Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"
статья на тему

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.  Без своевременной поддержки большинство детей с аутизмом (97-98%) становятся тяжелыми психическими инвалидами. Такую поддержку стало возможным реализовать в условиях МОУ ППМС ЦДК «Шанс», где одной из основных целей значится: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"».

В последние годы наблюдается значительное увеличение случаев аутизма в мире. На сегодняшний день статистика указывает на возникновение  синдрома аутизма  приблизительно у одного из 110 детей.   

Детский аутизм хуже других форм психопатологии детского возраста поддается терапии и потому нуждается в построении  эффективных программ по коррекции. Той Питерс в своей книге «Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию» показывает, что понятие аутизм «первазивное нарушение развития», т.е. глубокое и затрагивающее  всего человека в целом расстройство, препятствующее нормальному формированию личности.

 Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от одаренности в отдельных областях знаний и искусства до выраженных форм умственной отсталости.

Диагноз  аутизма базируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи), раннее проявление патологии психического развития.

О. С. Никольской в 1985—1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности, с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания.

 В первые годы жизни этих детей отличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом.

В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

 У этих детей избирательный  контакт со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач. С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.). Таким образом они заглушают неприятные воздействия извне.

У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная "симбиотическая" связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия.

При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психопато-подобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания.

Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостью окружающей средой

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Многие дети с РАС обладают сенсорной чувствительностью, которая выше или ниже нормы, в отношении зрения, звуков, запахов, вкуса и прикосновений. Это называют нарушением сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.

На своих занятиях мы наблюдаем, как некоторые дети бояться испачкаться краской, не хотят прикасаться к пластилину, с опаской берут в руки новую игрушку, боятся громких звуков, часто прикрывают уши.  Или могут долго кружиться на одном месте, не замечают движения рядом находящихся людей, кусают и жуют не съедобные предметы. Многие дети при первой же возможности разуваются, не могут терпеть варежки на руках.  Такое поведение может быть источником радости и наслаждения для детей с расстройствами аутистического спектра и способом справиться с требованиями повседневной жизни. Наша задача организовать так окружающую среду,  чтобы ребенка ничего не беспокоило, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

У специалистов всегда под рукой должна быть «волшебная коробка», в которой находятся  подобные игрушки для тактильной и зрительной стимуляции, они   могут помогать им в саморегуляции.

Мне хочется сказать, что не нужно бояться детей с расстройствами аутистического спектра, прежде всего они дети, у каждого есть сильные стороны, если они молчат, это не означает, что им нечего сказать, они хотят дружить, но не знают, как это делать. Будьте терпеливы и терпимы,  и обязательно вы найдете подход к такому ребенку и сможете выманить его из его раковины.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.  Без своевременной поддержки большинство детей с аутизмом (97-98%) становятся тяжелыми психическими инвалидами.

Ведущие наши специалисты по инклюзивному образованию детей с РАС и другими особыми потребностями, говорят: «Мы должны научить таких детей постепенно вливается в общество, вливаться в группы тех, кого они потом будут называть учениками, товарищами, одноклассниками».

Такую помощь стало возможным реализовать в условиях МОУ ППМС ЦДК «Шанс», где одной из основных целей значится: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Начинается работа с первичного приема, на котором происходит знакомство с семьей, уточняются проблемы, запросы семьи. Даются первые рекомендации  и выносится решение специалистов для дальнейших занятий с ребенком.

Занятия со специалистами начинаются с диагностики. Необходимо комплексное представление о развитии ребенка, о его моторном, сенсорном, когнитивном развитии, о способе деятельности, коммуникации, о развитии социально-бытовых навыков. Важно понять не только, какие нарушения развития являются ведущими у ребенка, но и какова структура его психики, насколько аутистические нарушения повлияли на развитие различных психических функций, какие из этих функций являются более сохранными, каковы потенциальные возможности развития ребенка.

Диагностическому процессу предшествует беседа с родителями ребенка. Важно получить информацию о предпочтениях ребенка, о его страхах, о проблемах поведения – эти данные помогут специалистам при встрече  с ребенком заинтересовать его, избежать ненужного стресса, который может возникнуть при появлении неприятных ребенку стимулов или предметов. Например, если вы   в ходе предварительной беседы с родителями выяснили, что он боится резких звуков, то при диагностическом наблюдении не будете предлагать ему звучащие игрушки в качестве средства привлечения его внимания.

