Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного пространства в ДОУ
статья по логопедии

Представлен опыт работы учителя-логопеда с дошкольниками с РАС в условиях инклюзивного образования. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве имеет свою специфику, ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с РАС, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikulshina_o.a_razvitie_rechi_s_ras.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного пространства в ДОУ

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 7

г. Североморск

Никульшина О.А.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками с РАС в условиях инклюзивного образования имеет свою специфику. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с РАС, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся. сверстников.

 Оказывает методическую помощь родителям, воспитателю и другим специалистам, работающим с ребенком с ОВЗ по организации речевого режима, адаптации инструкций к заданиям, дидактических материалов, подборе художественной литературы.

 Диагностика проводится не только во время коррекционных занятий, но и во время прогулки, в процессе игровой деятельности, т.е. в привычной обстановке.

 При определении ИПР– учитель-логопед ответственный за реализацию программы по коррекции коммуникативно-речевой сферы.

Просветительская деятельность на родительских собраниях, формирование инклюзивной культуры.

Особенности поведения таких детей:

  • Замкнутость, (все время один)
  • Отсутствие интереса к чему-то, кроме предметов, задействованных в стереотипных действиях,(от такой игры сложно оторвать)
  • Склонность к жестко заданным маршрутам (традициям, обстановке),(устраивает истерику, если что-то меняется)
  • Избегание телесных прикосновений и контакта глаза-в-глаза.

Нарушения речевого развития  являются одним из наиболее важных признаков расстройства аутистического спектра:

-Мутизм

-Эхолалии,

- слова-штампы, фразы-штампы (благодаря хорошей памяти этих детей, часто трудно понять понимает ли ребенок слова или фразы , которые употребляет в речи. Чаще всего- это простое повторение услышанных где-то слов и произнесение вне контекста ситуации.

- Позднее появление в речи личных местоимений

- Нарушения просодических компонентов речи.

- Нарушения грамматического строя речи

- Нарушение семантики

- Речь представлена стереотипными фразами

- Несостоятельность в диалоге

- Специфические нарушения речи ребенка с РАС

Особенности логопедической работы с детьми с РАС:

  • не все дети готовы к индивидуальным занятиям,
  • логопедические занятия носят нетрадиционный характер,
  • особенности работы напрямую зависят не от уровня речевого развития, а от выраженности основных нарушений при РАС (нарушений коммуникативных навыков)

Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов, научиться реагировать на вспышки самоагрессии, подключить к общим занятиям.  Велась работа над коррекцией агрессивного поведения комплексно. Использовались приёмы поощрения отсутствия нежелательного поведения, блокирование и переключение. Очень важно постоянно комментировать происходящее вокруг (особенно на начальном этапе) – что сейчас, что будет дальше, что будет после.

В процессе коррекции необходимо соблюдать ряд условий, оказывающих существенное влияние на решение проблем формирования коммуникативных навыков.

Одно из наиболее важных – учет личных интересов и потребностей ребенка. Несформированность коммуникативных навыков связано с отсутствием внутренней коммуникативной мотивации. Надо внешнее стимулирование коммуникативной активности. (обучая выражать просьбы – использовать любимые продукты, игрушки; при обучении поддерживать диалог т- использовать интересные для ребенка темы).

Использование подсказок. ( если замечаем что ребенок настроен на взаимодействие, но не знает как привлечь внимание)

Подкрепление коммуникативных высказываний. (естественное ( в игре), искусственное – поощрение правильного ответа чем-то вкусным или желанным)

Использование повседневных ситуаций – метод сопровождающего обучения.

Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. Более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а так ж ее коммуникативного использования.

  1. Обследование  понимания речи (импрессивная речь)

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. (понимает ли ребенок высказывания. Которые содержат аффективно значимые для него слова). Путем наблюдения, в  беседе с мамой выясняем, что ребенок любит, затем в отсутствии значимого предмета в поле зрения ребенка. Произносим высказывание (пойдем слушать музыку, дай куклу Лол…) .

Далее проверяем выполняет ли ребенок словесные инструкции: в контексте происходящего и вне контекста происходящего. В первом случае просим ребенка сделать что-то в русле того, чем он занят в данный момент. Во втором случае ребенку дают инструкции не связанные с тем, чем он занят(на моменте обследования следует избегать подсказывающих и помогающих жестов, взглядов..)

  1. Обследование  собственной речи (экспрессивная речь)

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегорлового происхождения. Обращаются внимание на наличие  спонтанного подражания различным звукам, словам, фразам, фиксируются эхолалии; выражение ребенком своих требований или отказа, его собственные спонтанные высказывания.

