Главные вкладки

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (НОДА)
    рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

    Слаутина Светлана Викторовна

    Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой  для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)

    Программа разработана для развития познавательных процессов  и психомоторики ребенка 3-4 лет по решению ПМПк в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individ._rab._prog._na_rebenka_s_ovz_s_noda_.doc211 КБ

    Предварительный просмотр:

            

            

    индивидуальная рабочая программа

    для  ребенка с ОВЗ

    (нарушение опорно-двигательного аппарата)

    на 0000-0000 уч.год


    Введение

    Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой  для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)

    1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка

    Программа разработана для развития познавательных процессов  и психомоторики «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»» по решению ПМПк в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

    Психомоторика — это совокупность психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения и моторных особенностей ребенка.

    В трехлетнем возрасте эта сфера является основой успешности в развитии ребенка. Она закладывает фундамент для дальнейшего развития: когнитивных процессов, поведения (самоконтроля, саморегуляции) и моторных умений. Игровое соединение нескольких психических компонентов в схемах «глаз — рука», «речь — рука», «речь — глаз — рука», «ухо — глаз — рука» стимулирует активность различных центров головного мозга. Такие упражнения стимулируют развитие многостороннего и функционального взаимодействия между психическими процессами: вниманием, речью, памятью, мышлением.

    Представленные в программе упражнения и игры дают возможность ребенку собирать, говорить, слушать, ломать, рисовать, кидать, запоминать, рвать, дуть, сидеть, смотреть, искать, повторять, думать, гладить и, разумеется, ИГРАТЬ. Занятие - это игры-импровизации, в которых формируется уверенность в себе и вера в свои способности. Одновременно развиваются эмоциональность, мобильность, творческие и интеллектуальные особенности. Иногда на занятиях ребенку будут предлагаться малоподвижные игры.

    Основная цель предлагаемых игр — снизить скелетно-мышечные зажимы, расширить поведенческий репертуар, развить точность, плавность, согласованность и координированность движений верхнего плечевого пояса.

    Частая смена деятельности стимулирует развитие активности, работоспособности, саморегуляции, формирует базовые качества интеллектуальной продуктивности, сенсорное развитие ребенка, развитие восприятия, представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

    Упражнения стимулируют речевое развитие, дыхание, аудиальное (на слух) восприятие, обогащают и активизируют словарь, знакомят ребенка с телом, развивают и укрепляют мимику, пантомимику, снижают скованность (ригидность мышц), а также повышенную двигательную активность в области кистей рук и пальчиков; стимулируют объем, концентрацию, устойчивость, распределение переключения внимания.

    1.1.1.Цели и задачи реализации программы

    Цель программы — развитие психомоторики как необходимого возрастного компонента.

    Задачи:

    • формировать и развивать личности с учетом психофизических возрастных особенностей;
    • развивать сенсомоторную сферу;

    —профилактика и коррекция статико-локомоторной недостаточности (гипер- и гипофункции);

    —расширять игровой и поведенческий репертуар;

    —активизировать восприятие, память, внимание,
    мышление, речь.

    1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

    В основу разработки индивидуальной программы для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата заложены принципы и подходы, которые прописаны в ООП ДО нашего детского сада.

    Дифференцированный подход для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития образовательной программы.

    Применение дифференцированного подхода  обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

    1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

    На основе проведенного диагностического исследования и наблюдений можно сделать вывод, что в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки: низкий уровень развития способов действий, мелкой моторики, недостаточный объем знаний об окружающем мире, отсутствие проявления инициативы на фронтальных занятиях.  При этом у «»»»»»»»» отмечается высокая мотивация и работоспособность в индивидуальном подходе, умение  понять простейшие случаи классификации, он владеет такими  основными понятиями как большой, маленький, вверх, вниз и др. Ребенок достаточно четко выговаривает слова, отвечает на вопросы взрослых, но с трудом удерживает в памяти и выполняет более двух заданий. «»»»»»»»»» может некоторое время играть самостоятельно, может включиться в игру с другими детьми, соблюдает очередь, когда этого требует ситуация, способен слушать других, не перебивая. Ребенок легко сосредотачивается, достаточно легко переносит ожидание, может произнести за взрослым три слова и заметить отсутствие картинки из серии, но с трудом пересказывает небольшую историю, с помощью взрослого складывает картинку из 4 частей кубика, может идентифицировать схожие и различные формы. «»»»»»»»» обладает хорошим аппетитом, засыпает спокойно, но часто жалуется на усталость. Резких перепадов настроения нет, мимика и интонирование богаты.

