"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"
статья по коррекционной педагогике

Горай Елена Владимировна

"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rda.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом.

За последние годы увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра. Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ранним детским аутизмом требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе. Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

– воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

– развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

– формирование коммуникативных умений;

– сенсорное развитие;

– повышение двигательной активности ребенка;

– формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

– стимуляция звуковой и речевой активности;

– развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Этапы реабилитационной работы с детьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм).

Этапы

 Психологическое

направление

Педагогическое

направление

Логопедическое

направление

Диагностический

Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка.

Проведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка.

Определение особенностей речевого развития ребенка.

Адаптационный

Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям.

Формирование навыков самообслуживания. Взаимодействие ребенка и взрослого.

Тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек.

Активизирующий

Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи.

Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов.

При приеме детей, в ДОУ, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам ДОУ, к условиям работы в ДОУ, они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом. Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза.

Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения. Оценка состояния ребенка с ранним детским аутизмом, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания. На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Адаптационная программа направлена на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания предлагаются в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3–5 и более детей.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям с ранним детским аутизмом, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом. Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение детей с ранним детским аутизмом в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах дошкольного учреждения, а имеет продолжение в домашних условиях.

Список используемых источников:

  1. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ / Т. Н. Соломахина, Р. Р. Файзулаева, И. М. Михалева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46008/ (дата обращения: 10.03.2021).
  2. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.
  3. Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998
  4. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.