"Значение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми ЗПР"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Владимировна Каширова

Каждый ребенок, вне зависимости от состояния физического и психического здоровья, имеет право на получение образования.Именно образование помогает детям с ЗПР успешной социализации, коммуникации, самореализации. Для решения этой задачи, первостепенными являются здоровьесберегающие технологии, которые выступают основой при постоении индивидуальных образовательных маршрутов детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx12.19 КБ

Предварительный просмотр:

Значение здоровьесберегающих технологий

в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР.

Неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными патологиями, трудностями в развитии, социализации и обучении.

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для решения этой задачи  первостепенным является сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровьесберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаются с задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка. Основная роль педагога-психолога состоит в организации коррекционно-образовательного процесса, сохраняющего физическое и психическое здоровье,эмоциональное благополучие детей с ЗПР.

 У большинства детей данной категории наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности. В одних случаях у детей страдает произвольность в организации деятельности, в других – мотивация познавательной деятельности. Часто наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера. Дети легко возбудимы и гиперактивны. Данные особенности мешают детям усваивать новый материал, поэтому коррекционно-развивающую работу необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей, включая в работу технологии, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и поведенческой сфер, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.  Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние у детей с ЗПР. Положительные эмоции, полученные в начале занятия, повышают мотивацию, работоспособность, улучшают деятельность головного мозга, настраивают на предстоящую деятельность и являются необходимым условием психического здоровья. Необходимо  включать в занятия разные виды детской деятельности. Так как у большинства детей нарушена мелкая моторика, целесообразно активно включать пальчиковую гимнастику, игры с палочками, с прищепками, шнуровки, элементы Су-Джок терапии, самомассаж. Из-за неусидчивости детей занятия проводим со сменой динамических поз: часть занятия дети проводят сидя, часть – стоя, например, организационный момент или рассматривание предметов и объектов. Таким образом, сохраняется и укрепляется позвоночник. Для профилактики утомления детей используем в образовательной деятельности динамические паузы на 2-5 минут. Это могут быть игры с мячами, палочками, ленточками, платочками. Подбираем и включаем физкультминутки в зависимости от  темы.  Для профилактики нарушений зрения  проводится гимнастика для глаз.  

Для развития координации, улучшения мыслительной деятельности, повышения стрессоустойчивости, синхронизации работы полушарий головного мозга в занятия включаются кинезиологические упражнения.  . Одной из особенностей детей с ЗПР является гиперреактивность, эмоциональная возбудимость, низкий уровень само регуляции, иногда наблюдаются агрессивность, упрямство, плаксивость. В работе с такими детьми необходимо создавать условия для улучшения эмоциональной сферы, психологического здоровья. Хорошим средством для снятия напряжения, агрессивности является песок. При работе с песком ребенок успокаивается, при этом психолог решает задачи коррекционно-развивающего характера. Вместо песка также используются в работе сухие мини-бассейны из сыпучих материалов: фасоли, гороха, манной крупы. Они не только успокаивают, но и еще добавляют эффект массажа для рук. В сухой бассейн можно спрятать фигурки животных или геометрические фигуры и попросить ребенка найти.. Такие здоровьесберегающие технологии стабилизируют поведение ребенка, дети становятся более спокойными, готовыми  к восприятию новой информации.  

Здоровьесберегающие технологии позволяют сохранить уровень физического и психического здоровья детей и повысить эффективность и результативность коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"

В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

  Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, кот...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушением зрения-доклад

Доклад -Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения...

Здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС. Ритмотерапия

Здоровьесберегающая технология в коррекционно – развивающей работе с детьми с РАС. Ритмотерапия Ритмотерапия, как здоровьесберегающая технология в коррекционно – развивающей работе с ...