    1. Планируемые  результаты освоения Программы

    В результате реализации программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития сенсомоторной сферы, произойдет коррекция статико-локомоторной недостаточности, расшириться игровой и поведенческий репертуар, активизируется восприятие память, речь, внимание и мышление, что в дальнейшем поможет мальчику активно включаться в образовательный процесс во фронтальном режиме.

    II. Содержательный раздел

    2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

    Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме.

    Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:

    2.1.1. Диагностическая работа

    Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуального изучения психомоторики ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.

    2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

    Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.

    Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.

    Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 25 занятий.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

    № п/п

    Содержание

    Количество

    упражнений

    1.

    Активизация  и развитие визуальной, аудиальной, моторной памяти.

    28

    2.

    Развитие  и совершенствование четкости, координированности движений. Формирование элементарного контроля за движением. 

    10

    3.

    Развитие и совершенствование зрительного обследования предметов, визуального, сенсомоторного и пространственного восприятия.

    17

    4.

    Создание приятного эмоционального фона.

    8

    5.

    Развитие и активизация образного, словесно-логического мышления.

    19

    6.

    Развитие  и активизация объема, переключения и распределения внимания.

    15

    7.

    Развитие мелких мышц кисти и пальчиков и профилактика мышечных зажимов.

    11

    8.

    Развитие глазомера, формирование элементарных графических навыков.

    9

    9.

    Снятие скелето-мышечного напряжения, стимулирование активности.

    11

    10.

    Развитие речи.

    9

    11.

    Развитие воображения и самовыражения в творчестве

    4

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

    № п/п

    Задачи:

    Ход занятия:

    Время:

    1.

    * активизировать визуальную, аудиальную, моторную памяти.

    * развивать визуальное восприятие и наглядно-образного мышление

    * совершенствовать тактильное восприятие

    1. Заучивание стихотворения «Жили-были зайчики»

    3-5 мин.

    2. Упражнение «Почини картинку»

    2-3 мин.

    3. Упражнение «Волшебные мешочки»

    4-5 мин.

    4. Ритмическая пауза.

    2 мин.

    5. Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    2.

    * активизировать визуальную, аудиальную, моторную памяти.

    * развивать умение переключать внимание

    * снять скелето-мышечное напряжение, стимулировать активность

    1. Повторение стихотворения «Жили-были зайчики»

    3 мин.

    2. Упражнение «Угости мишку»

    3-4 мин.

    3. Упражнение «В гостях у Маши»

    4-5 мин.

    4. Игра «Совушка»

    3-4 мин

    3.

    * развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков.

    * развивать глазомер, формировать элементарные графические навыки

    * снять скелето-мышечное напряжение, стимулировать активность

    * формировать элементарный контроль за своими действиями.

    1. Упражнение «Угощение для мишки»

    2-3 мин.

    2. Упражнение «Помоги мышонку собрать шарики»

    3-4 мин.

    3. Упражнение « Кто сказал МЯУ, ГАВ?»

    5 мин.

    4. Упражнение « Что умеют ножки?»

    1 - 2 мин

    5. Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    4.

    * развивать пространственное восприятие, память

    * активизировать внимание

    * развивать глазомер, формировать элементарные графические навыки, *согласовывать и точно выполнять движение, формировать элементарный контроль за своими действиями.

    1. Упражнение « Бабочки»

    2-3 мин.

    2. Упражнение «Мама, папа, я»

    4-5 мин.

    3. Упражнение « Помощники»

    3-4 мин.

    4. Упражнение « Ловкачи»

    1 - 2 мин

    5. Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    5.

    * активизировать визуальную, аудиальную, моторную памяти.

    * развивать визуальное восприятие и аналитические навыки (сравнение, понимание причины и следствия)

    * развивать объем и устойчивость внимания

    * создать приятный эмоциональный фон

    1. Заучивание стихотворения «Ель на ежика похожа»

    3-5 мин.

    2. Анализ стихотворения «Мяу, мяу, кис-кис-кис»

    4-5 мин.

    3. Упражнение «Муха»

    4-5 мин.

    4. Упражнение « Ритмическая пауза»

    1-2 мин

    5.Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    6.

    * активизировать визуальную, аудиальную, моторную память.

    * формировать элементарный контроль за своими действиями.

    * создать приятный эмоциональный фон

    * развивать активность внимания, наблюдательность, смысловую память

    1. Повторение стихотворения «Ель на ежика похожа»

    3-5 мин.

    2. Упражнение «Крякля»

    4-5 мин.

    3. Упражнение «Ветерок»

    4-5 мин.

    4. Упражнение « Перечисли предметы»

    1-2 мин

    5. Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    7.

