Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ (опыт работы)
статья по коррекционной педагогике на тему

Радионова Елена Ивановна

Основная цель деятельности современного педагога - психолога ДОУ - это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий , способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого воспитанника дошкольного учреждения. Опыт работы основан на выполнении  требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: реализация ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, предметно-пространственная среда, психологический комфорт, эмоциональное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_detey_s_ovz_opyt_raboty.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Тема:

«Формы работы

по сохранению и укреплению

психологического здоровья детей с ОВЗ»

(опыт работы)

Педагог – психолог Радионова Е.И.

г. Биробиджан, 2018г

Аннотация:

        Основная цель деятельности современного педагога-психолога ДОУ – это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий, способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.

В опыте работы отмечается, что построение коррекционно - развивающей деятельности с детьми с учетом требований ФГОС ДО повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования.

Ключевые слова: реализации ФГОС ДО, психическое и  психологическое здоровье детей, развивающая среда, территория психологической безопасности и комфорта, создание оптимальных условий, психологический комфорт, формы работы, мониторинговое обследование.

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема здоровья подрастающего поколения - создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 предъявляет требования к условиям, которые необходимы для создания социальной ситуации развития детей, способствующей обеспечению эмоционального благополучия соответственно специфике дошкольного возраста [п. 3.2.5.].

На сегодняшний день, соответственно требованиям ФГОС ДО, главная цель психологической службы Д0У это:

-создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе дошкольного образовательного учреждения.

Следует разграничивать термины: «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Заботой медицинских работников здесь является избавление от патологических факторов.

Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. И направление действий педагогов-психологов идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации ребенка к социуму.

В своей практике, в соответствии с принятой классификацией, я выделяю несколько уровней психологического здоровья детей. Эти уровни  условные, но необходимы для организации практической работы с детьми,  и позволяют дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются и не требуют  психологическую помощь. Это высокий креативный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья
  • Ко второму адаптивному уровню относится большинство детей. Эта группа довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья. Дети адаптированы к социуму, но нуждаются в целенаправленной психопрофилактической помощи с использованием групповой работы.
  • К третьему -  низкому уровню психологического здоровья относятся дети, которые требуют индивидуальную психологическую помощь

Основное направление опыта уделено сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения, обращено внимание на взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

Соответственно специфике дошкольного учреждения  основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая педагогами и родителями, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Очень важно сохранять эмоциональное психологическое здоровье детей с ОВЗ именно в дошкольном учреждении, потому что ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов педагога— это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Собственную активность ребёнка обеспечивает комфортность предметно-развивающей среды.

В Стандарте зафиксированы критерии к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть [ФГОС ДО3.3.4.]:  

• содержательно-насыщенной;

• трансформируемой;                                    

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Предметно – пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Рассматривание  вопроса по созданию и обогащению предметно – пространственной психологически комфортной среды помогло определить основные направления  игровой деятельности с детьми по теме и включило в себя:

1.организацию зоны для психологической разгрузки
2.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
3.обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
4.обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

5.повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
6.обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Таким образом, психологическая комфортность образовательной среды:

 -это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости и удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении;

-это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

В целях  сохранения и укрепления  психологического   здоровья  в развития личности ребёнка важным являются взаимоотношения между сотрудниками учреждения, от умения и согласованности их действий. В ДОУ такая работа отмечена положительной и благоприятной.

Для определения уровня психологической атмосферы в коллективе  использовала диагностическую методику «Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).        

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря правильно организованному режиму дня дошкольника, благоприятному стилю общения с ним. В общепринятой классификации выделяются стили отношений: демократический, авторитарный  и либеральный. Для выявления стилей общения использовала диагностическую анкету «Стиль педагогического общения ».          

Для перехода всего коллектива педагогов к применению демократического стиля общения с детьми организовала и провела консультации:

  • Психологический климат в коллективе как составляющая психологического здоровья детей и взрослых
  • Благоприятный психологический микроклимат – условие повышения эффективности образовательного процесса
  • Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников
  • Психогимнастические игры и упражнения для детей на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей
  • Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса и др.

Для собственной психологической разгрузки педагогам были предложены:

  • Приемы психологической защиты
  • Тренинговые упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Основные компоненты системной работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ:

1.Организация успешной адаптации дошкольников к условиям дошкольного учреждения              2.Использование игровой деятельности с детьми разного возраста.

3.Успешно помогает созданию психологического комфорта у детей психомышечная гимнастика

4.Организация предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Результат проведенной работы по обеспечению психологического здоровья, психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада отразился в результатах мониторинга.  

Эмоционально – психологический комфорт детей в дошкольном учреждении

 5.Учитывание роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.

Решение проблемы мы находим в использовании разнообразных форм и методов работы с родителями.         

В работе с родителями я основываюсь на их ознакомлении с нормативными правовыми документами:

-Конвенцией о правах ребёнка

-Семейным кодексом РФ

-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

-Федеральным законом «Об образовании», где прописано, что приоритет по воспитанию детей остаётся за семьёй.

-Федеральным Государственным Образовательным Стандартом

ФГОС ДО каждого участника образовательного процесса призывает к поиску, апробированию разных методов и форм работы с детьми. Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность, создавая для нее психологически комфортную обстановку: не дети для нас, а мы для детей.

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

Организация работы по сохранению психологического здоровья детей  ОВЗ исходит из принципа «не навреди» и  способствует эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.

Положительная динамика в работе всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, а также создание в ДОО психологически комфортной образовательной среды, способствовало улучшению эмоционального благополучия воспитанников, а также  охране и сбережению их психологического здоровья.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
  2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. - Волгоград: Учитель, 2015
  3. Вежновец  И. Развитие эмоциональной сферы. Дошкольный психолог, М, 2003.
  4. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей (формы работы с родителями в ДОУ). - Уфа: НИМЦ при ГУНО, 2005. – 44с.
  5. Иванова Г.М., Краснова С.П. В детском саду – как дома // Управление ДОУ. – 2003. - №4. – с.112-115.
  6. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, 2010. – 127 с.
  7. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ   Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

«Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики  лежит игр...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...

"Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей"

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет...

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».

Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.3. Способствовать выработке новых навыков взаимодей...

Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду

Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный вз...