Главные вкладки

    Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"
    статья по коррекционной педагогике на тему

    В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                   Ритмотерапия, как здоровьесберегающая технология в коррекционно – развивающей работе с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм»

                   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и возможности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

                    Очень актуальна коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми и важное место в этой работе занимает музыкальная терапия. Здесь будет рассмотрена ритмотерапия, как составляющая часть музыкальной терапии.

                    Целью данной работы является раскрытие методических средств, с помощью которых, через ритмотерапию, формируются первичные произносительные навыки у неговорящих детей  с РДА и формирование произвольности.

                    Задачи:

    1. Воспитательные:  воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость и желание идти на контакт.
    2. Развивающие:  развивать у детей мышечный  и артикуляционный аппарат, тактильную и эмоциональную поддержку, развивать чувство ритма, речь и мелкую моторику рук.
    3. Обучающие: формировать у детей навыки произвольного поведения.

                  Психолого-педагогические методы и формы коррекционной работы с аутичными детьми. 

                  Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: учителем – дефектологом, педагогом - психологом, учителем - логопедом, музыкальным руководителем и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов  и родителей должна проходить в тесном сотрудничестве.

                 Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к социуму. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет более успешной коррекция поведения.

                   Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология

                   Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем – это свидетельство нарушения ритма нашей жизнедеятельности…

                              Ритмотерапия включает в себя:

    - ритмические речедвигательные упражнения;

    - музыкально – ритмические упражнения;

    - речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета;

    - речевые ритмические упражнения с элементами драматизации;

    - игры – песни, игры – танцы;

    - ритмические речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов;

    - игры с пальчиками.

    Ритмотерапия как форма

    воздействия и общения с аутичными детьми

                     Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную и речевую активность.

    В играх с ритмами используются следующие приемы:

    – хлопки в ладоши;

    – топанье ножками;

    – прыжки в определенном ритме;

    – танцы;

    – проговаривание текстов стихотворений;

    – пение детских песенок.

                     При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

                     Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Данный вид деятельности рекомендуется для закрепления родителями в домашних условиях. При продолжительной и систематической работе, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

                   Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом – предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

    Рекомендуем начинать занятия со следующих текстов: песенки – «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга -Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения - потешки – «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

                      Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее, полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу – договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку – для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки, во время игры используются предметы или игрушки, которые упоминались в тексте, сопровождается проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями, используются иллюстрации.

                    Помимо вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру – громким криком «попросит» взрослого остановиться. Это можно объяснить повышенной чувствительностью ребенка – ему не понравился тембр вашего голоса, случайно взятая фальшивая нота или же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет проведение занятия, но стоит продолжать поиски. Стоит подобрать новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найти ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции.

    Приведем примеры упражнений ритмотерапии:

                 - ритмические упражнения: 

    1. «Ритмическое эхо».

    Педагог дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, пытаются повторить.

    1. Ритмизация собственных имен.
    2. Ритмизация движений человека (например, спокойный шаг, рубка дров, гребля).
    3. Ритмизация движения транспорта.
    4. Ритмизация движений различных животных.
    5. «Ладушки».

                - речевые ритмические упражнения с элементами драматизации:

     «Тень – тень – потетень»

    Оборудование: игрушки – зверюшки.

    Тень – тень – потетень, (дети хлопают в ладоши)

    Выше города плетень. (поднимают руки)

    Сели звери на плетень,

    Похвалялися весь день. (стучат кулачками о стол)

    Похвалялася лиса:

    «Всему свету я краса!» (говорит с игрушкой – лисой)

    Похвалялся зайка:

    «Поди догоняй – ка!» (говорит с игрушкой – зайкой)

    Похвалялся ежик:

    «Бегу вдоль дорожек!» (говорит с игрушкой – ежиком)

    Похвалялся медведь:

    «Могу песни я петь!» (говорит с игрушкой – медведем)

                   - игры – песни, игры – танцы:

     «Оркестр» с ложками и погремушками»

    Тук – тук – тук – тук! (стучат деревянными ложками)

    Ложки застучали –

    Тук – тук – тук – тук!

    Детки заиграли.

    Динь – динь – динь – динь! (звенят погремушками)

    Пляшет погремушка!

    Динь – динь – динь – динь!

    Звонкая игрушка.

                   - ритмические речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов:

    «Овощи»

    Хозяйка однажды с базара пришла, (ребенок сжимает и разжимает пальцы)

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, (при названии каждого овоща педагог

                       выставляет на стол муляж овоща)

    Капусту,

    Морковку,

    Горох,

    Петрушку и свеклу.

    Ох!

                       - игры с пальчиками:

    «Кулачок с ладошкой»

    Дети попеременно сжимают пальцы в кулачки и разжимают их, имитируя мягкие движения кошки.

    Кулачок – ладошка!

    Я иду как кошка!

     «Ладошка»

    Дети делают движения в соответствии с текстом.

    Ладошка вверх,

    Ладошка вниз,

    На бочок,

    И в кулачок!

                   Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.

                   И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

                   Отдельное внимание заслуживает работа по ритмотерапии.

    Коррекционно-реабилитационная работа, в том числе и ритмотерапия, поможет ребенку с диагнозом «ранний детский аутизм»:

    ● организовать произвольность в  поведении;

    ● развить способности к коммуникативному взаимодействию;

    ● сгладить негативные проявления аутизма, у неговорящих детей – активизировать первичные произносительные навыки, у говорящих – обогатить активную речь.

                   Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.

                               Список используемой литературы

    1. Ихсанова С.В. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 208с.
    2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
    3. Мыськова Н.И. Роль художественно – творческой деятельности в повышении квалификации учителя: монография/ Н.И.Мыськова; под ред. Г.Н. Тараносовой.-Тольятти: ТГУ, 2008.- 214с.
    4. Мыськова Н.И.  Музицирование как фактор здоровьесбережения (Пение для здоровья) / учебно – методическое пособие. Тольятти. 2014.- 390 с.
    5. Нуриева Л.С. «Развитие речи у аутичных детей» .- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 187с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.

    Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

    Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности.

    Внедрение здоровьесберегающих тех¬нологий в ДОУ компенсирующего вида обусловлено необходимостью повы¬шения эффективности коррекционно- развивающей работы с детьми с ОНР....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда  в группе детей  с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...

    Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»

    Актуальным и важным для детей с ТНР в логогруппах - формирование у детей убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к...

    Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

      Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, кот...

    Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

    Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...