Инклюзивные процессы логопедической работы в условиях дошкольного логопункта
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Осипян Эгинэ Камоевна

Описана особенности частичной инклюзии в условиях дошкольного логопункта, мероприятия, в которых участвуют дети с ОВЗ и формы работы этой категорией детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инклюзия в ДОУ23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

    Перед вами выступили воспитанники, посещающие логопункт в нашем детском саду, это дети с ОВЗ, у которых ФФНР (стертая дизартрия, был ребенок с заиканием, были дети с гиперактивностью), но вы увидели не просто музыкальное выступление, аэто была одна из форм инклюзии. Инклюзия – это активное включение детей с ОВЗ, их родителей и специалистов в совместную деятельность; совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

   Дошкольный логопункт – пример инклюзивного образования, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников. Слайд 1

  И в соответствии с условиями инклюзивного образованияиФГОС ДО вседети с ОВЗ, наряду с нормально развивающимися сверстниками, принимают участие во всех мероприятиях, проходящих в нашем ДОУ, что способствует   развитию творческого потенциала детей, раскрытию их способностей, потере страха публичного выступления. Дети с большим удовольствием принимают участие во всех мероприятиях. А таких мероприятий у нас проводят множество: (слайд 2)

-проектная деятельность – дети совместно с родителями принимают активное участие: готовят выступления, доклады, презентации, музыкальные номера, поделки-экспонаты (слайд 3);

- театрализованные представления,проводим с 2008 г,в которых дети с овз блистательно сыграли свои роли, выступали в музыкальных, театральных номерах (слайд 4);

- кружковая  деятельность, которая направлена на развитие мелкой моторики, активизации речевого развития детей с ОВЗ(слайд 5);

- фестиваль чтецов на различную тематику– дети с ОВЗ совместно с родителями учат стихотворения, я провожу отработку речевого материала перед конкурсом(слайд 6);

 - фестиваль «Минута славы»способствует оптимизации речевых возможностей детей с ОВЗ и потере страха выступления перед аудиторией, тем самым способствуя подготовке к обучению в школе (слайд 7)

- родительские клубы «Мамина школа»логопедическое просвещение родителей на тематику речевого развития и активизации словаря, правильного звукопроизношения детей 2-3 лет;

«Здоровый малыш» - знакомство родителей с здоровье сберегающими технологиями(слайд 8);

- ФСП - на базе нашего д/с в 2014-2015 гг была создана ФСП, где сотрудники нашего ДОУ вместе с детьми с ОВЗ принимали активное участие в музыкальных номерах, в тренингах, открытых занятиях, мастер-классах (слайд 9).

Таким образом, имеет место полная инклюзия. Такие формы работы помогают создать единое образовательное пространство: «ДОУ – ребенок-семья».

   И сейчас, вы увидите одну из основных  форм коррекционной работы на логопункте - подгрупповое занятие.

Сетевое взаимодействие родителей и педагогов.

Эффективность данной работы не может быть высока без активного участия родителей. Но в силу своей занятости не каждый родитель имеет возможность личной консультации по преодолению речевых нарушений у ребенка. И тогда современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы.Одной из таких формявляется организация сетевого взаимодействия с родителями дошкольников.Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Сетевое взаимодействие родителей и педагогов – это форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.(слайд 2)

Преимущества сетевого взаимодействия:

гибкость и доступность - возможность заниматься в удобное время, в удобном месте;

адресность - деятельность ориентирована на индивидуальные потребности участников, реализуется дифференцированный подход;

технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий; добровольность - вступление во взаимодействие, исходя из собственных убеждений.(слайд 3)


 В нашем детском саду, мы используем эту новую форму взаимодействия с семьями воспитанников, она позволят достичь высокого качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворять запросы родителей в интересах детей.

