Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с спользование технологии ТРИЗ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Арсентьева  Наталия  Викентьевна
В данной статье раскрываются особенности применения авторских пособий в логопедической практике с учётом использования инновационных технологий, в частности, системы ТРИЗ в работе с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ (ТРИЗ)                    

                                                                                             

        Аннотация: в данной статье раскрываются особенности применения авторских пособий в логопедической практике с учетом использования инновационных технологий, в частности, системы ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ТРИЗ-технологии,  развитие фонематического восприятия.

Современный темп жизни требует от педагога поиск, разработку и внедрение новейших эффективных технологий. И учителя-логопеды в дошкольном учреждении всё чаще  используют в своей работе различные инновационные программы и технологии.  

  Для специалиста важным в педагогической деятельности является развитие речи и речевое общение, наращивание активного словаря, формирование грамматических категорий, развитие фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры речи, а также развитие внимания, памяти и мышления.  

При систематической работе с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи,  речевые нарушения можно исправить. Поэтому поиски  наиболее эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

 Наш детский сад в своей работе активно использует методику ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, так как он даёт видимые результаты. У детей обогащается круг представлений, растёт словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудную ситуацию, самостоятельно находит оригинальные решения.

Дети с речевыми нарушениями сложно решают наглядно-образные задачи, они не могут вычленить отдельные части сложного комплекса. Им сложно составлять рассказы даже с применением опорных картинок. С помощью традиционных форм работы в полной мере сложно решить эту проблему. Сегодня это возможно, используя элементы ТРИЗ-технологий. Именно ТРИЗ-педагогика позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование.

 Нами были созданы ряд дидактических игр и пособий для развития различных сторон речи: «Звуковичок», «Речезнайка», «Найди пару», «Артикуляционное лото», «Составь слово по матрице», «Звенит – не звенит», «Твердый – мягкий». Работа с детьми проводится в форме шифрования упражнений, которые необходимы для изучения и характеристики звуков.

 Дидактическое пособие «Звуковичок» развивает фонематическое восприятие. Пособие состоит из 3-х разделов:

- предметная картинка на определённый звук,

- характеристика звука (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, звонкий -глухой),

- местоположение звука в слове.

Дидактическое пособие «Речезнайка»,  направленно на развитие фонематического восприятия. Данное пособие, включает в себя следующие разделы: «Звук», «Речевое дыхание», «Артикуляционное лото», «Фоноритмика» и «Буква».

 Дидактические пособия «Найди пару», «Артикуляционное лото».

1 вариант. Представлено «Лото» в форме картинок-символов, где ребёнок должен подобрать соответствующие картинки к своему игровому полю.

2 вариант. К своему игровому полю с символами ребёнок подбирает зашифрованные карточки-схемы.

3 вариант. К зашифрованному игровому полю подбираются зашифрованные карточки-схемы.

4 вариант. К зашифрованному игровому полю подбираются карточки-символы артикуляционных упражнений.

«Составь слово по матрице» - это пособие представляет собой игровое поле, где верхний ряд – это цифры, слева – колонка с геометрическими формами, все остальное поле – буквы. Детям раздаются карточки, на которых верхний ряд – цифры, нижний – фигуры. Опираясь на данные карточки, дети составляют слова, после чего детьми проводится звуковой анализ полученного слова.

Игра «Звенит – не звенит» направлена на определение звонкого и глухого согласного звука, где к карточкам-символам глухой звук – «Зачёркнутый колокольчик», звонкий звук – «Колокольчик» подбираются предметные картинки.

Дидактическая игра «Мягкий - твёрдый» состоит из карточек-символов «Кулачок» - твёрдый звук, «Ладошка» - мягкий звук, к  которым подбираются предметные картинки.

Таким образом, систематическое использование дидактических игр и пособий в логопедической работе позволяет комплексно подойти к изучению определенного звука, что в свою очередь способствует развитию фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, слуховой и зрительной памяти, повышает уровень речевой активности, развивает коммуникативные навыки, формирует умения рассуждать, размышлять, обобщать, доказывать, делать выводы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.
  2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В. Волосовец.– М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 240 с.
  4. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...