мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения"
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Махлова Валентина Николаевна

мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                   

        Мастер – класс для родителей:Тема: «Развитие зрительно – моторной координацииу детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) старшего дошкольного

возраста посредством техники оригами в соответствии  с ФГОС». (из опыта работы).                                                                        

                       Цель модели организации  дополнительного образования с учетом ФГОС ДО: создание условий для повышения его доступности, современного качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.  Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

1.    Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей.

2.  Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста.

                                                     

Решая задачи воспитания и обучения детей в группах с нарушениями зрения, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья, полноценного развития, уделяю внимание развитие зрительно – моторной координации посредством техники оригами (через кружковую работу), как одному из эффективных и дополняющих средств коррекции и активации зрения детей, которое сообразно восстановительному лечению и общего состояния здоровья.

        Развитие зрительно – моторной координации  посредством техники оригами представлено мной как средство для понимания ребенка и помощи ему и имеет значение для его последующего развития. В этом виде труда осуществляю развитие конструктивных способностей, полезных практических навыков и ориентировок, развитие внимания, сообразительности, настойчивости в достижении положительного результата, бережного отношения с материалом. Формирую чувственные способности, знания о сенсорных эталонах формы, величины, цвета, пространства. Все это способствует обогащению образов, развитию речи, мышления.

Главная направленность дополнительного образования посредством техники оригами – это эффективное средство коррекции зрения. В процессе изготовления поделок из разных видов и цветов бумаги, картона имеется возможность развивать зрительное восприятие и компенсировать зрительную недостаточность за счет формирования полисенсорных взаимосвязей.

        Цель: Создавать условия для развития зрительно – моторной

        координации  у детей с нарушением зрения старшего дошкольного         возраста посредством техники оригами.                                          

ЗАДАЧИ: 

Обучающие:

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  2. Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  3. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  4. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  5. Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
  2. Расширять коммуникативные способностей детей.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

Коррекционные:

  Развивать зрительное восприятие, различительно цветовую функцию глаз, остроту зрения.        

Формировать компенсаторские способы деятельности, обеспечивающие  нормальное развитие ребенка в условиях сенсорной недостаточности, способствующих социальной  адаптации и интеграции в общество.

Предполагаемые результаты. Стабилизация остроты зрения и всего психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу.

 Принципы организации развития зрительно – моторной         координации посредством техники оригами.

Исходя из особенностей детей с косоглазием и амблиопией, использую основные принципы организации дополнительного образования и всей коррекционной работы:

- научной обоснованности  и практической приемлемости;

-единства воспитательных, развивающих, коррекционных и обучающих целей и задач процесса образования детей  дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения  и  навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- интеграция образовательных областей в соответствии  возрастными  возможностями: физическое, познавательное, речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности   детей  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

- учет специфических особенностей развития детей с нарушением зрения, при отборе содержания программы.

Эти принципы позволяют мне обеспечивать высокую активность гораздо большего числа детей, устанавливать обратную связь, учитывать продвижение каждого ребенка. Позволяет детям договариваться между собой, определять последовательность работы, распределять ее, работать по схемам, по пооперационным картам.

     Анализ теоретических источников (Л.И.Плаксиной, В.Ф.Базарного, Л.В. Куцаковой «Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду», Т.Б. Сержантовой «366 моделей оригами», С.И. Мусиенко «Оригами в детском саду») способствовал разработке:                                          *программы по дополнительному образованию: «Развитие зрительно – моторной координацииу детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) старшего дошкольного возраста посредством техники оригами »,                                                                                                                    *проекта : «Оригамия».                                                                                    *комплексно – тематического плана дополнительного образования с учетом ФГОС с детьми с 5 до 7 лет, с включением в него познавательной и развивающей сферы сенсорной деятельности детей с нарушением зрения:

* разработала серию занятий, развлечений, индивидуальной работы (через кружковую работу посредством техники оригами).

I  год обучения- старшая группа

Знакомство  с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление   простых поделок, доступных детям старшей группы.

II год обучения - подготовительная к школе группа.

Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист»,  «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению  базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы

     Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества применяю современные педагогические технологии, направлены на реализацию ФГОС:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий  д.м. наук В.Ф.Базарного.

Дополнительное образование посредством техники оригами как коррекционное развитие строю с учетом состояния зрения детей  и заболевания глаз, с использованием основных цветов и их оттенков, дидактического материала соответствующего размера, контролируя зрительные нагрузки.   

Применяю элементы методики доктора медицинских наук В.Ф.Базарного, цель которой вернуть многообразный, цветной, движущийся мир в учебные комнаты. В этом году благодаря участия в краевой программе «Дети Алтая» были приобретены ростомерная мебель, новые конторки, что позволило проводить образовательную деятельность в режиме динамической смены поз. Часть занятия ребенок стоит на массажных ковриках за конторкой, другую часть сидит за столом. Режим динамических поз позволяет эффективно развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат, творческие способности, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны.                                      

Использую  максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал. Проводим физкультурных занятий. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения. Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную нагрузку..

   Включаю упражнения для развития периферического, бокового, бинокулярного зрения, чередующиеся с релаксационными паузами. Включаю игры и задания, разработанные Л.И.Плаксиной, закрепляющие развитие зрительной двигательной памяти и координации.

Чтобы облегчить процесс зрительной ориентации, применяю пооперационные карты, схемы, модели действий и результатов труда.

Дополнительное образование посредством техники оригами провожу один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Методические рекомендации

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывал: об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование:

Концептуальными основами организации коррекционного процесса считаю обеспечение оптимальных условий для системного комплексного непрерывного обучения детей дошкольного возраста:

1.  в хорошо освещенном месте находятся бумага разных цветов и размеров;

  1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений);
  2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами);
  3. Салфетки: бумажная, тканевая;
  4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами;
  5. Кисти;
  6. Пооперационные карты, альбомы с рекомендациями по изготовлению бумажных фигурок.

Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.                 Подобрала и оформила картотеку коррекционных игр, физминуток для глаз, релаксационных пауз, пальчиковых игр, набор индивидуальных бумажных офтальмотренажеров.

Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности, которая сообразна восстановительному лечению.

Уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, внедряю активные методы и формы работы с семьей.

Провела родительские собрания на темы: «Роль оригами в воспитании и развитии детей старшего возраста», «Особенности здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в работе с детьми с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием)», мастер – класс «Бумагапластика» совместно со студентами педколледжа.

Использую эффективные формы взаимодействия: Встречи «за круглым столом», родительские посиделки «Делай, как я и научи ребенка», выставки совместного творчества родителей и детей.

Предусматриваю возможность участия в кружковой работе посредством техники оригами родителей. При этом демонстрируются не только умения детей, но и осуществляется наглядный показ родителям, как можно занять свободное время детей дома.

Предлагаю советы, памятки, каким образом создать дома необходимые условия для свободной самостоятельной деятельности, чтобы дети смогли достичь успехов в изготовлении поделок посредством техники оригами, а значит улучшить зрительные функции глаз.

     

 Аргументацией достигнутых результатов также является участие детских работ, выполненных посредством техники оригами в конкурсах на различных уровнях, стабилизация остроты зрения, глазодвигательных функций при косоглазии и амблиопии, развитие точности движений, чувства локализации в пространстве и развитие мелкой моторики рук.

В перспективе ставлю изучение и внедрение новых инновационных технологий, здоровьесберегающих методик В.Ф.Базарного

1.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Н.: ВОС, 1985.-105 с.

2.Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Н.:1990, - 262 с.

3.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Л. И. Плаксиной.

4.Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – М.: 5-ое издание «Айрис-Пресс», 2006. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Актуальность проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Виды и условия проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Развитие зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения

Игровые приемы и способы развития координации в работе руки и глаза у детей дошкольного возраста...