Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике на тему

Еремкина Наталья Александровна

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с диагнозом ранним детским аутизмом, на данный момент в группе– 5 детей с данным диагнозом. Дети приезжают из разных населенных пунктов: поселок Псебай, село Шедок, поселок Мостовской, село Унароково.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра

В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с диагнозом ранним детским аутизмом, на данный момент в группе– 5 детей с данным диагнозом. Дети приезжают из разных населенных пунктов: поселок Псебай, село Шедок, поселок Мостовской, село Унароково.

Когда в детском саду открылась такая группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, то у нас не было опыта работы с такими детьми. Мы сами изучали литературу, через интернет ресурсы получали нужную информацию, касающуюся работы с детьми РДА. Посетили детский сад № 214 «Кораблик детства» Лекотеку в городе Краснодар. Прошли курсы «Организация коррекционной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС» в городе Армавир. Но как говориться: «Теория - это хорошо, а практика – лучше».

Сейчас мы хотим поделиться с Вами своим опытом работы с детьми РДА.

Слайд № 2 - 3

Основная цель нашей работы:

Оказание своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, консультативно - методической поддержки их родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребёнка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятельности

Психологическая коррекция (ранний детский аутизм)

Цели:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным

ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального

дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

Слайд №4

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

1.Диагностическая

2.Коррекционно-развивающая

3.Консультативная

4.Информационно-просветительская

Воспитание и обучение детей с аутизмом, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных коррекционно-развивающих занятиях.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу и педагогу-психологу.

Слайд №5

В своей коррекционно-развивающей работе мы опираемся на следующие программы: «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Маленькие ступеньки - программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии», М. Питерси, Р. Трилор.

При первых встречах мы совместно с родителями наблюдаем Слайд № 6 за поведением детей в свободной деятельности, и параллельно ведем беседы Слайд №7 с родителями о

- режиме дня ребёнка;

- основных видах занятий и игр дома;

- какие игрушки больше всего любит;

- с кем из членов семьи ребёнок больше всего проводит времени;

- взаимодействие со сверстниками, взрослыми;

- эмоциональное состояние ребёнка,

- и конечно же сбор анамнестических данных: как протекала беременность, роды, раннее развитие ребенка (гуление, лепет, первые слова, речь фразой, когда начал сидеть, стоять, ходить).

Во время беседы выявляем, какие трудности возникают в воспитании и обучении ребёнка. В ходе обследования заполняются диагностические карты на каждого ребёнка (Н.В. Верещагина) Слайд №8-9 и составляются индивидуальные образовательные маршруты. Слайд №10-11

Слайд №12

Основные этапы психологической коррекции

1.Установление контакта (требует достаточно длительного времени).

2. Усиление психологической активности (от простого к сложному, от манипулятивной игры к сюжетной).

Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр с постоянным использованием зрительно-моторного кoмплекса.

3. Организация целенаправленного поведения.

Решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям.

Первым и главным этапом в работе с детьми РДА является установление эмоционального контакта. Слайд №13

Для установления эмоционального контакта с ребенком РДА надо быть очень осторожным, так они гиперчувствительны к окружающим раздражителям: звук, свет, прикосновение и даже прямое обращение является сильнейшим раздражителем и вызывает у них чувство дискомфорта. Поэтому мы соблюдаем некоторые правила:

Не говорим громко,

Не делаем резких движений

Не смотрим пристально в глаза ребенку

Не обращаемся прямо к ребенку

Ведем себя не слишком активно и навязчиво.

В противном случае ребенок может проявлять своего рода знаки протеста: кричать, закрывать глаза, затыкать уши, проявлять аутоагрессию (бить себя ладошкой, щипать себя и взрослых, прятаться, падать, биться головой об стол, стенку).

Когда нас ребенок начинает принимать, идти на контакт, то у него это проявляется различными способами: нюхает волосы, обнимает, чувствуют наш эмоциональный настрой. Ну и конечно мы не должны забывать, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Эмоциональный контакт

может происходить очень длительное время, только через родителей.

Слайд №14-17

Интеллектуальное развитие

Задачи интеллектуального развития определяются в зависимости от образовательного маршрута ребенка.

-У детей ранний интерес к сенсорным эталонам (цвет, форма, величины).

-Отмечается ранний интерес к знакам: цифрам, буквам.

-Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, речь.

Также для установления контакта и дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми РДА используем метод Холдинг-терапии Слайд №18, но только с разрешения родителей и другие методики: куклотерапию, музыкатерапию, танцетерапию, изотерапию.

Куклотерапия – Слайд №19

В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие  куклы – рукавички.

Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей

Музыкатерапия и танцтерапия – Слайд №20

Наши специалисты: музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования по хореографии при помощи музыки и танцев  помогают детям с РДА наладить коммуникацию, контролировать свое поведение. Методики музыкотерапия и танцтерапия способствуют  вербальному общению между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта.

На каждом занятий специалисты ДОУ используют детские песни, музыкальные инструменты (металлофон, музыкальный треугольник, бубен, колокольчики, шумовые инструменты).

Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Дети любят танцы с флажками, цветами, ленточками.

Изотерапия – Слайд №21

Изотерапия - развивает у детей художественно эстетическое восприятие, воображение и сенсорные эталоны, общую и мелкую моторику, восприятие и воображение.

