ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Аминова Жанна Валентиновна

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                                                                                  Аминова Ж.В. учитель-   дефектолог                                            

       

В результате научно- технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко изменяет условия существования.Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагогов: от их экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения увлечь детей и увлечься самому. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения  является создание в каждом образовательном учреждении среды, в которой находился бы человек с раннего детства. В этой среде он должен не только жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Известно, что у детей с ЗПР, особенно к старшему дошкольному возрасту накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Естественно, имеются знания о человеке. Однако проведенный А.М.Федотовой эксперимент с целью выяснить, что дошкольники 5-6 лет знают о человеке, показал, что у детей данного возраста постепенно формируются знания о нем как живом существе, его некоторых потребностей и условиях их удовлетворения. Но эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенности.

Опираясь на проведенные исследования в области общей экологии А.Н.Захлебный, Б.Г.Иоганзен доказали, что экологически грамотное отношение к природе складывается под влиянием окружающей действительности и обучения. Основную цель экологического воспитания и образования они видят в формировании у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

Так, начиная с дошкольного возраста, детям с ЗПР необходимо показать положение человека в природе:

во-первых, человека как биологического организма, зависящего от других объектов живой и неживой природы;

во-вторых, как социального существа, способного регулировать воздействие антропогенного фактора на природу.

Вообще, представления, с одной стороны, связаны с чувственным опытом, с другой – с обобщением образа в процессе мышления, а затем в речи. Понятно, что чем полнее, точнее восприятие, тем полнее и точнее будет представление. Вот почему продолжает оставаться актуальным «золотое правило» Я.А.Коменского: «Всё должно представляемо для восприятия внешним чувством, а именно: видимо – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу и осязаемое – осязанию; если что – нибудь может быть воспринято несколькими чувствами, то и представляй этот предмет нескольким чувствам».

Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия, и не было бы представлений, знания детей ограничивались бы только тем, что они непосредственно наблюдают. Весь прошлый опыт не существовал бы, люди не могли бы представить будущее, строить проекты, планы.

Как мы видим, роль представлений в познании мира природы велика. Они являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных, культурологических качеств личности. Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения дошкольников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему.

Проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновала Г.Е.Сухарева. Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединского. Разработкой теоретических основ психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями занималась М.С.Певзнер. Они научно обосновали, что в дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Опыт показывает, что ребёнок с задержкой психического развития далеко не всегда самостоятельно использует в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Развитие ребёнка с задержкой развития имеет ту же тенденцию, что и дети нормально развивающиеся. Однако, мы не можем забывать, что восприятие ребёнка с задержкой развития проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе обучения и воспитания, что работа с ними должна иметь коррекционную направленность.

У разных людей преобладают разные виды представлений, что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека.

Так, у дошкольников с ЗПР представления возникают в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но всё же эти образы более обобщённые, чем те, которые формируются при простом восприятии. Но восприятие является материалом для развития представлений.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми с ЗПР близких по спектру цветов, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Страдает также и целостность восприятия. Имеются данные, указывающие на то, что дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по его части (С.К.Сиволапов), сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны. Ульенкова У.В. и Пускаева Т.Д. в своих исследованиях выявили, что у большинства дошкольников с ЗПР отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи.

Природа- существенная часть той объективной реальности. Существование природы не зависит от жизни и деятельности человека. Изменения, происходящие в природе не всегда подчиняются воле человека. Поэтому, необходимо знакомить детей дошкольного возраста с ЗПР с постоянно происходящими изменениями в природе, наблюдать их в естественных условиях, показывать их закономерность.

Для детей с задержкой развития характерно небольшое отставание в сроках развития восприятия природных явлений. Ещё А.Штраус и Л.Летинен в своей работе о детях с минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщённо формулируя таким образом обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия природы, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности знаний.

Поэтому специалисты выделяют специальные, коррекционные задачи:

-обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия природных явлений;

-ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация (по причине замедленного темпа восприятия)

-преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других- компенсация.

Исследования показали, что дошкольники с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту, недостаточным развитием внимания, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности. Эти особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характерных трудностях в оперировании образами-представлениями о природе.

           Существует ряд отличий в развитии мышления детей с  ЗПР и их нормально развивающихся сверстников. Выяснено, что дети с ЗПР 5-6лет пытаются объяснить причины некоторых наблюдаемых явлений: « птицы улетают на юг, потому что холодно, только воробьи остаются, потому что они привыкли». Часто они объясняют явления неправильно, путают причину и следствие («холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет; осень, потому что цветы вянут», им доступно понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы. Например, называют очерёдность двух ближайших сезонов (осень – зима; весна – лето), узнают на картине животных и описывают их: «Ёж зимой спит, а летом по лесу бегает. Что наколется на иголки, то и ест». Часто дети смешивают реалистические представления со сказочными: «Медведь лапу сосёт, как сосочку»; « Медведь зимой идёт греться в деревню».

Наряду с этим, дошкольникам с задержкой развития присущи недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счёт бедности опыта ребёнка, хотя именно бедность опыта обуславливает неполноценность восприятия и не поставляет достаточной информации. Л.В.Кузнецова и другие утверждают, что дети с ЗПР с трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе. Кроме того,они испытывают трудности при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга.  

Исследователи данной проблемы выделяют два направления работы по формированию экологических представлений дошкольников с ЗПР:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей с ЗПР можно сформировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в данный период жизни.

Наряду с этим выделяются критерии сформированности экологических представлений:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Иначе говоря, экологические представления-  это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в отставании развития всех форм мышления, памяти, внимания, восприятия. Следствием этого является то, что дети с ЗПР с трудом усваивают учебный материал, у них с отставанием формируются и представления о природе, связи человека с природой. Такое значительное отставание говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу, с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности

      Но может быть, необязательно работать над образованием представлений о природе, особенно с теми, с которыми они часто сталкиваются? Часто можно слышать, что дети это уже много раз видели, всё знают из личного опыта, и поэтому им не интересно. Однако специальные исследования этой проблемы показали, что складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию. Например, сосна и ель для многих детей это одно и тоже дерево. Дети не различают так привычных нам ворону и галку; ворон для них та же ворона, только самец. Число таких примеров можно увеличить. С другой стороны, установлено, что когда в привычных знакомых предметах дети устанавливают что-то необычное, новое для них, это привлекает особое внимание, вызывает интерес.

Разработанная  Н.Ф.Виноградовой система знакомства детей с сезонными явлениями в природе, определяет взаимосвязь предметов и явлений природы. На эту тему работают и другие авторы. Так, в статье « Формирование у старших дошкольников научных представлений  о взаимосвязи явлений природы» О.П.Даник рассматривает содержание работы по этой теме:

  • Наблюдение за природой и погодой. Календарь природы;
  • Наблюдение за солнцем;
  • Экскурсии;
  • Знакомство с растениями;
  • Сбор лекарственных трав;
  • Заготовка корма для зимующих птиц (плоды, семена, ветки, кора);
  • Знакомство с насекомыми;

Итак, педагогу нужно специально руководить процессом формирования экологических представлений у детей с ЗПР, добиваться возможно полной их точности, разносторонности, конкретности, яркости. «Нельзя рассчитывать на, то – пишет С.Л.Рубинштейн, - что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения, ребёнок всегда увидит в нём то и то, как это нужно. Мало слышать – нужно уметь слушать, мало видеть – нужно уметь смотреть».

   Мы предлагаем варианты занятий на формирование экологических представлений детей с ЗПР на занятиях и в повседневной жизни.

ЗАНЯТИЕ "РАССКАЖИ ДРУГУ СКАЗКУ"

Цель . Знакомить с различными жанрами устного народного творчества, формировать умение по серии картинок составлять "диафильм" с участием представителей животного и растительного мира, развивать творчество и воображение, учить рисовать иллюстрации к сказкам.

Материал. Набор красочно оформленных детских книг; заранее подготовленные "кадры" для "диафильма", в том числе пустые; цветные карандаши.

Ход занятия

Учитель:Посмотрите, сколько у нас интересных книг! Есть среди них и те, что вы уже знаете, и те, с которыми вам еще предстоит познакомиться. Сможете ли вы догадаться, для кого написаны эти книги?

Дети (Д.). Для нас.

У. Как вы догадались?

Д. По картинкам и по буквам большого размера.

