Главные вкладки

    Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Романович Зинаида Антоновна

     В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_i_eyo_korrektsionno.docx19.15 КБ

    Предварительный просмотр:

     Романович З.А., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида

    Московского района Санкт-Петербурга

    Игра и её коррекционно-развивающее значение: работы с              детьми ОВЗ

    Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» ребёнка.

    Огромное значение в развитие детей с ограниченным развитием в здоровье, также является игра. Одной из основных особенностей детей с ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Таких детей отличают ярко выраженной особенностью в познавательной деятельности, у них занижен уровень интеллектуальной активности, плохо развита произвольная регуляция поведения, скудный запас знаний об окружающем мире, у многих нарушена речь, отсутствие мотивации к учебной деятельности. Данная категория детей характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные, они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое. Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.

    Не смотря на значительные нарушения и отклонения в развитии. Эти дети могут поддаваться психолого-педагогической коррекции при помощи применение   развивающих игр, с правильной организацией, и индивидуальным подходом к каждому ребенку.

    Для этого большое значение имеет в начале года психолого-медико- педагогическая диагностика, позволяющей: при помощи специалистов психолога, дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя производится индивидуальная диагностику каждого ребенка. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, своевременно выявить детей с ограниченными возможностями, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить если это необходимо индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении, где будет подобраны необходимые коррекционно-развивающие игры, индивидуально для ребенка.

     Л.С. Выготский говорил: «Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений, профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка.

     При организации образовательной деятельности с детьми ЗПР, у нас в группе, большое значение имеет направление на развитие и формирование эмоциональной сферы детей. Для решение этой проблемы эффективной формой является коррекционно-развивающие занятие, ведущим видом деятельности является игры: «Давайте поздороваемся» упражнение направлено на знакомство, создание психологически непринуждённой атмосферы в группе. «Мое настроение» игра способствует развитию умению описывать свое настроение, распознавать настроения других. «Подарок на всех (цветик - семицветик)» игра развивает чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. «Портрет самого лучшего друга» игра для развитие анализа и самоанализа.

    Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность повторяемость, постепенность выполнения заданий.

    В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.

    Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения. Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности.

    В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок с ОВЗ начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами

    Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познания мира. Взаимодействуя с ребенком посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.




    1.Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. - В., 2014.

    1. Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактический игр. Москва 2018 г.
    2. Баряева Л.Б.  Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР СПб, ЦДК проф. 2010 г.
    3. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы»

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»

        Москва  МОЗАИКА-СИНТЕЗ  2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

    Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

    Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

    Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

    Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

    ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

    Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...

    Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельности с нарушением интеллекта.

    Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта.Тема: Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельностью в работе с детьми с нарушением интеллекта...