    * развивать слуховую и моторную память

    * развивать способность к анализу, сравнению, обобщению

    * развивать координацию движений и формировать элементарные графические навыки

    1. Заучивание стихотворения «Рыбки»

    3-5 мин.

    2. Упражнение «Четвертый - лишний»

    5-7 мин.

    3. Упражнение «Соедини одинаковые фигуры»

    3-4 мин.

    4. Упражнение «Собираем червячков»

    1-2 мин

    5.Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    8.

    * активизировать визуальную, аудиальную, моторную память и внимание

    * стимулировать процесс удержания информации в памяти

    * развивать логическое мышление

    * формировать точность и ловкость движений

    1. Повторение стихотворения «Рыбки»

    3 мин.

    2. Слушание и анализ стихотворения  «Каляки-маляки»

    5 мин.

    3. Игра «Кто где живет?»

    4 мин.

    4. Упражнение «Ловим мячик»

    5-7мин

    5. Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    9

    * развивать слуховую и моторную память

    * формировать элементарный контроль за своими действиями

    * развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков.

    * формировать элементарные графические навыки

    * развивать слуховое восприятие, устойчивость внимания, речь

    1. Заучивание стихотворения «Мишка»

    3-5 мин.

    2. Пальчиковая гимнастика с карандашами.

    1-2 мин.

    3. Упражнение «Раскрась только овальные шарики»

    3-4мин.

    4. Слушание и анализ стихотворения «День рождения у мышки»

    3-5мин

    5.Упражнение « До свидание!»

    1 мин

    10

    * активизировать визуальную, аудиальную, моторную память и внимание

    * развивать восприятие и образное мышление

    *  развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков, речевую активность

    * развивать способности к сравнению, обобщению

    1. Повторение стихотворения «Мишка»

    3 мин.

    2. Пальчиковая гимнастика

    2-3 мин

    3. Упражнение «Перепутанные картинки»

    3-4 мин.

    4. Упражнение «Соедини одинаковые предметы друг с другом»

    3 мин.

    5. Игра «У медведя во бору»

    4-5 минут

    11

    * активизировать  аудиальную, моторную память

    * развивать устойчивое внимание

    * развивать логическое мышление

    * снять внутреннюю напряженность

    1. Заучивание стихотворения « Комарик»

    3-5 мин.

    2. Упражнение «Дорисуй»

    3-5 мин.

    3. Упражнение «Отгадай загадки»

    2-3мин.

    4. Рассматривание картинок и анализ.

    3-5мин

    5.Упражнение  «Кричалки»

    1 мин

    12

    * развивать и укреплять пальцы и кисти рук

    * развивать аудиальную память

    развивать тактильное и визуальное восприятие, речь

    * создать приятный эмоциональный фон

    1. Упражнение « Веселые пальчики»

    3-5 мин.

    2. Заучивание скороговорки

    2-3мин.

    3. Рассматривание, ощупывание, описание предметов и их рисование.

    5-7мин

    4.Упражнение  «Щекоталки»

    2-3 мин

    13

    * активизировать визуальную, аудиальную память и внимание

    * профилактика мышечных зажимов кистей рук и пальчиков

    *развивать логическое мышление

    * снять внутреннюю напряженность

    1. Упражнение «Найди транспорт правильно!»

    3-4мин.

    2. Упражнение «Пальчики – мышки»

    1 мин.

    3. Упражнение «Подбери рифму»

    3-4мин

    4.Упражнение  «Кому что нужно?»

    2-3 мин

    5. Упражнение «У меня!»

    1-2 мин

    6. Упражнение «Тихий час для малышей»

    2-3 мин

    14

    * развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков, речевую активность

    *совершенствовать координацию движений с ответной реакцией

    * развивать визуальное восприятие и формировать элементарные графические навыки

    * развивать смысловую память, воображение

    * создать приятный эмоциональный фон

    1. Упражнение « Мыло»

    1-2 мин.

    2. Упражнение «Поймай мяч»

    2-3 мин.

    3. Упражнение «Запомни пару»

    3-4мин

    4.Упражнение  «Разговор с руками»

    2-3 мин

    5. Упражнение  «Кто медленнее»

    3-4 мин

    15

    * развивать согласованность движений, самоконтроль

    * развивать словесно- логическое мышление, аудиальную память восприятие

    * развивать механическую память

    * закреплять умение выделять существенные признаки отдельных предметов

     * снять мышечную и эмоциональную напряженность

    1. Упражнение «Гляделки»

    1мин.

    2. Упражнение « Задачка на логику»

    3-4 мин.

    3. Упражнение «Запомни и повтори!»

