Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
методическая разработка
1.Актуальность.
2.Цель.
3.Задачи.
4.Ожидаемый результат.
5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t_ehnologiya_remp_2017.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
развития элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР
(И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
Актуальность
Те знания и умения, которые ребёнок приобретает в дошкольный период жизни, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах. Из-за ослабленного здоровья и других неблагоприятных факторов, влияющих на развитие детей с ЗПР, некоторые из них имеют недостаточную математическую подготовку. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе.
Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.
На обучении математике не могут не сказаться такие особенности слабоподготовленных детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевёрнутом положении, при плохом освещении, нечётком графическом изображении или если объекты перечёркнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объёма внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями. Поэтому при решении задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия; отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда часты их ошибки при выполнении этого вида работ: выбор неправильного арифметического действия, неверная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приёмами запоминания. Они склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.
Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.
Основные направления этой работы базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию.
Цель: развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счётных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.
Задачи:
1.усвоение элементарного математического словаря
2.развитие мыслительных операций
3.развитие речи
Ожидаемый результат:
У детей с ЗПР сформированы элементарные представления о признаках предметов, количестве, числе, сформированы способы измерения. Дети выполняют простейшие счётные операции, составляют и решают арифметические задачи на сложение и вычитание (самостоятельно или с помощью педагога), владеют элементарным математическим словарём, отвечают на вопросы полным ответом.
Ежегодный план реализации технологии
«Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития»
(И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
В соответствии с технологией еженедельно проводится по одному дополнительному занятию для детей с задержкой психического развития старшей группы и для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы.
Первый год обучения
№ п/п | Период | Система коррекционной работы |
1. | Сентябрь | Диагностика сенсорного развития |
2. | Первый период (сентябрь-ноябрь) | 22 занятия (2 занятия в неделю) |
3. | Второй период (декабрь) | 8 занятий (2 занятия в неделю) |
4. | Декабрь | Диагностика сенсорного развития |
5. | Второй период (январь-февраль) | 14 занятий (2 занятия в неделю) |
6. | Третий период (март-май) | 22 занятия (2 занятия в неделю) |
7. | Май | Диагностика сенсорного развития |
Второй год обучения
№ п/п | Период | Система коррекционной работы |
1. | Сентябрь | Диагностика сенсорного развития |
2. | Первый период (сентябрь-ноябрь) | 29 занятий (3 занятия в неделю) |
3. | Второй период (декабрь) | 14 занятий (3 занятия в неделю) |
4. | Декабрь | Диагностика сенсорного развития |
5. | Второй период (январь-февраль) | 22 занятия (3 занятия в неделю) |
6. | Третий период (март-май) | 30 занятий (3 занятия в неделю) |
7. | Май | Диагностика сенсорного развития (итоговая) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр на занятиях по развитию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Задачи :- Закрепить знание детей в сравнении предметов по величине (широкий, узкий, длинный, короткий).- Счёт 1-5.- Повторить геометрические фигуры, видеть форму предметов, соотносить ее с назва...
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы
Занятие по ФЭМП у детей 6–7 лет с ЗПРТема: «Геометрические фигуры» (закрепление)....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития
В материале представлен конспект ООД для детей с задержкой психического развития подготовительной группы по разделу развития элементарных математических представлений...
Методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития»
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами мн...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»...
Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.
Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.Создание условий дл...