У. Правильно! В этих книгах собраны удивительные истории и волшебные сказки. А знаете ли вы, что эти истории и сказки люди сочиняли задолго до появления письменности. Они передавали их от отца к сыну, от бабушки к внучке - от одного поколения к другому.

События, о которых повествуется в сказке, составляют ее сюжет. Он должен увлечь слушателя, должен поведать ему что-то новое, интересное.

Древние люди создавали рассказы о богах и богинях, о героях, наделенных недюжинными способностями. Они называются мифами. С их помощью люди пытались понять устройство мира, объяснить явления природы (почему идет дождь, почему наступают день и ночь и т.д.). Мы знаем, у многих народов, живущих в разных уголках мира, говорящих на разных языках, мифы очень похожи между собой. Как вы думаете почему?

Д. Наверно, потому, что явления природы на Земле везде одинаковые: на смену дню приходит ночь, идут дожди, солнце всходит и заходит и т.д.

У. Верно! Практически у всех народов есть сказания о боге солнца, боге дождя, о повелителе ветра и т.п. Люди, придумывая мифы, пытались, как я уже сказала, объяснить создание мира. (Педагог может в основу занятия положить любой сюжет.)

Далее педагог рассказывает содержание мифа о Вороне, предлагает составить "диафильм" о сотворении мира по мотивам этого мифа.

-Кадр 1 . Ворон, долго летавший над водой, никак не мог найти место, где бы можно было отдохнуть. Тогда он решил создать сушу и начал бросать камешки. Так появились острова. (На кадре можно изобразить их.)

-Кадр 2 . Это рассказ о том, как Ворон сотворил сначала деревья и траву, а потом в лесу поселил зверей, в воздухе - птиц, в море - рыбу. (На кадре все это изображается.)

У. Как вы думаете, что должно появиться в следующем кадре?

Д. Человек.

-Кадр 3. После нескольких неудачных попыток Ворон сумел сделать из глины человека.

Дети или отыскивают среди заготовленных кадров нужный, или на пустом кадре рисуют свою версию и вставляют кадр в "диафильм".

В. Давайте пофантазируем, что могло произойти дальше, продолжим сюжет этого мифа.

Дети вместе с воспитателем развивают сюжет мифа.

В. Что должны делать люди, чтобы не погибнуть.

Д. Они должны добавить пищу (чтобы не умереть с голоду), шить одежду (чтобы не замерзнуть), строить жилища (чтобы укрываться от непогоды) и т.д.

У. Давайте подумаем, что мы изобразим на следующем кадре.

Детям раздаются пустые кадры, на которых они изображают свой вариант продолжения мифа: приготовление пищи, строительство хижины и т.п. Затем вместе с педагогом определяют последовательность кадров (что сначала, что потом) и вставляют их в "диафильм" (в нужной последовательности).

У. Давайте озвучим наш "диафильм".

Варианты. Озвучивание всего фильма делает один ребенок; каждый озвучивает тот "кадр", который он сам "снял".

У. На занятии вы научились создавать "диафильмы" по сюжету сказки. Дома, используя сюжет любимой сказки, "снимите"; покажите их мамам и папам, маленьким братьям и сестрам

.

ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"

Цель . Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, где именно растут грибы; формировать умение работать с бумагой и клеем, находить съедобные грибы на дидактической картине; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал. Картинки с изображением леса, грибов; дидактическая игра "Грибная полянка"; наряд Гриба-лесовика; цветная бумага, клей, скрепки.

Ход занятия

В. В конце лета и в начале осени самое время собирать грибы. Кто из вас ходил в лес за грибами? (Ответы) Предлагаю отправиться туда. Хотите?

Д . Да.

В. С чем ходят в лес за грибами?

Д . С корзинками.

В. У нас их нет, но мы их сделаем.

Воспитатель вместе с детьми из заготовленных заранее деталей цветной бумаги собирают "корзинки", скрепляя их детали клеем или скрепками.

В. Каждый сделал для себя "корзинку". И теперь отправляемся в "лес". (Под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения, дети идут по группе.) Вот мы и в лесу . (В группе висит большая картина с изображением деревьев, кустарников, пней, грибной полянки, разных грибов. Оформление лесной поляны зависит от фантазии воспитателя: можно на ковре расставить картонные деревья, на полу разложить нарисованные или вырезанные из журналов, книжек, дидактических материалов грибы.) Присядем на полянку и оглядимся вокруг. Посмотрите, сколько здесь грибов! Рассмотрим их, а я сейчас позову гостя.

