ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Еремкина Наталья Александровна

Н.А. Еремкина, А.А.Чакучян

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район

 

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» поселок Псебай, Мостовский район была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с диагнозом ранним детским аутизмом, сейчас в группе– 5 детей с данным диагнозом. Дети приезжают к нам из разных населенных пунктов: поселок Псебай, село Шедок, поселок Мостовской, село Унароково.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА

С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Н.А. Еремкина, А.А.Чакучян

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» поселок Псебай, Мостовский район была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с диагнозом ранним детским аутизмом, сейчас в группе– 5 детей с данным диагнозом. Дети приезжают к нам из разных населенных пунктов: поселок Псебай, село Шедок, поселок Мостовской, село Унароково.

Когда в детском саду открылась такая группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, то у нас не было опыта работы с такими детьми. Мы сами изучали литературу, через интернет ресурсы получали нужную информацию, касающуюся работы с детьми РДА. Посетили детский сад № 214 «Кораблик детства» Лекотеку в городе Краснодар. Прошли курсы «Организация коррекционной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС» в городе Армавир. Посещали различные конференции и семинары в городе Краснодар по инклюзии и по работе с детьми ОВЗ. Но как говориться: «Теория - это хорошо, а практика – лучше».

Сейчас мы хотим поделиться с Вами своим опытом работы по взаимодействию с детьми, у которых есть расстройства аутистического спектра.

Основная цель психокоррекционной работы:

Оказание своевременной систематической коррекционно-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, консультативно - методической поддержки их родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребёнка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок к учебной деятельности.

Задачи:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

- развитие познавательных навыков;

- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального

дискомфорта;

- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

1.Диагностическая.

2.Коррекционно-развивающая.

3.Консультативная.

4.Информационно-просветительская.

Воспитание и обучение детей с аутизмом, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных коррекционно-развивающих занятиях.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу и педагогу-психологу.

В своей коррекционно-развивающей работе мы опираемся на следующие программы: «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Маленькие ступеньки - программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии», М. Питерси, Р. Трилор.

При первых встречах мы совместно с родителями наблюдаем за поведением детей в свободной деятельности и параллельно ведем беседы с родителями о

- режиме дня ребёнка;

- основных видах занятий и игр дома;

- какие игрушки больше всего любит;

- с кем из членов семьи ребёнок больше всего проводит времени;

- взаимодействие со сверстниками, взрослыми;

- эмоциональное состояние ребёнка,

- и конечно же сбор анамнестических данных: как протекала беременность, роды, раннее развитие ребенка (гуление, лепет, первые слова, речь фразой, когда начал сидеть, стоять, ходить).

Во время беседы выявляем, какие трудности возникают в воспитании и обучении ребёнка. В ходе обследования заполняются диагностические карты на каждого ребёнка (Н.В. Верещагина «Особый ребенок» в детском саду) и составляются индивидуальные образовательные маршруты.

         Основные этапы психологической коррекции:

1. Установление контакта (требует достаточно длительного времени).

2. Усиление психологической активности (от простого к сложному, от манипулятивной игры к сюжетной).

Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр с постоянным использованием зрительно-моторного кoмплекса.

3. Организация целенаправленного поведения.

Решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям.

При установление эмоционального контакта с ребенком РДА надо быть очень осторожным, так они гиперчувствительны к окружающим раздражителям: звук, свет, прикосновение и даже прямое обращение является сильнейшим раздражителем и вызывает у них чувство дискомфорта. Поэтому мы соблюдаем некоторые правила:

Не говорим громко,

Не делаем резких движений,

Не смотрим пристально в глаза ребенку,

Не обращаемся прямо к ребенку,

Ведем себя не слишком активно и навязчиво.

В противном случае ребенок может проявлять своего рода знаки протеста: кричать, закрывать глаза, затыкать уши, проявлять аутоагрессию (бить себя ладошкой, щипать себя и взрослых, прятаться, падать, биться головой об стол, стенку).

Когда нас ребенок начинает принимать, идти на контакт, то у него это проявляется различными способами: нюхает волосы, обнимает, чувствуют наш эмоциональный настрой. Ну и конечно мы не должны забывать, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально.

Также для установления контакта и дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми РДА используем метод Холдинг - терапии, но только с разрешения родителей и другие методики: куклотерапию, музыкатерапию, танцетерапию, изотерапию. Хочется сказать, что метод Холдинг – терапии является очень эффективным.

В работе с особыми детьми используем метод Куклотерапии. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички.

Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей.

Музыкотерапия и танцетерапия.

