ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»
консультация по коррекционной педагогике

Семенова Дарья Александровна

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для заботливых родителей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_v_korrektsionno-razvivayushchey_rabote.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

 «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» (А.С.Макаренко).

Что даёт игра детям? Игра дает свободу. Ведь игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Игра дает порядок. Правила в игре абсолютны и несомненны. Невозможно нарушить правила и остаться  в игре. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает ребенка, активизирует его способности. Игра возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск необходимых решений. Игра дает физическое совершенствование, так как активные виды игр предполагают физическое развитие и упражнение двигательных навыков- точность, координацию, быстроту реакции. Игра дает возможность проявить творческие навыки. Игра  развивает воображение. Игра дает возможность развить свой ум. Игра дарит радость общения. Игра дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников с нормативным развитием. Но, при более глубоком обследовании, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Зачастую, они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной игровой деятельности со сверстниками из-за несовершенства умения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. У таких детей нарушение общей и тонкой моторики вызывает быстрое утомление. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Часто, действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них носит однообразный, подражательный характер. Также наблюдается робость, дети затрудняются включиться в игру из-за страха за свою неправильную речь. Чаще они выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли. Чаще всего просто отказываются от игры. Детям сложно сконцентрироваться на восприятии и переработке  инструкций.  Нередко наблюдается немотивированное упрямство, эмоциональные вспышки, некритичность.

 Таким образом, следует сформулировать задачи, стоящие перед специалистом и родителями:

в коррекционно-развивающей работе необходимо широко использовать игры, как средство умственного, физического,  нравственно-эстетического воспитания детей;

игра должна стимулировать накопление и развитие у детей речевых умений и навыков;

при организации игры необходимо учитывать возраст и психо-физиологические особенности детей;

выполнение рекомендаций специалистов ДОО должно носить характер учебно-игровой деятельности, быть эмоционально окрашено и привлекать внимание ребенка, вызывать интерес, мотивировать на  радостное ожидание новых заданий;

примеры игр, используемых для формирования

лексико-грамматических представлений:

«Викторина»

 Цель: развивать речевое внимание и память детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

Лексическая тема: «Домашние птицы».

Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?

Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще?

Сколько ног у двух кур?

Сколько голов у трех уток?

Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?

Лексичесая тема: «Дикие животные».

 Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?

Чего больше – медведей или медвежьих ушей?

У кого больше лап – у зайца или у волка?

Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

 Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей?

Нора справа от дерева. Что слева?

Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков.

Лексическая тема: «Мебель».

 Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным …(столом).

 Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

Лексическая тема: «Продукты питания».

 Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).

 Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Речь с движениями.

Цель. Накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве

Это правая рука, это правая нога,

Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.

Это левая рука, это левая нога,

Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами – топ, топ, топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ. Поленья полыхают в …РЕЧКЕ. Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.

На пляже тепленький …ЛЕСОК. Вдали – березовый …ПЕСОК.

Далеко идти мне …ПЕНЬ,  Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.

Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.

Крикнул Коля: - …БАБОЧКА! Смотри, летает …ПАПОЧКА.

«Объясни словечко»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Уточнение значения сложных слов:

- мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка, кофемолка, кофеварка, пароварка;

- косолапый, длинноухий, длинношеий, травоядный, земноводный, водоплавающий, насекомоядный, красногрудый, черноголовый, быстроногий;

- двуногий, широкоплечий, длинноволосый, сероглазый, пятипалый, беззубый;

- вездеход, молоковоз, бетономешалка, трубоукладчик, самолет, подземный, внедорожник.

Рассказы – шутки. Предлагаем детям послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать их.

«Что вкуснее?»

 Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала: - Я вкуснее всех, потому что я из мяса. Суп сказал: - Я вкуснее всех, потому что я из курицы. А салат им в ответ: - Я вкуснее всех, потому что я из овощей. - Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот. - Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог. - Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка. Пюре сказало: - Я вкуснее всех, потому что я из картошки. Квас закричал: - Я вкуснее всех, потому что я хлебный. Кисель не согласился: - Нет! Я вкуснее всех, потому что я из малины. А каша ему: - Я вкуснее всех, потому что я молочная. Таня услышала спор продуктов и сказала: - Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

Материал подготовлен

учителем-дефектологом,

МБДОУ №14 детский сад «Солнышко»

Семеновой Д.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие совместно с родителями и детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на облачке»

Установление гармоничных детско-родительских отношений через снижение негативных поведенческих реакций у ребенка....

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Игры для коррекционно-развивающей работы с детьми. Раздел - фонематика.

Игра "Для умников и умниц"Игра "Занимательный клубворд"Игра "Сколько слов в предложении"...

"СВОЯ ИГРА" - авторская коррекционно - развивающая игра

laquo;Своя игра»  –  это  сборка  дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов у детей (мышления, внимания, восприятия, памяти, во...

Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с спользование технологии ТРИЗ.

В данной статье раскрываются особенности применения авторских пособий в логопедической практике с учётом использования инновационных технологий, в частности, системы ТРИЗ в работе с детьми с наруше...