Уходит, переодевается в наряд Гриба-лесовика, вновь появляется.

Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы). Рассмотрели картинку? Каких моих родственников вы можете назвать? (Ответы). А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?

Д. Грибник.

Гриб-лесовик . Вы знаете, как правильно собирать грибы? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы?

Д. Съедобные и несъедобные.

Гриб-лесовик . Представьте себе: вы нашли в лесу гриб, но не знаете, что это за гриб. Как вы поступите? (Ответы). Правильно, лучше такой гриб не трогать. Он может пригодиться кому-нибудь из зверей. Давайте поиграем в игру "Грибная полянка". В мой лес можно идти только с корзинкой - это первое правило. Согласны?

Д. Да, у нас есть корзинки.

Гриб-лесовик . Хорошо. Слушайте внимательно правило второе. Нужно собрать не менее трех грибов. Их на моей полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках. За каждый найденный и правильно названный съедобный гриб и буду награждать. А еще нужно о нем составить рассказ. Кто расскажет о всех собранных грибах, тому я дам красный кружочек. У кого больше правильных ответов, у того и больше кружочков. Тот и победит.

Гриб-лесовик и дети играют в игру "Грибная полянка". После того как дети соберут все съедобные грибы, выслушивает их рассказы, награждая за каждое правильное задание, подводит итоги игры.

Гриб-лесовик. Как много вы собрали грибов! Что с ними делать? Не пропадать же им. Давайте сварим из них грибной суп.

Д. Давайте.

Гриб-лесовик . Грибы у нас есть, но для супа этого недостаточно. Максим, Катя, Руслан, Ирина подберут те продукты, которые нужны для приготовления супа. (На столе лежат вермишель, лук, капуста, морковь, яблоко и т.д. Дети подбирают нужные продукты для супа.) Продукты подобраны? Что с ними нужно сделать?

Д. Почистить и сварить.

Гриб-лесовик. Молодцы! Закройте глаза и повернитесь ко мне спинами. (Убирает продукты и ставит кастрюлю с уже готовым грибным супом.) Итак, все готово (открывает крышку кастрюли). Попробуем, что у нас получилось? А что надо сделать перед едой?

Дети отвечают и вместе с взрослыми идут мыть руки. Затем рассаживаются за столы, вспоминают правила поведения во время еды, пробуют суп.

Гриб-лесовик . Приятного аппетита!

Д. Спасибо.

Итог занятия . Проводится заключительная беседа. Дети свои корзинки с "грибами" забирают домой.

Прогулка <Рябина и рябинка>

Цель. Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.

Ход прогулки

Педагог. Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?

Дети. Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.

Педагог. Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно?

Дети. Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.

Педагог. Посмотрите на дерево, на его кронбина - так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину?

Дети. Из ее ягод варенье варят, чай заваривают.

Педагог. Кто еще любит ягоды рябины?

Дети. Птицы: снегири, свиристели, вороны.

Педагог. Рябине в народном кален-даре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом. (Срывает веточку с гроздьями рябины, дает попробовать ягоды на вкус. Ведет детей к зарослям пижмы.) Как называется это растение? В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи?

Дети. Листья такие же.

Педагог. А какого цвета их листья? Сверху? Снизу?

Дети. Сверху темно-зеленые, снизу у пижмы - сероватые.

Педагог. Опишите цветки пижмы.

Дети. Они похожи на ярко-желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины.

Педагог. А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить ее от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?

Дети. У нее листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины,- в виде зонтика.

Педагог предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы еще раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить ее с рябиной-оберегиней.

ИГРА "ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

ИГРА "ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ"

Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Далее педагог знакомит детей с правилами игры.

Имитационно-подражательные упражнения

Яблоневый сад

Чуть слышно осень наступает, Плоды на ветках созревают. Уж ягод сладких полон лес. И дождь осенний льет с небес. Сад давно уж нас зовет... Мы отправимся в поход.

Ходят на носках.

Вот дорога впереди. Боком надо нам пройти.

Идут приставным шагом боком.

Высоко ноги поднимая, Весело шагаем.

Шагают с высоким подъемом колена.