Родители использовали в воспитании и обучение своих детей другие методы, как: АВА-терапию - Слайд №22, Дельфинотерапию - Слайд№23, Канистотерапия.

Слайд №24

Свои занятия мы строем по принципу от простого к сложному учитывая индивидуальные способности ребенка. Чтобы ребенок на занятие не уходил в себя переход от одного задания (игры) к другому должен быть быстрым, органичным и не присутствовать лишние раздражители (лотки с наглядными и раздаточным материалом).  

        Занятия строятся на практическом повторение упражнений и систематических требований. При обучении ребенка используем схемы, модели, наглядный материал (картинки, игрушки, предметы обихода). Причем на первых порах мы (взрослые) действует за ребенка, управляя его руками.

        Чтобы на занятие создать и закрепить ситуацию успеха у ребенка мы прибегали к поощрению, это были сладости - конфеты, печенье, затем начали заменять другими действиями (похлопать себе, погладить себя, сказать «Молодец!»). В некоторых случаях мягкий стиль воспитания совершенно не «работает». «Работает» только авторитарный стиль.

Эффективность психокоррекционного процесса дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, а значит происходит коррекция поведения.

Слайд №25

В содержание каждого занятия входят:

- приветствие (эмоциональный настрой)

- развивающие игры;

- этюды;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- развитие графических навыков

- домашнее задание

- прощание.

Благодаря коррекционно-развивающим занятиям у детей имеющие стереотипные действия (перекатывания камушка, перебирание пальцами ватную палочку), патологические привязанности к предметам (палочка, веревочка, камушки), постепенно заменились другими предметами (карандашами, пластилином, красками), стали проявлять интерес к некоторым игрушкам (машинке, мячу, животным). Таким образом у ребенка расширяется представление об окружающем мире.

Эффективность коррекционно-развивающего процесса определяется по итогам обследования детей на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ в середине и конце года, и вносятся изменения в индивидуальный образовательный маршрут ребенка.  

Совместно с родителями готовятся и проводятся мероприятия и праздники – «Осенняя ярмарка», «Новый год», 8 Марта, Дни рождения - Слайд №26-27, «День Дружбы» в рамках дня инвалида Слайд №28 - 31, , в тематических выставках детского сада: «Юные художники» - Слайд №32 , «Мама, папа, я – счастливая семья».

Данные виды деятельности являются итогом всего коррекционно-развивающего процесса с детьми за определенный период.

Слайд №33-38

На протяжении всего коррекционно-развивающего процесса ведётся активная, многообразная и всесторонняя работа с семьями, что побуждает и поддерживает у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребенком.

С родителями проводятся:

-беседы;

-консультации;

-круглые столы;

-родительские собрания;

-тренинги;

- патронаж на дому (составление социально-демографического паспорта)

-совместные праздничные мероприятия.

        Консультации: «Организация пространственно-развивающей среды дома», «Режим дня ребёнка», «Обучение ребёнка отдельным бытовым навыкам», «Семейные привычки и традиции».

Круглые столы - обмен опытом, дискуссии: «Как помочь ребёнку обращаться с просьбой?», «Формирование временных представлений», «Использование дидактических игр дома.

Родительские собрания: «Организация работы в группе «Особый ребенок»», «Чему я научился за лето?», «Во что играть с «особым ребенок»!».

Психологические тренинги: «Познай себя», «Поддержание и укрепление психического здоровья», «Мостик понимания между родителями и ребенком», тренинг для релаксации и снятия эмоционального напряжения

Патронаж на дому осуществляется с целью выявления социально бытовых условий, в которых живет ребенок. С кем проживает ребенок, если своя комната или уголок. Как организована предметно-развивающая среда (литература, развивающие игры, игрушки). Итогом является заполнения-социального паспорта семьи.

Практика нашей работы свидетельствует о том, что встречи родителей со специалистами, включение их в живой процесс взаимодействия «ребенок-родитель-специалист» оказываются наиболее полезными и эффективными для всех участников коррекционно-развивающего процесса. Данные формы эффективны тем, что способствуют пониманию и осознанию у родителей ответственности за воспитание и развитие детей.

Данные формы работы с родителями способствуют:

1.Снижению эмоциональной напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли;

2.Появлению ощущения самоконтроля и уверенности, взрослый более реалистично смотрит на свои ролевые обязанности в связи с особенностями ребенка и строит более реалистичные ожидания по отношению к нему;

3.Осознанию направленности ролевого поведения, они ставят реальные цели в воспитательном процессе, учитывая особенности ребенка;

4.Повышению самооценки.

Мы помогаем родителям осознать, что жизнь с рождением ребенка с ограниченными возможностями в развитии не останавливается, надо жить дальше – принимая активное участие в его развитии. Помнить, что он – такой же ребёнок как и все, обладающий своим внутренним миром,

своими талантами и потребностями; и не инвалид, а особый ребёнок, доверенный им жизнью.

Слайд 39

А свои пожелания уважаемые, коллеги, хочется выразить словами педагога и философа Райнхольда Шнайдера: «Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с расстройством аутистического спектра по теме «Осень»

АннотацияВ данном конспекте индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей со сложной структурой дефекта (РАС) мы предлагаем обобщить и систематизировать представления детей по теме &laqu...