Этап обучения понимания речи (импрессивная речь)

  1.  Обучение начинают с наиболее простых для него навыков - степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»), Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.
  2. Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Процесс переноса (или генерализации) навыка должен быть продуман так же тщательно, как и процесс обучения.

- Обучение выполнению инструкций:

а) на простые движения:

б) с предметами;

в) обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).

Этап обучения  собственной речи (экспрессивная речь)

После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Очень важен постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности

Сначала повторяем самые простые звуки, затем их более сложные сочетания. Полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая работать над подвижностью языка, речевым дыханием, развитием произвольного контроля положения артикуляционного аппарата.

На следующем этапе развиваем взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»); закрепляем связи «звук-символ» (бом-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)

Обращаем внимание на ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б – б-б-б» - барабан и т.д.); игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи; подражание неречевым и речевым звукам.

Далее  начинаем формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.:

- обучаем использовать указательный жест для выражения своего желания,

- когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого предмета. Обучение можно производить и в естественной ситуации, и в учебной. Со временем ребенка можно научить произносить слово без указательного жеста или отвечать на вопрос «Что ты хочешь?»,

Обучение словам, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать: «Дай»: «Помоги». «Открой» и тп.: надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в естественных ситуациях. Даже если устная речь ребенка сводится к отдельным вокализациям, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем-либо.

 Большую помощь на данном этапе работы оказали интерактивные игры логопедического портала Мерсибо. Активное использование  игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. на занятиях учителя-логопеда дало свои результаты: неговорящие дети стали повторять за героями небольшие слова и звукоподражания (пока-пока, бим-бом, чух-чух и т.д.). Особенно понравились детям такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам), «Пожужжим» (упражнения на звукоподражание), «Торт со свечками» (игра на развитие длительного выдоха)…

Работая с аутичными  детьми, приходится создавать всё новые и новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. Игры и упражнения необходимо использовать через некоторое время для закрепления материала и для диагностики учебных навыков. Очень эффективны игры с песком (пересыпание, рисование пальцами), рисование маркером на доске. Также использовались музыкальные инструменты ( губная гармошка, различные свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным  праксисом.  Хорошо зарекомендовало себя использование элементов логоритмические занятий М.Ю.Картушиной : мимическая гимнастика. Фонетическая ритмика (различные элементарные движения, сочетающиеся  с произнесением специального речевого материала.  Такая работа способствует развитию слухового внимания, зрительной памяти (что звучит, повтори звук, сделай как я)

Чтобы  формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций.

Закреплению результатов обучения  ребёнка способствовали речевая и развивающая среда в семье.

На занятиях учителя-логопеда также использовались альтернативные коммуникативные системы коррекции:

– социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);

–упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);

– проведение индивидуальных бесед на доступном для детей уровне.

В ходе игровых ситуаций формировались умения попросить предмет, повтор действия, умение выразить приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.

В практической деятельности мы старались изменить поведение ребенка, уменьшить , смягчить нежелательные проявления и обучить навыкам во всех областях развития.  Любой семье, имеющей такого ребёнка нужна  моральная,  практическая и информационная помощь.. Воспитатели и специалисты, работающие с ребёнком с расстройствами аутистического спектра, оказывают своевременную комплексную психолого-педагогическую помощь.

Разработка индивидуальных рабочих и коррекционных программ для   детей с расстройствами  аутистического спектра, составление расписания – всё должно быть согласовано всеми специалистами с семьей и должно работать на оказание коррекционной помощи.

Вне зависимости от диагнозов и теорий, существующих относительно развития особых детей, представляется важным сохранять баланс между двумя подходами к воспитанию. С одной стороны, очень важно принимать Машу такой, какая она есть – с особенностями ее характера, развития, с ее привычками и капризами. С другой стороны, ей надо помочь преодолеть трудности ее развития, насколько это возможно. Как и с любым другим ребенком, правда состоит в том, что чем больше Вы вложите любви и труда в ее воспитание, тем крепче будет связь между Вами, тем лучше Вы будете понимать ее. Но при этом нельзя забывать о гармоничной и целостной жизни Вашей семьи и всех ее членов. Для Маши будет полезно, если она в каких-то ситуациях не будет главной, если ей надо будет учиться учитывать интересы других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

В статье описываются основные признаки детского аутизма, принципы и правила работы с такими детьми....

«Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ»

На сегодняшний день проблема  инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, п...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...