Главные вкладки

    Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
    методическая разработка

    КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

    1.Актуальность.

    2.Цель.

    3.Задачи.

    4.Ожидаемый результат.

    5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл t_ehnologiya_remp_2017.docx16.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология

    развития элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР

    (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

    Актуальность

              Те знания и умения, которые ребёнок приобретает в дошкольный период жизни, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах. Из-за ослабленного здоровья и других неблагоприятных факторов, влияющих на развитие детей с ЗПР, некоторые из них имеют недостаточную математическую подготовку. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

    Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.

    На обучении математике не могут не сказаться такие особенности слабоподготовленных детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевёрнутом положении, при плохом освещении, нечётком графическом изображении или если объекты перечёркнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объёма внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями. Поэтому при решении задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия; отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда часты их ошибки при выполнении этого вида работ: выбор неправильного арифметического действия, неверная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

    Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приёмами запоминания. Они склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

    Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.

    Основные направления этой работы базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию.

             Цель: развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счётных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

    Задачи:

    1.усвоение элементарного математического словаря

    2.развитие мыслительных операций

    3.развитие речи

    Ожидаемый результат:

    У детей с ЗПР сформированы элементарные представления о признаках предметов, количестве, числе, сформированы способы измерения. Дети выполняют простейшие счётные операции, составляют и решают арифметические задачи на сложение и вычитание (самостоятельно или с помощью педагога), владеют элементарным математическим словарём, отвечают на вопросы полным ответом.

    Ежегодный план реализации технологии

    «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития»

    (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

    В соответствии с технологией еженедельно проводится по одному дополнительному занятию  для детей с задержкой психического развития старшей группы и  для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы.

    Первый год обучения

    п/п

    Период

    Система коррекционной работы

    1.

    Сентябрь

    Диагностика сенсорного развития

    2.

    Первый период (сентябрь-ноябрь)

    22 занятия (2 занятия в неделю)

    3.

    Второй период (декабрь)

    8 занятий (2 занятия в неделю)

    4.

    Декабрь

    Диагностика сенсорного развития

    5.

    Второй период (январь-февраль)

    14 занятий (2 занятия в неделю)

    6.

    Третий период

    (март-май)

    22 занятия (2 занятия в неделю)

    7.

    Май

    Диагностика сенсорного развития

    Второй год обучения

    п/п

    Период

    Система коррекционной работы

    1.

    Сентябрь

    Диагностика сенсорного развития

    2.

    Первый период (сентябрь-ноябрь)

    29 занятий (3 занятия в неделю)

    3.

    Второй период (декабрь)

    14 занятий (3 занятия в неделю)

    4.

    Декабрь

    Диагностика сенсорного развития

    5.

    Второй период (январь-февраль)

    22 занятия (3 занятия в неделю)

    6.

    Третий период

    (март-май)

    30 занятий (3 занятия в неделю)

    7.

    Май

    Диагностика сенсорного развития (итоговая)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

    Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

    Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

    Использование игр на занятиях по развитию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

    Задачи :- Закрепить знание детей в сравнении предметов по величине (широкий, узкий, длинный, короткий).- Счёт 1-5.- Повторить геометрические фигуры, видеть форму предметов, соотносить ее с назва...

    Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

    Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...

    Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

    Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

    Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития

    Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития...