Комплекс игровых упражнений для снижения агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Данный комплекс игровых упражнений по снижению агрессивности младших школьников с УО составлен на основе реализующих задач в школьном коррекционно-образовательном учреждении для детей с умственной отсталостью, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Поводом для составления комплекса игровых упражнений по снижению агрессивности младших школьников с УО послужили результаты, полученные в ходе обследование  поведения  младших школьников с умственной отсталостью на конфликтность и агрессивность, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Многим детям с умственной отсталостью школьного возраста  свойственна агрессивность. «Агрессивность - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.)» Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием  сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что школьник с интеллектуальной недостаточностью  не всегда осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Отличительной чертой комплекса игровых упражнений по снижению агрессивности младших школьников с УО  является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Настоящий комплекс  может использоваться как составная часть более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но его самостоятельное применение не снижает своего эффекта. Основная цель применения игровых упражнений - помочь детям с умственной отсталостью младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, являющейся одним из сильных развивающих средств для детей с УО, так как является ведущим видом деятельности для них. Проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Комплекс коррекционных игр рассчитан  на  20 занятий.  Каждое занятие рассчитано на 45 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, основные игры и ритуал прощания. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения). Все занятия имеют примерно одинаковую структуру. Почти на каждом занятии дети учили новое правило или новый прием эмоциональной регуляции. Таким образом, от первого к двадцатому занятию дети обучаются:

1)  сдерживанию негативных эмоций, социально приемлемому выходу их конфликтных ситуаций, саморегуляции, отыгрыванию страхов;

2)  навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;

3)  формировать осознание собственного эмоционального мира, чувств других людей, развитие эмпатии.

Цели комплекса:

1)  формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;

2)  формирование поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими;

3)  коррекция и профилактика агрессивности у школьников младшего возраста с УО.

Задачи комплекса:

1)  оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;

2)  создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности;

3)  снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;

4)  оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением;

5)  гармонизация уровня базальной эмоциональной регуляции;

6)  обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности школьника:

1)  эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции);

2)  когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);

3)  поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);

4)  двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Методы и приемы, используемые в комплексе:

1)  словесные и подвижные игры на взаимодействие;

2)  ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

3)  психогимнастика (имитационные игры);

4)  арт-терапия (свободное и тематическое рисование);

5)  телесно-ориентированная терапия;

6)  сказкотерапия;

7)  метафорические этюды-релаксации;

8)  беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;

9)  проигрывание проблемных ситуаций;

10) релаксация;

11) функциональная музыка.

Критерии эффективности комплекса:

1)  снижение уровня агрессивности;

2)  умение контролировать поведение;

3)  умение решать проблемные ситуации;

4)  повышение коммуникативных навыков;

5)  формирование новых стереотипов поведения.

Структура занятий:

1)  ритуал приветствия;

2)  основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения);

3)  ритуал прощания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игровых упражнений для снижения агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

неделя

Форма проведения:

групповое

Содержание занятий

1

неделя

Занятие  1             тема: Знакомство

Приветствие: «Интервью»

Цель - создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии

Основная часть:

  1. «Обзывалки»

Цель - выплестнуть свой гнев

  1. «Головомяч»

Цель -  нахождение способа из сложной ситуации

  1. «Слепой и поводырь»

Цель - снятия излишнего мышечного напряжения и создание атмосферы принятия и понимания, развитие чувства доверия к окружающим. 

Рефлексия: дети  выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

- солнышко;

- солнышко с тучкой;

- тучку;

- тучку с дождиком;

- тучку с молнией.

Занятие 2 тема: Здравствуйте, это Я

Приветствие:  «Приветствие без слов»

Цель - преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров

Основная часть:

  1. «Два барана»

Цель - снять эмоциональное напряжение и выплестнуть свой гнев

  1. «Камушек в ботинке»

Цель - нахождение способа   выхода из сложной ситуации  и снятие напряженности, невротических состояний, страхов

  1. «Баржа»

Цель - снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление неуверенности в себе.

Рефлексия: Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

2  неделя

Занятие 3

тема: Мое настроение

Приветствие: «Поиграем с ручками»

Цель: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

Основная часть:

  1. «Игра в кляксы»

Цель: выход агрессивности, снятие нервного напряжения через социально безопасные действия

  1. «Мои чувства»

Цель: - создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, эмпатии.

  1. «Прогулка в горах»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление неуверенности в себе.

Рефлексия: «Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно;

коричневая – трудно, волнительно;

белая – безразличие, скука, усталость.

Занятие 4

тема: «Копилка добрых дел»

Приветствие: «Зеркало эмоций»

Цель: формировать умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности.

Основная часть:

  1. «Толкалки»

Цель: - Выплеснуть свой гнев.

  1. Инсценирование сказки «Репка»

Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

  1. «Колокол»

Цель:  - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Рефлексия:  Рисование своего настроения

Цель: упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

3 неделя

Занятие 5 тема: Все вместе

Приветствие: «Паровозик»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.

Основная часть:

  1. «Жужа»

Цель: выплеснуть свой гнев.

  1. «Король»

Цель: поиск способа выхода из сложной ситуации

  1. Релаксационное упражнение «Лентяи»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжение напряжения.

Рефлексия:  «Цветы и бабочки»

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового);

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Занятие 6
тема: Мы тебя любим

Приветствие:  «Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Основная часть:

  1. «Связующая нить»
  2. Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
  3. «Высвобождение гнева»
  4. Цель: отработка негативных эмоций.
  5. «Мы тебя любим»

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Рефлексия:

Ребенок выбирает в соответствии с настроением сердечко: Большое – хорошее настроение, маленькое  – плохое настроение.

4 неделя

Занятие 7

тема: Мешочек криков

Приветствие: «Ласковое имя»

Цель: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Основная часть:

  1. «Портрет: когда я разозлился»

Цель: выплеснуть свой гнев

  1. «Мешочек криков»

Цель: показать способ, как можно успокоиться, выплеснуть негативные эмоции.

  1.  Релаксационное упражнение «Катание на облачке»

Цель: снятие мышечного и эмоционального  напряжения.

Рефлексия:

На облачке нарисовать, какой ты, сердитый или добрый.

Занятие 8

тема: мы с тобою так похожи

Приветствие: «Передай сигнал»

Цель: энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему "Я".

Основная часть:

  1. «Рубка дров»

Цель: выплеснуть свой гнев.

  1.  «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

  1. «Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Рефлексия:

Рисование своего настроения

Цель: упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

5 неделя

Занятие 9

тема: Дружба

Приветствие: «Связующая нить»  

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

Основная часть:

  1. «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. 1. 2. «Только вместе!»

  1. «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению.

  1. «Летний дождь»        

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения.

Рефлексия:

«Взаимоотношения»

Цель: формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

Занятие 10

тема: На правильном пути

Приветствие: «Слово-шаг»

Цель: активизация в словаре ребенка «добрых слов», акцентуация на тех приятных качествах и явлениях, которые они обозначают.

Основная часть:

  1. «Недружеский шарж»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

2)«Ласковые лапки»

Цель: поиск способа выхода из сложной ситуации.

3)Релаксационное упражнение «Солнечный лучик»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Рефлексия:

Дети  выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

- солнышко;

- солнышко с тучкой;

- тучку;

- тучку с дождиком;

- тучку с молнией.

6 неделя

Занятие 11

тема: комплимент.

Приветствие:«Комплимент»
Цель: -  учить детей обращению к друг другу и умению слушать друг друга

Основная часть:

  1. «Обзывалки»
    Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
  2. «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

  1. «Подводное путешествие».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Рефлексия:

«Заплетем косичку».

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно;

коричневая – трудно, волнительно;

белая – безразличие, скука, усталость.

Занятие 12

тема:  обрати внимание

Приветствие:  «Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Основная часть:

  1. «Да и нет»

Цель: выплеснуть гнев приемлемой форме

  1. «Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

  1. «Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, снятие мышечного напряжения

Рефлексия:

Рисование своего настроения

Цель: упражнять детей передавать свое настроение через цветы, изображенные на листе бумаги.

7 неделя

Занятие 13

тема: Вместе весело шагать.

Приветствие. Обычный комплимент нужно закончить каким-либо пожеланием.

Цель: учить детей обращению друг к другу и умению слушать друг друга.

Основная часть:

  1. Упражнение "Спустить пар" 
    Цель: выплеснуть гнев приемлемым способом.
  2. «Курица, цыплята и ястреб»

Цель: пробуждение активности каждого ребенка, мобилизация всех систем организма и психики ребенка.

  1.  «На море»

Цель: снятие психофизиологического напряжения

Рефлексия:

1) Что я сегодня узнал нового о себе и других?
2) Чему я сегодня научился?
"Самопохвала"

Занятие 14

тема: Вместе весело шагать

Приветствие «Найдем волшебные слова».

Цель: создание рабочего настроения.

Основная часть:

1) "Два барана"

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

2) «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

3)«Каждый спит»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемам саморасслабления.

Рефлексия:

«Рисуем эмоции пальцами»

Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния.

8 неделя

Занятие 15

тема: злюка

Приветствие: «Импульс»

Цель: создать в группе благоприятный эмоциональный фон

Основная часть:

  1. Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
2)  «Кузнечик»

Цель: - поиск способа выхода из сложной ситуации.

3) «Спать хочется»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Рефлексия:

«Что такое быть злюкой?»

Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).

Занятие 16

тема: какие мы

Приветствие.  «А ты…»

Цель: создание позитивной установки на занятие.

Основная часть:

  1.  «Бумага»

Цель: выплеснуть свой гнев.

  1. «Своя тень»

Цель: психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.

  1. «Шалтай-Болтай»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, вселение уверенности в своих силах.

Рефлексия:

На облачке нарисовать, какой ты, сердитый или добрый.

9 неделя

Занятие 17 тема: «Состояние покоя»

Приветствие: «Интервью»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

Основная часть:

  1. «Пластилин»

Цель: учиться выплескивать свой гнев доступными средствами.

  1. «Цирк»

Цель: поиск способа выхода из сложной ситуации.

  1.   «Волшебный сон»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Рефлексия:

 Ребенок выбирает в соответствии с настроением сердечко: Большое – хорошее настроение, маленькое – плохое настроение.

Занятие 18 тема: я и мои друзья

Приветствие:  «Прикосновение»

Обычный комплимент нужно закончить каким-либо пожеланием.

Цель:  учить детей обращению друг к другу и умению слушать друг друга

Основная часть: 

  1. «Сражение»

Цель: выход агрессивности, снятие нервного напряжения через социально безопасные действия

  1.  «Своя тень»

Цель: психофизическая мобилизация детей, сплочение группы

  1. «Лохматый пес»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Рефлексия:

1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?
2.Чему я сегодня научился?
"Самопохвала" 

10 неделя

Занятие 19 тема: у нас все хорошо

Приветствие: «Здоровалки»

Цель: создание рабочего настроения.

Основная часть:

  1. «Обзывалки»
    Цель:  - применение игровых приемов, способствующих разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
  2. «Веретено»

Цель: пробуждение активности каждого ребенка, они учатся подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

  1. «Порхание бабочки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Рефлексия:

«Цветы и бабочки».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового);

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Занятие 20

тема: мое будущее

Приветствие:  «Я тебе желаю»

Цель: создание позитивной установки на занятие.

Основная часть:

  1. «Маленькое привидение»

Цель: применение игровых приемов, способствующих разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

  1. «Щепки плывут по реке»

Цель: - формировать установку на положительное принятие собственных изменений.

  1.  «Достань звезду»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, вселение уверенности в своих силах.

Рефлексия:

1. Что я узнал нового о себе и других?
2.Чему я научился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....

Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями).

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями)....

Развитие речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Особенности коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками....