Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Дорогова Марина Владимировна

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения

ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

2016-2017 учебный год

 

 

 

Составитель:

педагог-психолог Дорогова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесосибирск 2016г

 

Коррекционный блок

Используемая литература:

·        Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

·        Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 340 с.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

 

Диагностическая работа включает:

-выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;

-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения АОП).

 

Коррекционно-развивающая работа включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-

психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих;

-коррекцию и развитие высших психических функций, коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;

-формирование целенаправленного приемлемого поведения ребенка

 

Консультативная работа включает:

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

-консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

 

Информационно-просветительская работа предусматривает:

-различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

 

Содержание психологической коррекции

 

Ос­новные задачи психологической коррекции ребенка с РАС:

1.   Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2.  Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3.  Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4.  Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5.  Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, не­гативизм и пр.)

6.  Организация целенаправленного взаимодействия психоло­га с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения

ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

2016-2017 учебный год

Составитель:

педагог-психолог Дорогова М.В.

Лесосибирск 2016г

Коррекционный блок

Используемая литература:

  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  • Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 340 с.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Диагностическая работа включает:

-выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;

-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения АОП).

Коррекционно-развивающая работа включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-

психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих;

-коррекцию и развитие высших психических функций, коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;

-формирование целенаправленного приемлемого поведения ребенка

Консультативная работа включает:

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

-консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

Информационно-просветительская работа предусматривает:

-различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

Содержание психологической коррекции

Основные задачи психологической коррекции ребенка с РАС:

1.   Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2.  Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3.  Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4.  Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5.  Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)

6.  Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый блок (диагностико-консультативный)

Задачи:

  1. Определение индивидуальных особенности ребенка.
  2. Определение содержания и организации коррекционной работы.
  3. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей.

содержание

цель

продолжительность

Наблюдение за ребенком в процессе не директивной игры.

Диагностико-психологическое обследование.

от 2 до 5 занятий

Беседа с родителями.

Получение дополнительной информации о ребенке.

Консультаций с другими специалистами.

Получение дополнительной информации о ребенке.

Второй блок (ориентировочный)

Задачи:

  1. Установление эмоционального контакта психолога с ребенком.
  2. Установление эмоционального контакта ребенка с микро группой.

содержание

Психотехнические игры:

цель

продолжительность

Игра «Ручки»

Формирование эмоционального контакта с психологом.

от 4 до 6 занятий

Игра «Отойди и подойди»

Игра «Хоровод»

Формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми.

Игра «Море волнуется раз, море волнуется два...»

Игра «Догонялки»

Третий блок (основной коррекционный)

Задачи:

1.  Формирование способности к подражанию через разнообразные манипулятивные игры с предметами в процессе взаимодействия.

2.  Переход от манипулятивных игр к сюжетным.

3. Формирование познавательных процессов.

содержание

Психотехнические игры:

цель

продолжительность

Игра «Птички»

Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

от 4 до 6 занятий

Игра «Обезьянка»

Вызывать желание подражать мелким движениям рук.

Игра «Возьми, положи, брось»

Вызывать желание слушать и понимать речевую инструкцию, подражать действиям взрослых.

Игра «Найди место для игрушки»

Обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

Игра «Собери фигурки»

Игра «Пришел Мурзик поиграть» (и подобные).

Формирование у ребенка игровых манипулятивных действий.

от 3 до 5 занятий

Игра «Поймай игрушку» (и видоизмененные игры, а именно: предложить ребенку постучать по пойманной фигуре, поводить рукой по ее контуру и пр.).

Обучение ребенка различению формы, цвета, величины.

от 3 до 5 занятий

Четвертый блок (закрепляющий)

Задачи:

1. Активизация речевых проявлений.

2. Выработка целенаправленного поведения.

содержание

Психотехнические игры:

цель

продолжительность

Игра «Позови»

Побуждение его к более разнообразным вокализациям.

от 5 до 7 занятий

Игра «Трубочка»

Развитие слухового сосредоточения.

Игра «Постучи»

Обучение ребенка ритмическому постукиванию в такт стихотворения и развитие потребности произношения.

Игра «Закончи фразу»

Формирование у ребенка потребности речевого общения.

