Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка
Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет жить оптимально и без ограничений. Парадокс нашего общества состоит в том, что все понимают значение здоровья для человека, но его качество постоянно ухудшается и становится проблемой нации. В статье описан опыт применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
в КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»
Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет жить оптимально и без ограничений. Парадокс нашего общества состоит в том, что все понимают значение здоровья для человека, но его качество постоянно ухудшается и становится проблемой нации.
Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается. Это вызвано рядом факторов:
- хронический психогенный стресс у родителей, закреплённый генетически;
- ухудшение экологической обстановки (некачественная вода, химические добавки в продуктах питания);
- значительное ограничение двигательной активности (длительное пребывание перед телевизором, компьютерные игры);
- высокий процент курящего населения;
- факторы анамнеза;
- неблагоприятные социальные факторы.
Большинство детей, поступающих в наше учреждение, наряду с основным диагнозом – ЗПР или ОНР – имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушения характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей.
По мнению физиологов, дошкольный возраст относится к критическим периодам развития ребёнка в связи с нарастанием силы и подвижности нервных процессов. На фоне формирования высшей нервной деятельности у детей происходит эмоциональное перенапряжение, поэтому педагоги сталкиваются с такими проявлениями поведения детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Эти особенности воспитанников нашего Центра существенно снижают продуктивность непосредственной образовательной деятельности педагогов: воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя. Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в Центре обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесберегающих технологий в нашем Центре способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих
технологий, которые ставит наш педколлектив на 2019-2020 учебный год:
- Повышение умственной и физической работоспособности.
- Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.
- Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.
- Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
- Формирование орального праксиса.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
- Повышение резервов дыхательной системы.
- Профилактика нарушений зрения.
- Создание благоприятного эмоционального фона.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий
в КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»:
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
- систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
- оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
- комплексного воздействия на все анализаторы;
- совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя, родителей).
Организация коррекционно-развивающей работы с использованием
здоровьесберегающих технологий
в КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»:
- ознакомление педагогов Центра и родителей воспитанников с комплексом оздоровительных мероприятий;
- накопление практического материала;
- составление годового планирования работы;
- организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
- работа с родителями (консультации, беседы, практикумы);
- внесение изменений и дополнений в развивающую среду;
- выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете;
- выступление с анализом достижений детей на психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые педагогами Центра в коррекционно-развивающей работе:
Ароматерапия – терапевтическое воздействие запахов на организм человека (запах эфирных масел, хвои, фруктов, ягод). Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, повышают концентрацию внимания, усиливают процессы запоминания. Эфирные масла мы используем в минимальных дозах (1-2 капли), так как у детей могут быть аллергические реакции на запахи. Воспитатели используют ароматерапию в свободное от занятий время, при подготовке детей ко сну, во время чтения художественной литературы. Применяют ароматерапию и специалисты – на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога. Наши педагоги используют следующие приёмы музыкальной терапии:
- прослушивание музыкальных произведений;
- ритмические движения под музыку;
- сочетание музыки с другими видами детской деятельности (на занятиях и вне);
- сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
- пропевание чистоговорок под музыку.
Музыкотерапию активно использует в своей работе музыкальный руководитель на занятиях, в кружковой работе. Инструктор по физической культуре и воспитатели используют фоновую музыку на занятиях по ИЗО, физкультурных занятиях, на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна. Специалисты включают фоновую музыку на подгрупповых занятиях, в психогимнастике.
Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и тёплая вода обладают релаксирующим действием. Иногда наши педагоги заменяют работу с песком работой с использованием других сыпучих материалов: морской гальки, семенами арбузов, фасоли, гороха, крупами и макаронными изделиями. Из этих материалов воспитатели с детьми делают замечательные картины для презентаций в группах. Самые удачные работы мы выставляли на районных выставках.
Психогимнастика – комплекс специально подобранных этюдов, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Вызывание у ребёнка здоровьесоздающих эмоций (интереса, радости, спокойствия, сочувствия, удивления) улучшает психическое здоровье детей. Психогимнастика способствует преодолению страха, тревожности, агрессивности, дети учатся сопереживать. В непосредственной образовательной деятельности психогимнастика помогает при установлении продуктивного контакта с гиперактивными детьми.
Педагог-психолог нашего Центра проводит психогимнастику по подгруппам ежедневно в каждой возрастной группе. Воспитатели включают психогимнастику (или элементы психогимнастики) в свои занятия в непосредственно образовательной деятельности.
Расслабляющие упражнения (релаксация) – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с синдромом гиперактивности, неврозами, высокой тревожностью, заиканием.
Воспитатели применяют приём релаксации при подготовке детей ко сну (в дневное и ночное время). Педагог-психолог использует аутотренинг на подгрупповых занятиях с детьми.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, её темпа, ритма, разборчивости.
