«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кравцова Яна Анатольевна

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_raboty_logopeda_s_ras.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»

г. Назарово Красноярского края

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком с расстройствами аутистического спектра»

Учитель-логопед Кравцова Я.А.

Речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.  Специальных методик работы для детей с РАС  разработано недостаточно. Каждая из них нуждается в индивидуальной модификации в соответствии с формой РАС и уровнем интеллектуального и речевого развития ребёнка. В связи с этим возникает необходимость индивидуально для каждого  ребенка с РАС подбирать методы и приемы работы, которые подойдут только этому ребенку.

В нашем случае у ребенка с РАС наблюдалось полное отсутствие внешней речи, иногда на высоте аффекта, ребенок произносил отдельные неразборчивые звуки. Ребенок предпочитал обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто брал взрослого за руку и подводи к нужному месту. Так же ребенок не реагировал на слуховые раздражители, не понимал обращенной речи, не фиксировал взгляд на предмете и лице партнера по общению.

Были  определены основные направления коррекционной работы:

  • формирование начальных коммуникативных навыков.
  • развитие понимания речи.
  • развитие экспрессивной речи 

Задачи коррекционной работы:

  • Установить эмоциональный контакт.
  • Выработать учебный стереотип.
  • Установление зрительного контакта.
  • Формировать  умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению.
  • Формировать  умение фиксировать взгляд на предмете, активизировать реакцию следования взглядом за предметом. 
  •  Побуждать реагировать на слуховые раздражители, вызвать слуховое сосредоточение
  • Учить выполнять простейшие инструкции
  • Побуждать подражать действию, мимике, интонации взрослого.
  • Провоцировать ребенка на эхолалии и непроизвольные звуковые реакции.
  • Побуждать произносить гласные звуки в результате действий с игрушками
  • Формировать  пассивный  словарный запас

Коррекционная работа с ребенком с расстройствами аутистического спектра рас  велась поэтапно и последовательно.

Формирование начальных коммуникативных навыков.

Установление  контакта. Цель данного этапа установление эмоционального контакта педагога с ребенком и определение уровня речевого развития. На первом этапе, используя метод наблюдения определяю: к чему ребенок проявляет интерес, как ребенок ведет себя той или иной ситуации, идет ли на контакт с детьми, взрослыми, чем занимается в течении дня и насколько ребёнок готов к взаимодействию. Этот этап занимает продолжительное время.

Выработка учебного стереотипа. Цель данного этапа выработка умения сидеть за столом и выполнять задания. Для этого  использую различные пособия и игры для привлечения и удержания внимания ребенка. Ребенок манипулирует игрушками, пересыпает мелкие предметы из одной емкости в другую. Так как удержать ребенка за столом  достаточно сложно, первое время ребенок занимается  за столом  не более 2-3 минут, затем до 5 минут.

На этом этапе также отрабатывается умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметом, который находится в руке  ребенка. С целью формирования умения фиксировать взгляд на предмете, активизации реакции следования взглядом за предметом использую различные игрушки-забавы. Игра с такими предметами сопровождается художественным словом:  потешками, стихами.

Установление зрительного контакта. На этом этапе сначала вырабатывается фиксация взгляда ребенка на игрушке, которую держу на уровне своих глаз и перемещаю её с права на лево. Первое время ребенок задерживал взгляд на лице педагога всего на несколько секунд. Постепенно время фиксации взора  на предъявляемом материале увеличивается, и заменяется взглядом в глаза.

Выработка реакции на слуховые раздражители,  слухового сосредоточения

С этой целью использую звучащие игрушки, музыкальные инструменты: сначала ребенок учится реагировать на слуховые раздражители, преодолевать  страх различных звучаний. Затем учится взаимодействию с музыкальными инструментами,  извлекает звук из инструмента, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно.

Развитие понимания речи.

Эмоционально-смысловой комментарий

Для того чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания ребенком речи, использую  эмоционально-смысловой комментарий. Комментирую каждое действие ребенка, так как эмоционально-смысловым комментарий позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Так же даю рекомендации воспитателям и родителям постоянно осуществлять эмоционально-смысловым комментарий.

Учить выполнять простейшие инструкции Выполнение инструкции «Дай» необходимо для обучения пониманию речи и названий предметов. Выбираю один предмет, пониманию названия которого буду обучать ребенка, показываю его ребенку, затем кладу игрушку на стол. Затем даю инструкцию «Дай мне кубик». В нашем случае ребенок инструкцию не выполнял и не проявлял интереса к игрушке. Заметила, что ребенку нравится катать мяч по ковру, беру мяч в руки, привлекаю внимание ребенка к предмету, затем прокатываю мяч по ковру и прошу «Дай мне мячик». Над выполнением этой инструкции работаю в течении нескольких занятий, как только  ребенок стал выполнять инструкцию и приносить мяч, предлагаю ему два предмета мяч и матрешку. Раскладываю предметы на ковре и прошу «Дай мне матрешку», или «Дай мне мяч».

Развитие экспрессивной речи. 

Побуждать подражать действию, мимике, интонации взрослого. Так как непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного, использую на занятиях приятные ребенку сенсорные впечатления: выдуваю мыльные пузыри, раскручиваю волчок, юлу, даю сделать то же самое ребенку.

Провоцировать ребенка на эхолалии и непроизвольные звуковые реакции. Этого  добиваюсь с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка.  Использую, например, те моменты, когда он прыгает, и приговариваю в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал». С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии также стимулирую вокализации, словесные реакции  ребенка. Усаживаю ребенка на руки и слова «Поехали, поехали за грецкими орехами» дополняю ритмичными подбрасываниями или раскачиваниями.

Побуждать произносить гласные звуки в результате действий с игрушками: «Самолет гудит у-у-у», «Кукла плачет а-а-а».

Вниманию ребенка предлагаю игрушку и произношу, связанный с ней звук:  «Самолет гудит у-у-у», или кукла «Кукла плачет а-а-а». 

Формировать  пассивный  словарный запас

Для накопления словарного запаса предлагала вниманию ребенка  предметные картинки и чётко и утрированно произносила название предмета. Ребенок на предметные картинки не реагировал, отказывался их рассматривать. Обратила внимание на то, что ребенок с интересом слушает детские ритмичные музыкальные композиции. Предложила вниманию ребенка музыкальный клип, ребенок ходил по кабинету,  слушал музыку и, время от времени, останавливается около компьютера и рассматривал слайды на мониторе. Затем, на 3-4 занятии во время просмотра музыкального клипа стала четко произносить названия предметов на слайдах, ребенок перестал ходить по кабинету, слушал и смотрел внимательно на картинки. Подобрала картинки  по темам: «Игрушки», «Животные», «Продукты питания», включаю слайдовую презентацию в сопровождении знакомой музыкальной композиции и четко и утрированно называю предметы, изображенные на слайдах. Ребенок с интересом смотрит слайды и слушает в течении всей музыкальной композиции.

В результате коррекционной работы

  • Установлен эмоциональный контакт.
  • Выработать учебный стереотип.
  • Ребенок фиксирует взгляд на лице партнера, смотрит в глаза партнеру по общению.
  • Фиксирует взгляд на предмете, следит взглядом за предметом.
  •  Реагирует на слуховые раздражители, сосредотачивается на звуке, самостоятельно извлекает звук
  • Выполняет простейшие инструкции: «Иди ко мне», «Дай мне мячик», «Дай матрешку»
  • Эмоционально реагирует на знакомые стихи и потешки с движениями.
  • У ребенка формируется пассивный словарный запас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

"В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра. Учимся понимать и взаимодействовать"

В материале раскрывается проблема развития и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...