Занятия с родителями

содержание

Психотехнические игры:

цель

продолжительность

Игра «Подкидыш»

Усиления психической активности и выработки целенаправленного поведения.

от 5 до 7 занятий

Игра «Качание»

Игра «Угадай на ощупь, кто это»

Методические требования к занятиям:

—  любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;

—  объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;

—  речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;

—  не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;

—  занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;

— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует обязательного поощрения.

Планируемые результаты:

  1. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Обращается к взрослым и детям с просьбами. Участвует в совместных играх.
  2. Ребенок участвует в подвижных играх.
  3. Стремится к общению.
  4. Владеет способами общения, использует речь. Может обращаться с просьбами, понимает речь взрослых.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Игра «Ручки»

Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.

Ход игры. Психолог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя...». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывания себе.

Игра «Отойди и подойди»

Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.

Ход игры: психолог отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок приблизится, то психолог обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, — старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.».

Игра «Хоровод»

Цель: формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми.

Ход игры (группа из 3-5 человек): психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их.

Игра «Море волнуется раз, море волнуется два...»

Цель: стимулирование положительных эмоций у детей с аутизмом.

Игра «Догонялки»

Цель: стимулирование положительных эмоций у детей с аутизмом.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2-3 человек): психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей. В игре могут участвовать родители.

Игра «Птички»

Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. Задания можно повторить.

Игра «Обезьянка»

Цель: учить детей подражать мелким движениям рук.

Оборудование: игрушка Обезьянка.

Ход игры. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и пр.

Игры можно проводить с микрогруппой.

Игра «Возьми, положи, брось»

Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование: кегли, корзина или коробка.

Ход игры: психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, то можно организовать соревнование: «Кто быстрее». Занятие можно усложнить. Детям предлагается кинуть кегли в коробку с учетом цвета.

Игра «Найди место для игрушки»

Оборудование: кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры: психолог предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать соревнование. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.

Игра «Собери фигурки»

Оборудование: доски Сегена.

Ход игры: небольшая группа детей расположена за столом. Каждому ребенку по команде предлагается собрать и разобрать доски.

Возможны усложнения игр (дифференцировка более сложных форм, величины предметов и пр.).

Игра «Пришел Мурзик поиграть»

Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий.

Оборудование: игрушка «Кот Мурзик» и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке.

Ход игры (проводится с небольшой подгруппой детей 2-3 ребенка): психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять любое количество фигурок и расставить их на столе.

Игра «Поймай игрушку»

Цель: обучение ребенка различению формы.

Оборудование: круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.

Ход игры: психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее.

Игра «Позови мячом»

Цель: запомнить имена членов группы.

Оборудование: воздушные шары.

Ход игры: дети стоят в кругу или сидят на стульях. Психолог показывает ребенку воздушный шар. Предлагает каждому потрогать его рукой.

Затем дает шар одному из детей и предлагает кинуть шар ребенку, которого психолог называет по имени, и назвать его имя. Занятие можно видоизменить и предложить детям передать предмет, например «звенящий колокольчик», «звучащую игрушку» и пр.

Эти задания вызывают эмоциональный интерес у аутичных детей.

Игра «Трубочка»

Цель: развитие слухового сосредоточения.

Ход игры: дети сидят на стульях или стоят, психолог подходит с трубочкой к ребенку и шепотом произносит отдельные слова, эмоционально значимые для ребенка, или команды. Например: «Вася хорошо занимается» или «Юля, возьми шарик» и пр. Или просит ребенка выполнить какое-либо действие.

Такие занятия вызывают положительные эмоции у детей.

Игра «Постучи»

Цель: обучение ребенка ритмическому постукиванию в такт стихотворения и развитие потребности произношения.

Ход занятий: дети сидят за столом, психолог произносит простое стихотворение и одновременно постукивает в такт и просит тоже самое сделать детей. Например:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть.

С нами вместе поплясать,

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

Игра «Закончи фразу»

Цель: формирование у ребенка потребности речевого общения.

Ход занятий: детям зачитывается знакомое стихотворение. Например, «наша Таня громко плачет, уронила в речку...». Ребенок должен закончить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...