Заполнение родителями формы «Обо мне» позволяет им ответить на вопросы за ребенка, взглянув на мир его глазами. Предлагается описать, как ребенок взаимодействует с другими людьми, детьми. Описать его интересы. Рассказать, что может расстроить или напугать ребенка, а так же, что рассмешит или успокоит. Чем можно наградить ребенка за хорошее поведение и выполнение заданий.

Проводится сбор анамнеза и всей доступной информации о развитии ребенка разными специалистами.  На основе данных об актуальном типе взаимодействия ребенка и используемой им формы общения,  строится дальнейшая работа с ним.

В Центре создана специальная предметно-развивающая среда в соответствии с современными педагогическими требованиями, уровнем образования и санитарными нормами. Есть различные зоны: игровые, познавательные, двигательной активности, оснащённые разнообразными материалами и пособиями в соответствии с возрастом детей. Для вовлечения ребенка с РАС в какую-либо деятельность,  прежде всего,  необходимо подготовить среду для активации ребенка, целевыми объектами для ребенка обычно являются люди и предметы. И те и другие должны вызывать у ребенка интерес, т.е. фокусировку внимания и положительные эмоции,  а так же важно помнить, что другие стимулы  среды (предметные, сенсорные, словесные, механические и др.) могут мешать, отвлекать ребенка от поставленной задачи в данный момент. Это проблема перенасыщенности среды.  Из помещения, в котором планируется проводить работу с ребенком, убираются предметы, которые могут привлечь его внимание. Идеальный результат реализации этого метода для подвижных детей – пустая комната с нейтральным светлым фоном. Приемлемый результат для детей с ограниченной подвижностью и/или с хорошей усидчивостью - создание подобного пространства в части помещения. Не должно быть также лишних звуковых стимулов.

Так же важно помнить об особенностях психики ребенка, об его уровне общей активации и утомляемости, реагировании на новые стимулы, темпе взаимодействия с окружением, силе эмоциональных реакций, торможении реакций.

При взаимодействии с ребенком специалист может рассчитывать на успех, если действует с учетом этих особенностей его психики и подстраивает среду под ребенка.

Для индивидуальных занятий оборудовано специальное рабочее место. Ребенок сидит за столом, обращенным к стене. Место для занятий такое, чтобы ничто не отвлекало ребенка, и его зрительное поле было максимально организовано. На самом столе находиться только то, что понадобиться для проведения одного конкретного задания. Остальные материалы педагог может держать под рукой на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и доставать их по мере необходимости, убирая предыдущие.

Согласно положениям современной коррекционной педагогики и специальной психологии, в системе помощи детям с аутизмом ведущую роль играют специальные методы, условия и формы коррекционного воспитания и обучения.

В нашем центре для детей с РАС проводятся индивидуальные занятия с логопедом, психологом, индивидуальные и подгрупповые с дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором ЛФК. Также дети имеют возможность пройти курс массажа.

Работает лекотека, где психолог обучает родителей методам игрового взаимодействия с ребенком, методам общения с ним, а так же проводит занятия с детьми. Есть сенсорная комната, где создана  среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Медицинский блок, где делают физиопроцедуры и массаж. Музыкальный зал, где проходят праздники, музыкальные занятия и занятия ЛФК.

При построении коррекционной программы надо учитывать особые интересы и пристрастия ребенка.

Избирательность восприятия и внимания детей с аутизмом влияет на то, как они осваивают те или иные навыки.

Выстроить программу коррекции для конкретного ребенка можно только методом «проб и ошибок» - искать, с чего начинать и что делать дальше.

Чтобы ребенок захотел с вами взаимодействовать, нужно дать ему почувствовать безопасность и уверенность. Подстройка - что он любит? (Играть с машинками). С этого и начнем. Будем вместе, например, возить машинку, присоединимся к ребенку и покажем, что мы его партнер. Начинаем говорить с ребенком на его языке, в его темпе, используя его жесты, эмоциональные вскрики.