Ступеньки к озеру спешат, Прыгать нам они велят. По дорожке земляной Идем "змейкой",

Прыгают на обеих ногах с про-движением вперед. Ходят "змейкой".

Затем обычною ходьбой. Врассыпную все идем. Скоро-скоро сад найдем.

Идут обычным шагом. Ходят врассыпную.

Увидали сад и побежали.

Бегут по кругу с ускорением и замедлением в зависимости от темпа музыки.

Что в саду мы увидали? Яблоки красные Высоко на ветках, Их достанем, детки.

Останавливаются, повернувшись лицом в круг. И.п. - основная стойка. 1 -руки вперед, вверх, подняться на нос-ки. 2 - вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Вот они какие - Красные, большие.

И.п. - сесть с прямыми ногами, руки внизу, впереди. 1- развести руки в стороны, назад. 2- вер-нуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Яблоки под деревом найдем И в кучу соберем.

И.п.- сесть, ноги врозь, руки вниз. 1 - руки в стороны-назад. 2 - руки вперед-вниз. Повторить 5-6 раз.

Дети яблоню потрясут -

И.п. - лежа на спине, руками обхватить согнутые в коленях ноги.

Яблоки качаться начнут.

1-4 - раскачивание вперед-на-зад. Повторить 5-6 раз.

Яблоню мы потрясли,

И.п. - опора на колени и кисти рук.

Яблоки попадали. Заглянем под ветки: Нет ли яблок, детки?

1 - руки согнуть в локтевых суставах, туловище прогнуть, сделать подлезание вперед. 2 - вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

Яблоко с ветки упало И запрыгало, поскакало.

Прыжки по показу ведущего.

Яблок много мы собрали И немножечко устали. По саду долго мы гуляли, Свежим воздухом дышали, Руки в стороны, к плечам - Не нужна усталость нам. Руки вверх, вниз, вперед - Пора заканчивать поход.

Идут спокойно врассыпную, под-нимая руки в стороны, вверх, вниз, к плечам.

Подвижные Имитационно-подражательные игры

Игра "Лягушки" (прыжки)

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. 

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Игра "Лиса и куры" (бег, прыжки, лазание)

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку, гимнастическую стенку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

          Используемая литература:

1. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ.высш. учеб.заведений /А.А.Катаева, Е.А.Стребелёва. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. _ 207 с.

2.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И.Аквилёва, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.Под ред. Н.М.Назаровой. – 3-е изд, испр.  –М.:Издательский центр « Академия», 2004.

3. Обучение детей  с нарушением интеллектуального развития(Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горский и др. Под ред.Б.П. Пузанова. – М., 2001.

4. Е.Корзакова Формирование обобщённых представлений о некоторых явлениях неживой  природы./ Дошкольное воспитание , 1982, № 11, с.39

5.  Золотова Е.И. Роль сравнения в ознакомлении детей с животными / Дошкольное воспитание, 1971, №2.

6.Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. И доп.-Н.Новгород: НГПУ,1994, 230с.

18.С.Н. Николаева в своей статье «Теоретические основы формирования обобщённых представлений о природе»

7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой. Пособие для воспитателя дет.сада.: М., просвещение, 1978.

8. Даник О.Л. Формирование у младших школьников научных представлений о взаимосвязи явлений природы.// Взаимосвязь познавательной активности младшего школьника: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1987.

9.Дети с ЗПР / Под.ред.Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, И.А.Цыпиной., М: Педагогика, 1984.

10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. И.И Подъякова, А.Ф.Говорковой, М.: Педагогика, 1985.

11. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

12.Куликова Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста / На материале экскурсий в природу: / Автореф.дис…канд.псих наук. – М., 1984.

13. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1993.
14
.КОЛОСКОВ А.В. Игры в экологическом воспитании детей // Биология в шк. 1997. 5. С. 70-72.
15. НИКОЛАЕВА С. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. 12.
16. НИКОЛАЕВА С. Наблюдая - познаем: Экол. воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1991. 1. С. 4-10.  
17. НИКОЛАЕВА С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада. М.: Новая шк., 1995. 160 с. В прил.: Экология в картинках / В. Танасийчук.
18. НИКОЛАЕВА С.Н. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993. С. 158-169.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и  в школе....

Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития...

"Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"

Педагогический опыт "Система формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития"...

Формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде в...