемой картины, игрушки, придумывают заглавие из одного слова к отрывку з книги или сказки, а также задания типа: «Скажи, кто это, разными словами(заяц-зайчик, зайчонок, заинька, косой, трусишка и т.д.» Осмыслению детьми термина слово и звук способствуют и игры, содержание которых направляется именно определенными словами и звуками  (в игре ребенок должен или, наоборот, не должен произносить их «Краски», «Телефон», «Да и нет»).

Для игр и упражнений со словами подбирается разнообразный наглядный материал: картинки, игрушки, используются предметы быта. Это помогает ребенку сосредоточить внимание на слове – названии предмета, подкрепляет его интерес к звучанию слова и не дает утомляться.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо ещё понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Процесс словообразования у дошкольников с задержкой психического развития сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития.

Старшего дошкольника взрослый продолжает учить вслушиваться в звучащее слово. Это очень важно: проговаривая слово, вслушиваясь в его звучание, ребенок как бы обследует слово, знакомится с ним как со звуковым явлением. Рекомендуется два способа произнесения слова с целью вслушивания в него, «прощупывания», обследования его:

а) если мы хотим показать ребенку, из каких именно звуков состоит данное слово, то произносим его, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно (ллуунна);  такой способ произнесения помогает ребенку не только расчленить слово на звуки, но и установить их последовательное расположение в слове;

б) если же внимание ребенка необходимо обратить на какой-то определенный звук слова, то усиленно выделяется голосом именно этот звук (ллуна, лууна и т.д.)

При обычном произнесении слова (луна) детям не заметен процесс составления слова из звуков, обследование звукового облика слова затруднено.

Естественно, что учить детей вслушиваться в слова нужно на начальном этапе работы по проникновению в звуковое строение слова. Но без этого невозможно в дальнейшем сформировать у них такие сложные умственные операции, как умение производить звуковой и слоговой анализ слова. Когда дети научатся заострять внимание на звуке речи. Воспитатель может произносить слова на занятиях обычным способом, без специального подчеркивания каких-либо звуков (луна).

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.

Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

Оборудование:

Силуэтные, предметные и сюжетные картинки с изображением: людей разных профессий, домашних животных, зданий, человека (части тела). Словесный материал: пословицы, поговорки

1. Игра «Знакомство»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов –ечк-, -очк-, -еньк- (Олечка, Танечка и т. д.)

2. Игра «Цепочка слов»

Цель: образование новых слов по образцу.

Образец ответа: человек – человечек – человечище.

Примерный речевой материал:

Кулак, нога, нос, рука, плечи, глаза, голос.

3. Игра «Придумай название своей улицы»

Цель: образование прилагательных от существительных.

Почта – почтовая;

Завод – заводская;

Школа – школьная;

Театр – театральная;

Фонтан – фонтанная и т. д.

4. Игра «Назови профессии»

Цель: образование существительных женского рода

Проводник – проводница

Учитель – учительница

Повар – повариха

Художник – художница

Писатель – писательница

Портной – портниха

Ткач - ткачиха и т. д.

5. Игра «Придумай имя»

Цель: Образование существительных от разных частей речи.

Родились у кошки котята все такие красивые, смышленые, игривые… Мы решали, мы гадали, как же нам котят назвать

Серый как дым – Дымок

Белый как снег – Снежок

Шалит – шалун

Рыжий – Рыжик

Маленький – малыш и т. д.

6. Игра «Договорите похожие слова»

Цель: образование глаголов от разных частей речи.

Хватит тебе молодцу, горе… горевать.

Скоро сказка… сказывается, да не скоро дело… делается.

Не в первой волку зиму … зимовать.

Молодое растёт, а старое… старится.

Всё живое хочет… жить.

В игровой форме, ребёнок будет учиться, проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

В результате проведённой подобной работы дети научаться обобщать значение морфологических элементов слов, сформируются умения их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально - семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка.

Доказано, что несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение детьми с общим недоразвитием речи устной и письменной речью, существенно снижает успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

В результате дети учатся слышать и выделять в любом слове все звуки, хорошо ориентироваться в звуковом строении слова, а также твердо запоминать указания, формулировки и задания воспитателя, относящиеся к звучащему слову, и осмысленно их выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников с задержкой психического развития

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним...

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития

В данной работе представлена система работы по формированию процесса словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР. Разработана система игр и игровых упражнений....

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...