    3-4мин

    4.Упражнение  « Найди предмет определенной формы»

    3-4 мин

    5. Упражнение «Запомни и повтори!»

    1-2 мин

    6. Упражнение «Семья собачек»

    2-3 мин

    16

    *развивать речь, слуховое восприятие и память

    * активизировать распределение, переключение внимания

    *  формировать элементарный контроль за своими действиями

    *развивать познавательную сферу, самостоятельность мышления

    1. Упражнение «Учим скороговорку»

    1-2мин.

    2. Упражнение «Слушаем хлопки»

    2-3 мин.

    3. Упражнение «Квадраты»

    4-5мин

    4.Упражнение  «Отгадай и назови»

    2-3 мин

    5. Упражнение «Повтори скороговорку!»

    1-2 мин

    6. Упражнение «До свидания»

    1-2 мин

    17

    * развивать речь, слуховое восприятие и память

    *   развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков

    * развивать объем внимания, зрительную память

    * развивать самостоятельность мышления

    * снять мышечную и эмоциональную напряженность

    1. Упражнение «Учим скороговорку»

    1-2мин.

    2. Упражнение «Запомни и повтори»

    2-3 мин.

    3. Слушание и анализ стихотворения «Котята»

    4-5мин

    4.Упражнение  «Большой круг-маленький круг»

    2-3 мин

    5. Упражнение «Повтори скороговорку!»

    1-2 мин

    6. Упражнение «Тихий час для мышат»

    1-2 мин

    18

    * развивать оперативную память,

    * развивать распределение, переключение внимания

    *  формировать элементарный контроль за своими действиями

    * формировать элементарные графические навыки

    * развивать аудиальное внимание и механическую память

    * создать приятный эмоциональный фон

    1. Упражнение «Учим стихотворение»

    2-3мин.

    2. Упражнение «Домики»

    2-3 мин.

    3.Упражнение  «Дорожки»

    2-3 мин

    4. Упражнение «Повтори по порядку

    2-3 мин

    5. Упражнение «Конкурс хвастунов»

    3-5 мин

    19

    * развивать связную речь, слуховое восприятие и память

    * развивать аудиальную память

    * развивать словесно-логическое мышление  и восприятие

    * снять мышечную и эмоциональную напряженность

    1. Упражнение «Учим скороговорку»

    1-2мин.

    2. Упражнение «Выбери профессию»

    2-3 мин.

    3. Упражнение «Задачки на логику»

    4-5мин

    4.Упражнение  «Загадки в картинках»

    3-4 мин

    5. Упражнение «Цветок-имя»

    1-2 мин

    20

    * развивать слуховое восприятие и память

    *  развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков

    * активизировать аудиальное и зрительное внимание

    * обогащать словарный запас, развивать логическое мышление,

    *учить рассуждать, анализировать

    * снять мышечную и эмоциональную напряженность

    * развивать воображение и самовыражение в творчестве

    1. Упражнение «Учим скороговорку»

    1-2мин.

    2. Упражнение «Лисичка»

    2 мин.

    3. Упражнение «Проверим внимание»

    4-5мин

    4.Упражнение  «Язык зверей»

    2-3 мин

    5. Упражнение «Аналогии»

    2-3 мин

    6. Упражнение «Самовыражение в цвете»

    3-4 мин

    21

    * активизировать  аудиальное и визуальное  восприятие,  моторную память

    *  развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков

    * создать приятный эмоциональный фон

    * снять мышечную и эмоциональную напряженность

    1. Заучивание стихотворения «Жаба»

    2-3мин.

    2. Упражнение «Пальчиковая гимнастика»

    2 мин.

    3. Упражнение «Сухой аквариум»

    4-5мин

    4. Повторение стихотворения «Жаба»

    2-3 мин

    5. Упражнение  «Подвижная игра»

    3-5 мин

    22

    *  активизировать  аудиальное восприятие, память

     *  развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков

    * формировать элементарные графические навыки

    * развивать словесно-логическое мышление

    * развивать воображение и самовыражение в творчестве

    * снять эмоциональную напряженность

    1. Заучивание стихотворения «Кушай кошка»

    2-3мин.

    2. Упражнение «Кегли»

    2-3 мин.

    3. Игра «Знаешь ли ты?»

    3-4мин

    4. Упражнение «Задачка на логику»

    2-3 мин

    5. Повторение стихотворения «Кушай кошка»

    1 мин

    6. Упражнение  «Коврик»

    3-5 мин

    23

    *  развивать мелкие мышцы кисти и пальчиков

    * развивать словесно-логическое и ассоциативное мышление

    * снять мышечную и эмоциональную напряженность

    1. Упражнение «Пальчиковая гимнастика»

    2-3мин.

    2. Упражнение «На что похоже?»

    2-3 мин.

    3. Игра «Знаешь ли ты?»

    3-4мин

    4. Упражнение «Задачка на логику»

    3-4 мин

    5. Упражнение- песенка «Разговор»

    2-3 мин

    24

    * развивать словесно-логическое и ассоциативное мышление, речь

    * развивать восприятие,  воображение

    * формировать элементарные графические навыки

    * создать приятный эмоциональный фон

    1. Упражнение «Отгадай загадку!»

    2-3мин.

    2. Упражнение «Задачка на логику»

    2-3 мин.

    3. Игра «Продолжи предложение»

    3-4мин

    4. Упражнение «Кружочки – домики»

    2-3 мин

    5. Повторение стихотворения «Разговор»

    1 мин

    6. Упражнение  «Пуговица»

    3-5 мин

    25

    * развивать речь, слуховую память

    * формировать элементарные графические навыки

    * развивать внимание,

    *мышление: анализ и обобщение

    * создать приятный эмоциональный фон

    1. Упражнение «Учим скороговорку!»

    1-2мин.

    2. Упражнение «Что лишнее?»

    1-2 мин.

    3. Игра «Грибы»

    3-4мин

    4. Упражнение «Раскрась одинаково»

    3-4 мин

    5. Слушание стихотворения «Снеговик»

    1 мин

    6. Упражнение  «Дорисуй снеговика!»

    3-5 мин

    1.  Консультационная работа

    Цель: Обеспечение непрерывного  специального  индивидуального  сопровождения  родителей  и педагогов по вопросам реализации условий обучения и  воспитания в семье. Развитие знаний родителей  и педагогов по организации полноценного развития и социализации  ребенка.

    Характеристика работы:

    1.Консультативная помощь родителям и педагогов в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА.

    2. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса.

    3. Индивидуальны беседы с родителями  и педагогов по всем вопросам пребывания ребенка с НОДА в МКДОУ (состояние здоровья, участие в жизни группы, овладение различными навыками самообслуживания, достижения детей в разных видах деятельности и др.)

    1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

    Формы, способы и методы реализации программы описаны в АОП.

    2.3.  Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.

    Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

    Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

    Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.

    Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.

    Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и  решение проблемных ситуаций.

    Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.

    Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.

    Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.

    1. Способы и направления поддержки детской инициативы.

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в 3 года является исследовательская деятельность.

    Для поддержки детской инициативы необходимо:

    1. Предоставлять ребенку самостоятельность во всем, что не представляет опасности для его жизни и здоровья, помогая ему реализовывать собственные замыслы.

    2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи ребенка.

    3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

    4. Формировать у мальчика  привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями (в иных случаях – просить помощи у сверстников и взрослых), знакомить ребенка с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.

    5. Побуждать ребенка к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).

    6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

    7. Устанавливать простые и понятные ребенку нормы жизни группы.

    8. Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания ребенка.

    9. Для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку.

    10. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.

    11. Поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

    1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

           

    Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в ИАОП и реализуется педагогом - психологам во время индивидуальных и групповых консультации.

    III. Организационный раздел.

    3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

     Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).

    Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.  

    3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

    Направления

    Методические материалы,  средства обучения и воспитания

    Диагностика

    1. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов - психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011
    2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013
    3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего  и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. Материал для обследования дет/ Е.А. Стребелева  , Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др./; под ред.  Е.А. Стребелевой,- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007 – 164с. + Прил. 268 с. ил

    Коррекционно-развивающая работа

    1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/авт.-сост. М.А. Федосеева.- Волгоград: Учитель, 2015.- 122с
    2. Трясорукова Т. П. Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. — 128 с. (Серия «Вундеркинд»).

    3.3. Описание распорядка и режима проведения.

    Еженедельные занятия по программе  проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 15 минут с использованием физминуток, кинезиологических   упражнений.

    3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

    Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка с ОВЗ, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в ИАОП и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)"

    Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)" Раскрывает основные направления индивидуальной работы и дифференцированного подхода в обучении  детей с ОВЗ...

    Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

    Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

    Индивидуальная рабочая программа с ребенком с логопедическим заключением "Моторная алалия"

    Данная рабочая программа разработана мной для определенного ребека с моторной алалией....

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на РЕБЕНКА С ОВЗ (врожденная глухота, кохлеарная имплантация)

    Программа разработана с целью коррекции и развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы @@@@@   по решению ПМПк....

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

    Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Программа разработана для развития познавательных процессов  и...

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

    Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...