На сайте нашего сада, существует несколько разделов по интересам, по проблемам, которые есть необходимость или желание у воспитателей, специалистов или родителей обсудить. На сайте есть  возможность обратной связи, обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы), возможность представлять материалы для обсуждения, обменяться опытом. На сайте мы выкладываем консультации для родителей, отвечаем на интересующие их вопросы, оставляем к записям блога комментарии и отзывы, которые также доступны для чтения, получаем обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.(слайд 4)

Электронная почта как средство логопедического просвещения родителей

При помощи электронной почты я консультирую родителей, отвечаю на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, даю рекомендации, рассылаю приглашения на тренинги, очные консультации, а также контролирую своевременное выполнение домашних заданий,упоминаю о специальных логопедических порталах и сайтах в Интернете.

Я отправляю воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями,(например, по постановке или автоматизации звуков, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. (слайд 5)

 Я хочу представить вашему вниманию консультации, которые я отправляю на электронную почту родителей, они систематизированы с учетом потребностей детей по темам:

-«Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?»;

- «10 простых советов от логопеда»;

- «Первый комплекс упражнений,вырабатывающий основные движения и положения органов артикуляционного аппарата»;

-  «Семейная игралочка»;

- «Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»;

- «Автоматизация Ш в словах»;

- «Комплекс артикуляционных упражнений для звука Л»;

- «Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях»;

- «Автоматизация звука Л в словах»;

- «Упражнения для растягивания подъязычной связки»;

- «Комплекс артикуляционных упражнений для звука Р»;

- «Стихи и загадки про звук Р»;

- «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях» и др.(слайд 6)

Сейчас мы зайдем на сайт, откроем страничку «Домашний логопед» и посмотрим видеоурок по теме «Автоматизация звука Р»

Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)(Слайд 7)

Я хочу вас ознакомить еще с одной из современных форм логопедического просвещения родителей – это дистанционное консультирование.В последнее время большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направление затронуло и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Всем понятна эффективность комплексного подхода, когда семья и получают одновременно социальную, педагогическую, психологическую, медикаментозную помощь. Но часто семья по разным причинам не может обеспечить ребенку с ОВЗ, в основном, из-за недостатка информации, из-за невозможности посещать различные службы. И тогда на первое место снова выходят информационные технологии, позволяющие осуществить дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 Дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет следующие преимущества:

- Родители получают возможность общаться с другими семьями, имеющими или не имеющими данную проблему;

- Родители получают консультации по интересующих их вопросам у специалистов, находящихся на расстоянии; по скайпу или веб-камере можно заниматься с педагогами или другими специалистами;

- Родители получают необходимую информацию и отзывы о различных учреждениях и специалистах – не только по нашему району, но и по всей стране;

- Родители получают возможность пройти дополнительное обучение - курсы, мастер-классы, вебинары, не выходя из дома;

- Ребенок с ОВЗ обучается навыкам общения с другими детьми и взрослыми. И это еще не все возможности.(Слайд 8)

На базе нашего консультативного пункта через сайт ДОУ мы проводим дистанционное консультирование родителей в удобное для них и нас время.

Я стараюсь учитывать ту жизненную ситуацию, в которой находится ребенок с ОВЗ. Вот, например, Дима К. в связи с длительным течением болезни не посещает детский сад, я для него составила и отправила на электронную почту логопедическое интернет-задание, продуманное лично мною, учитывающее его личные образовательные потребности. Я стараюсь красочно и максимально доступно показать ребенку, как нужно заниматься:

- «Комплекс артикуляционных упражнений для звука Р»;

- «Стихи и загадки про  Р»;

- «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях».

Таким образом,внедрение инновационных форм работы с детьми с ОВЗ и ООП в условиях дошкольного логопункта способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.(Слайд 9)

Спасибо за внимание!

Я прошу вас заполнить и сдать мне дневники участников в конце МО и прошу продолжить фразу сегодня на мо я узнала …… приглашаю на чайную паузу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Коррекционная работа учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного логопункта.

В статье рассматриваются эффективные пути логопедической работы  по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников....

Тематическое планирование работы в условиях дошкольного логопункта

Тематическое планирование работы в условиях работы дошкольного логопункта с детьми 6-7 лет...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех ...

Статья "ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"

Формирование речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ данных результатов обследования речи за последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкол...