Коррекционно-развивающие игры для малышей
статья по коррекционной педагогике на тему

Роль и значение коррекционно-развивающих игр в работе учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_igry_dlya_malyshey.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Юргилевич И.В., учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад №145 Центрального района

Санкт-Петербурга  

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

   Все маленькие дети любят играть. Игра в их жизни представляет огромный интерес и занимает даже большую роль, чем окружающая их действительность. Только при одном воспоминании об интересной игре у малышей начинают гореть глаза, и они с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправным и самодостаточным его участником.

   Для того, чтобы наилучшим образом повлиять на становление личности ребенка, укрепить его уверенность в себе, сформировать хорошие умственные способности, необходимо обращать внимание на коррекционно-развивающие игры. Кроме этого, не зря многими педагогами доказано, что обучение ребенка родителями проходит более эффективно тогда, когда оно сопровождается  развивающими играми. В дошкольных учреждениях игре отводится значительная часть во всем дневном распорядке. Дети играют не только перед и после приема пищи, но и во время процесса обучения. Преимуществом коррекционных детских садов в полноценном развитии ребенка является то, что воспитатели имеют возможность применять новые развивающие игры, о которых еще могут не знать родители.

   Большое место в работе учителя-дефектолога занимают коррекционно-развивающие игры, поскольку за счет них проблемы с задержкой развития, дефектами речи ребенка проявляются намного реже и исправляются гораздо быстрее. Следует отметить также, что коррекционные игры для детей дошкольного возраста несут в себе много положительных качеств: Маленький ребенок, не осознавая своих проблем, никогда не захочет их исправлять под влиянием строгих указаний и требований. Чтобы заставить ребенка бесчисленное количество раз повторять скучные и не всегда интересные задания для формирования умений и навыков, педагогу не обойтись без коррекционно-развивающих игр. Исследования показали, что в наши дни увеличилось число детей, с задержкой развития, которые не только неправильно произносят отдельные звуки, но и обладают маленьким запасом слов, нарушают постановку слов в элементарных фразах, а также не могут выразить собственные мысли в форме сложного предложения. Причиной этого многие считают недостаточное количество заданий на развитие мелкой моторики. Кроме этого, подобные дети чаще всего не могут долгое время концентрироваться на одном процессе, у них наблюдаются проблемы с нормальным мышлением и памятью. В результате этого девочки и мальчики  отстают в общем развитии, у них отмечается голосовая, мимическая и эмоциональная недостаточность.

Для развития мелкой моторики используется множество различных игр.

Разминание теста, пластилина, глины

Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине) надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно).

Вдавливание детали в пластилин 

Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика.

Сминание бумаги 

Развитие силы рук. Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты. Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки».

Наматывание на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур

Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать - сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок. Можно использовать широкую (узкую ленточку)

Нанизывание кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень 

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. В начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке.

Опускание мелкие предметы в сосуд с узким горлышком 

В таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым.

Использование разнообразных конструкторов

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что сложнее работать с мелкими деталями.

Надевание на кисти рук и пальцев предметов  и снимание их

Развитие соотносящих движений. В таких играх можно использовать разные подходящие предметы – пластмассовые браслеты и браслеты из бусин на резинках для надевания на запястья, бигуди и детские пластмассовые колечки для надевания на пальцы. Начинать игры лучше с обучения малыша умению снимать надетые предметы. Затем учим надевать браслеты на запястья и кольца на каждый палец руки. Также можно использовать массажный шарик «Су-Джок»

Использование мозаики 

Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используйте разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко и др.

Нанизывание бусины на шнурок 

Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура – толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку.

Шнуровка

Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

Завязывание и развязывание узелков, бантиков, косичек

Развитие тонких движений пальцев рук. В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия – развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать не туго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т.п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они становятся доступны детям в дошкольном возрасте.

Расстегивание и застегивание липучек, пуговиц и кнопок, крючков, молний 

Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленные навыки очень полезны развития навыков самообслуживания. Начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний.

Отстегивание и пристегивание  прищепок

Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине.

Запуск пальцами волчка 

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев. Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.

Открывание и закрывание, раскручивание и закручивание крышек коробок, банок, бутылок. 

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Выкладывание фигуры из палочек 

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти.

Развить память поможет игра «Повтори за мной». Ведущий выбирает из группы детей одного, который пытается в виде хлопков повторить все постукивания воспитателя по столу карандашом. Остальные дети стоят возле стола и внимательно наблюдают за действиями участника.

К коррекционно- развивающим играм можно отнести упражнение «Запомни движение». Педагог показывает определенные движения ногами и руками. Задача ребенка повторить их в прямой и обратной последовательности.

Очень весело проходит такая коррекционно-развивающая игра, которая называется «В магазине зеркал». В магазин с большим количеством зеркал входит человек с обезьянкой на плече. Обезьяна видит отражения и думает, что это другие обезьяны. Она корчит рожицы и делает всякие движения руками и ногами. При этом отражения точно повторяют ее действия. В этом случае обезьяна – одни ребенок, а отражения – все остальные дети.

Среди коррекционно-развивающих игр не следует забывать также игру «Разведчики». Расставив в комнате в произвольном порядке стулья и табуретки, педагог в произвольном порядке обходит их. Задание ребенка – повторить увиденный путь. После этого ролями можно поменяться.


Каждая из этих игр дает упражнения, полезные для умственного и физического  развития детей и их воспитания. Роль коррекционно-развивающих  игр в воспитании детей с задержкой развития очень велика – они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"

Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Профильная программа коррекционно-развивающей работы «Играя, открываем мир»

Программа «Играя, открываем мир» направлена на развитие коммуникативных навыков детей, поступающих в социально-реабилитационный центр.Программа рассчитана на 6 месяцев.Программа охватывает детей...

Профильная программа коррекционно-развивающей работы «Играя, открываем мир»

Программа «Играя, открываем мир» направлена на развитие коммуникативных навыков детей, поступающих в социально-реабилитационный центр.Программа рассчитана на 6 месяцев.Программа охватывает детей...

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...

Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры

Игра – неотъемлемый  элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности....

Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры

Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми: психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; преодоление чувства страха и неуверенности, повыше...