Наши специалисты: музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования по хореографии при помощи музыки и танцев помогают детям с РДА наладить коммуникацию, контролировать свое поведение. Методики музыкотерапия и танцетерапия способствуют вербальному общению между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта.

На каждом занятий специалисты ДОУ используют детские песни, музыкальные инструменты (металлофон, музыкальный треугольник, бубен, колокольчики, шумовые инструменты). Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Дети любят танцы с флажками, цветами, ленточками.

Изотерапия - развивает у детей художественно эстетическое восприятие, воображение и сенсорные эталоны, мелкую моторику, восприятие и воображение.

Родители использовали в воспитании и обучение своих детей другие методы, как: АВА-терапию, Дельфинотерапию, Канистотерапия.

Свои занятия мы строем по принципу от простого к сложному учитывая индивидуальные способности ребенка. Чтобы ребенок на занятие не уходил в себя переход от одного задания (игры) к другому должен быть быстрым, органичным и не присутствовать лишних раздражителей.

        Занятия строятся на повторение практических упражнений и систематических требований. При обучении ребенка используем схемы, модели, наглядный материал (картинки, игрушки, предметы обихода). Причем на первых порах мы (взрослые) действуем за ребенка, управляя его руками.

        Чтобы на занятие создать и закрепить ситуацию успеха у ребенка, мы прибегали к поощрению, это были сладости - конфеты, печенье, затем начали заменять другими действиями (похлопать себе, погладить себя, сказать «Молодец!»). В некоторых случаях мягкий стиль воспитания совершенно не «работает». «Работает» только авторитарный стиль.

Эффективность психокоррекционного процесса дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, а значит происходит коррекция поведения.

         В содержание каждого занятия входят:

- приветствие (эмоциональный настрой)

- развивающие игры;

- этюды;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- развитие графических навыков

- домашнее задание

- прощание.

Благодаря коррекционно - развивающим занятиям у детей имеющие стереотипные действия (перекатывания камушка, перебирание пальцами ватную палочку), патологические привязанности к предметам (палочка, веревочка, камушки), постепенно заменились другими предметами (карандашами, пластилином, красками), стали проявлять интерес к некоторым игрушкам (машинке, мячу, животным).

Эффективность коррекционно-развивающего процесса определяется по итогам обследования детей на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ в середине и конце года, и вносятся изменения в индивидуальный образовательный маршрут ребенка. 

Совместно с родителями готовятся и проводятся мероприятия и праздники – «Осенняя ярмарка», «Новый год», 8 Марта, Дни рождения, «День Дружбы» в рамках дня инвалида, тематические выставки: «Юные художники», «Мама, папа, я – счастливая семья».

Данные виды деятельности являются итогом всего коррекционно-развивающего процесса с детьми с ранним детским аутизмом за определенный период.

Мы помогаем родителям осознать, что жизнь с рождением ребенка с ограниченными возможностями в развитии не останавливается, надо жить дальше – принимая активное участие в его развитии. Помнить, что он – такой же ребёнок как и все, обладающий своим внутренним миром, своими талантами и потребностями; и не инвалид, а особый ребёнок, доверенный им жизнью.

На протяжении всего коррекционно-развивающего процесса ведётся активная, многообразная и всесторонняя работа с семьями, что побуждает и поддерживает у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребенком.

С родителями проводятся: беседы, консультации, круглые столы, родительские собрания, тренинги.

        Консультации: «Организация пространственно-развивающей среды дома», «Режим дня ребёнка», «Обучение ребёнка отдельным бытовым навыкам», «Семейные привычки и традиции».

Круглые столы - обмен опытом, дискуссии: «Как помочь ребёнку обращаться с просьбой?», «Формирование временных представлений», «Использование дидактических игр дома.

Родительские собрания: «Организация работы в группе «Особый ребенок»», «Чему я научился за лето?», «Во что играть с «особым ребенок»!».

Психологические тренинги: «Познай себя», «Поддержание и укрепление психического здоровья», «Мостик понимания между родителями и ребенком», тренинг для релаксации и снятия эмоционального напряжения

Данные формы эффективны тем, что способствуют пониманию и осознанию у родителей ответственности за воспитание и развитие детей,

снижению эмоциональной напряженности и тревоги, повышению самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Особенности развития речевой сферы у детей с ранним детским аутизмом (РДА)

Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи....

Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с ди...

Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития

Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности дете...

Осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи посредством применения практики «Сказки на степ - платформах»

Представить опыт работы по использованию практики «Сказки на степ - платформах», как один из способов коррекционно – развивающей работы с детьми с  тяжелыми нарушениями ре...

"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"

quot;Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"...