Адекватность помощи заключается в доступности инструкций и  соответствии их  возможностям ребенка: слово, жест, помогающее движение. При этом мы соблюдаем определенные параметры, влияющие на него: темп, ритм, громкость, эмоциональная насыщенность. Спокойным тоном закончить действие. Например: « Все! Убираем! Помогай! (Складываем и убираем на место). Старайтесь больше обнимать и хвалить ребенка.

Для становления личности необходимо максимально развить игровую деятельность ребенка, опираясь на принцип ЗБР (зоны ближайшего развития).

- с телесным ответом – ладушки, коза, пестушки – речевая коммуникация простраивается здесь на уровне команд: еще, да, буду.

- манипуляция с предметами: стук, кидание, опускание и вынимание из воды или ящика,

- использование предметов по функциональному назначению

- сюжеты: режим, корм всех, машина-поезд, гости

- использование большого количества героев с одинаковыми действиями

-воображение, подражание, ориентирование на себя: автобус, магазин, доктор, сказки по ролям.

То, что сотрудничество родителей и специалистов – это жизненно необходимое условие оказания коррекционной помощи – стало очевидным для многих по всему миру. За основу взаимодействия родителей и специалистов мы взяли опыт  центров: Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва и Опплейдингцентр – Аутизм, Бельгия. Идеальное сотрудничество – это когда у родителей и специалистов сходное понимание ребенка и сходное отношение к процессу обучения. Вот несколько предварительных  условий для плодотворного сотрудничества, сформулированных Т. Пеетерс, Де Клерк, С.С. Морозовой и успешно реализуемых в МОУ ППМС ЦДК «ШАНС»:

-родители и специалисты должны иметь сходное понимание аутизма;

- человек с аутизмом должен иметь возможность расти в среде, приспособленной для него;

- специалисты учитывают приоритеты семей;

- должны быть сформулированы перспективы развития.

Залог успешной работы - это принятие родителями своего ребенка таким, какой он есть. Умение общаться на его языке, радоваться его победам.

Необходимо:

-домашнее задание. Четкая инструкция по его выполнению дает больше шансов, что родитель может ее сделать.

- беседы с родителями, где в щадящей форме обращается внимание на слабо развитые стороны,  и даются конкретные рекомендации, набор приемов для их развития.

-давать родителям примеры использования речи в быту, напоминать хвалить детей за каждое правильно выполненное действие (на первых этапах) и за исключительную деятельность (на более высоком уровне)

- учитывать мнение ребенка, право выбора, формирование ответственности при выполнении определенных обязанностей.

Родители могут записывать в ней что-то о ребенке, это может быть нечто важно по поводу обучения и благополучия ребенка: например, новости о повседневной жизни, домашней работе, коммуникации, поведении, братьях, сестрах, состоянии здоровья. Родителям рекомендуется, давай правдивую информацию: выраженную прямо и тактично. Родители также могут сообщить полезную информацию: например, что ребенок отказался от еды, или ему было плохо ночью, что он не спал. Тогда специалист сразу же сможет понять, почему ребенок расстроен или устал.

Вывод: Мы полагаем, ссылаясь на опыт специалистов: что общество должно обеспечить родителей знаниями и практической помощью, потому что качество жизни будущих граждан с аутизмом будет зависеть в большей степени от уровня мотивации и информированности их родителей. Именно родители становятся первым и основным звеном, запускающим коррекционную работу с ребенком.



Предварительный просмотр:

Форма «Обо мне»

И.Ф. ребенка__________________________________________________

Как я общаюсь с другими людьми (способ общения с детьми и взрослыми)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои интересы (что мне нравится делать)______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может расстроить  меня ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может напугать меня____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может рассмешить меня_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может успокоить меня, когда я расстроен_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

За хорошее поведение и выполнение заданий меня можно наградить______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного пространства в ДОУ

Представлен опыт работы учителя-логопеда с дошкольниками с РАС в условиях инклюзивного образования. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве имеет свою специфику, ори...

Круглый стол для специалистов ДОУ на тему: «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими расстройствами аутистического спектра».

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра) Вылковского детского сада «Колосок» структурного п...