Артикуляционную гимнастику проводят учителя-логопеды и учитель-дефектолог нашего Центра ежедневно на индивидуальных занятиях с детьми. Далее по заданию логопеда воспитатели закрепляют поставленные звуки в свободное (вечернее) время на индивидуальных занятиях с воспитанниками (разучивают стихи, поговорки, чистоговорки и т.д.).
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы (обструктивный бронхит, астматический бронхит, бронхиальная астма).
Дыхательную гимнастику проводят все педагоги нашего Центра. Учителя-логопеды, учитель-дефектолог и педагог-психолог используют эту технологию на индивидуальных и подгрупповых занятиях. А воспитатели проводят дыхательную гимнастику перед обедом и после дневного сна ежедневно в каждой возрастной группе.
Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Включение упражнений из комплекса гимнастики для глаз в непосредственную образовательную деятельность воспитателя и специалистов способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения детей.
Специалисты используют этот прием на подгрупповых занятиях (в середине занятия для расслабления). Воспитатели с детьми делают гимнастику для глаз во время игр и в самостоятельной деятельности детей ежедневно.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Уровень психического развития и развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы различных центров коры головного мозга.
Педагоги нашего Центра проводят пальчиковую гимнастику на всех видах занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных). Также воспитатели включают эту технологию и в режимные моменты (в гимнастику перед обедом и после дневного сна), и в самостоятельную деятельность детей.
Сопряжённая гимнастика – комплекс упражнений, сочетающий пальчиковую и артикуляционную гимнастику (театр пальчиков и языка). Динамичное выполнение упражнений для рук, ног, пальцев, языка, губ способствует синхронной работе полушарий головного мозга, развитию способностей детей.
Учитель-логопед и учитель-дефектолог используют упражнения на индивидуальных занятиях с детьми. А воспитатель (по заданию специалиста) проводит коррекционный час – театр пальчиков и языка в вечернее время.
Биоэнергопластика –синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Отмечаются положительные изменения в виде улучшения работоспособности, внимания, памяти, мышления, речи.
В основном этот прием применяет учитель-логопед в коррекционной работе с ребенком на индивидуальных занятиях.
Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма.
Воспитатели нашего Центра проводят такие игры во время утренней гимнастики и на прогулке. Специалисты эту технологию на подгрупповых занятиях. А дети – в самостоятельной деятельности под руководством взрослого.
Точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия) – механическое воздействие на рефлексогенные зоны организма с целью поддержания здоровья человека.
Су-джок-терапия – это массажное воздействие на биологически активные точки кисти и стопы.
Аурикулотерапия – это массажное воздействие на биологически активные точки ушной раковины.
Кисть руки, стопа и ушная раковина – мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Методы су-ждок и аурикулярного массажа безопасны, эффективны, просты в применении, доступны для детей. Сеансы точечного массажа помогают развиваться всем системам организма, усиливают концентрацию внимания, улучшают интеллектуальные возможности, поддерживают организм в здоровом состоянии.
Педагоги нашего Центра используют эту технологию во время индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Также рекомендуют родителям своих воспитанников проводить сеансы точечного массажа с детьми дома в выходные дни.
Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных приспособлений: массажных шариков, шестигранных карандашей, сосновых и ольховых шишек, грецких орехов, щёток массажных, прищепок, бигуди, иппликатора Кузнецова. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.
Эту технологию в свою коррекционно-развивающую работу включают все педагоги нашего Центра: учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог и инструктор по физической культуре используют элементы самомассажа кистей и пальцев рук на индивидуальных и подгрупповых занятиях; воспитатели включают самомассаж в гимнастику после сна. Дети под руководством взрослого делают массаж своих пальчиков в свободное от занятий время. Педагоги на консультациях рекомендуют родителям проводить эту технологию дома с детьми в свободное время.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребенка, может создавать определенный эмоциональный фон, обладает стимулирующим, активизирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом. Воспитатели и специалисты нашего Центра используют следующие приёмы:
- создание фона освещения и фона зрительного восприятия;
- применение сигналов нужного цвета;
- проведение занятий из цикла «Разноцветные сказки» Н.В.Нищевой;
- использование элементов изотерапии;
- игры с воздушными шариками и мыльными пузырями.
Воспитатели и специалисты Центра включают хромотерапию в индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками.
Оценка результатов.
Диагностика.
Для диагностики уровня овладения детьми навыками самооздоровления критерием оценки служит степень самостоятельности выполнения упражнений:
- в самостоятельной деятельности – 3 балла;
- в совместной деятельности – 2 балла;
- в организованной деятельности – 1 балл.
