Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
методическая разработка

КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

1.Актуальность.

2.Цель.

3.Задачи.

4.Ожидаемый результат.

5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t_ehnologiya_remp_2017.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология

развития элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР

(И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

Актуальность

          Те знания и умения, которые ребёнок приобретает в дошкольный период жизни, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах. Из-за ослабленного здоровья и других неблагоприятных факторов, влияющих на развитие детей с ЗПР, некоторые из них имеют недостаточную математическую подготовку. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.

На обучении математике не могут не сказаться такие особенности слабоподготовленных детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевёрнутом положении, при плохом освещении, нечётком графическом изображении или если объекты перечёркнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объёма внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями. Поэтому при решении задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия; отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда часты их ошибки при выполнении этого вида работ: выбор неправильного арифметического действия, неверная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приёмами запоминания. Они склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.

Основные направления этой работы базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию.

         Цель: развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счётных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

Задачи:

1.усвоение элементарного математического словаря

2.развитие мыслительных операций

3.развитие речи

Ожидаемый результат:

У детей с ЗПР сформированы элементарные представления о признаках предметов, количестве, числе, сформированы способы измерения. Дети выполняют простейшие счётные операции, составляют и решают арифметические задачи на сложение и вычитание (самостоятельно или с помощью педагога), владеют элементарным математическим словарём, отвечают на вопросы полным ответом.

Ежегодный план реализации технологии

«Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития»

(И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

В соответствии с технологией еженедельно проводится по одному дополнительному занятию  для детей с задержкой психического развития старшей группы и  для детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы.

Первый год обучения

п/п

Период

Система коррекционной работы

1.

Сентябрь

Диагностика сенсорного развития

2.

Первый период (сентябрь-ноябрь)

22 занятия (2 занятия в неделю)

3.

Второй период (декабрь)

8 занятий (2 занятия в неделю)

4.

Декабрь

Диагностика сенсорного развития

5.

Второй период (январь-февраль)

14 занятий (2 занятия в неделю)

6.

Третий период

(март-май)

22 занятия (2 занятия в неделю)

7.

Май

Диагностика сенсорного развития

Второй год обучения

п/п

Период

Система коррекционной работы

1.

Сентябрь

Диагностика сенсорного развития

2.

Первый период (сентябрь-ноябрь)

29 занятий (3 занятия в неделю)

3.

Второй период (декабрь)

14 занятий (3 занятия в неделю)

4.

Декабрь

Диагностика сенсорного развития

5.

Второй период (январь-февраль)

22 занятия (3 занятия в неделю)

6.

Третий период

(март-май)

30 занятий (3 занятия в неделю)

7.

Май

Диагностика сенсорного развития (итоговая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр на занятиях по развитию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Задачи :- Закрепить знание детей в сравнении предметов по величине (широкий, узкий, длинный, короткий).- Счёт 1-5.- Повторить геометрические фигуры, видеть форму предметов, соотносить ее с назва...

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития

В материале представлен конспект ООД для детей  с задержкой психического развития подготовительной группы по разделу развития элементарных математических представлений...

Методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития»

Формирование элементарных математических представлений  предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами мн...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»...

Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.

Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.Создание условий дл...