Диагностика показала, что воспитанники КДОУ ВО «КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» овладели навыками самооздоровления в совместной деятельности (средний балл – 2), повысился уровень физической и умственной работоспособности воспитанников.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
в коррекционно-развивающую работу
КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»:
- Положительная динамика состояния здоровья детей (пропущено по болезни в год одним ребенком в 2017г. – 17,5 дней; в 2018г. – 11,1; в 2019г. – 9,4 по Центру; по группе – 3,1).
- Накопление практического материала по здоровьесберегающим технологиям (создание картотеки).
- Создание презентации «Здоровьесберегающие технологии в КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП».
Практический материал.
Литература.
Картотека игр, упражнений, этюдов с применением здровьесберегающих технологий создана с использованием методической литературы издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС»:
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья (гимнастика для глаз, самомассаж, дыхательная гимнастика, релаксация);
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников (самомассаж, элементы дыхательной гимнастики, релаксация);
- Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой;
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования;
- ГаврищеваЛ.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры;
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. Новые разноцветные сказки (хромотерапия);
- Блыскина И.В. Логопедический массаж (су-джок, аурикулотерапия);
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.
Также педагоги нашего Центра используют собственные разработки: точечный массаж, самомассаж кистей и пальцев рук с помощью шариков су-джок, сосновых шишек, прищепок, иппликатора Кузнецова.
Планирование совместной работы воспитателей и специалистов КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» по овладению детьми навыками самооздоровления
Название здоровьесберегающих технологий | Кто проводит | Место в режиме дня | Видовая специфика по эффекту |
1. Артикуляционная гимнастика | Учитель-логопед, учитель-дефектолог | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Формирование орального праксиса |
Воспитатель | Утренняя гимнастика. Индивидуальная работа по заданию специалиста. | ||
Дети | В самостоятельной деятельности | ||
2. Дыхательная гимнастика | Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Формирование физиологического и речевого дыхания, повышение резервов дыхательной системы |
Воспитатель | Гимнастика перед обедом. Гимнастика после сна. | ||
3. Пальчиковая гимнастика | Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Стимуляция психических и речевых зон коры головного мозга |
Воспитатель | Утренняя гимнастика. Гимнастика перед обедом. | ||
Дети | В самостоятельной деятельности | ||
4. Гимнастика для глаз | Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог | Подгрупповые занятия | Тренировка глазных мышц |
Воспитатель | Игры | ||
Дети | В самостоятельной деятельности | ||
5. Игры на координацию речи с движением | Воспитатель | Утренняя гимнастика. Прогулка. | Повышение работоспособности, создание положительного эмоционального фона |
Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре | Непосредственная образовательная деятельность | ||
Дети | В самостоятельной деятельности | ||
6. Психогимнастика | Педагог-психолог | Непосредственная образовательная деятельность | Снятие неблагоприятных эмоциональных факторов |
7. Релаксация | Педагог-психолог | Непосредственная образовательная деятельность | Снятие нервного и мышечного напряжения |
Воспитатель | Подготовка ко сну | ||
8. Музыкотерапия | Педагоги Центра | Непосредственная образовательная деятельность | Повышение умственной работоспособности, охрана нервной системы |
9. Пескотерапия | Педагог-психолог | Непосредственная образовательная деятельность | Снятие нервного и мышечного напряжения |
10. Ароматерапия | Учитель-логопед, учитель-дефектоло , педагог-психолог, | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Повышение умственной работоспособности, охрана нервной системы |
Воспитатель | Подготовка ко сну | ||
11. Хромотерапия | Педагоги Центра | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Создание благоприятного эмоционального фона, повышение работоспособности |
12. Биоэнергопластика | Учитель-логопед, учитель-дефектолог | Индивидуальные занятия | Формирование орального праксиса, стимулирование речевых зон коры головного мозга |
13. Сопряженная гимнастика | Учитель-логопед, учитель-дефектолог | Непосредственная образовательная деятельность | Развитие орального праксиса, стимулирование речевых зон коры головного мозга |
Воспитатель | По заданию специалиста (коррекционный час) | ||
14. Самомассаж кистей и пальцев рук | Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физкультуре | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Стимулирование речевых и психических зон коры головного мозга |
Воспитатель | Гимнастика после сна | ||
Дети | В самостоятельной деятельности | ||
Родители | Дома | ||
15. Точечный массаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия) | Педагоги Центра | Индивидуальные и подгрупповые занятия | Стимулирование рефлексогенных зон организма, охрана здоровья детей |
Дети | В самостоятельной деятельности | ||
Родители | Дома |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.
Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."
Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни....
"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Консультация для работ6никой ДОУ и родителей...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушением зрения-доклад
Доклад -Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения...
Стендовый доклад "Использование цифровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ".
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Логопеды не только не остались в стороне, но...
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий и коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста."
Актуальность:Внедрение здоровье сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения,повышает познавательную активность и самое главное,улучшает снижение заболеваемости,...