ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Розова Лариса Валентиновна

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._marshrut_dlya_reb._s_ras.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка

с расстройством аутистического спектра)

ФИО ребенка        :  _________________________________________________________________    Дата рождения:  __________________________________________                                                  

Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.

Аутичных детей легко узнать по взгляду, "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника
  • совершенствовать коммуникативные навыки
  • развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым
  • развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Сентябрь-декабрь

Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.

2. Развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

3. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.

• Игра: «Подружились мы с тобой».

• Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»

• Упражнение «Говорим друг другу до свидания».

• Игры на развитие контактности: «Погладь кошку»,

• «Поиграй с куклой»

Познавательное развитие

Задачи

1. Формировать представления о предметном мире.

2. Группировать предметы по цвету.

3. Фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

4. Развивать зрительное и осязательное восприятия.

Игра «Найди место для игрушки»

• «Собери пирамидку»

«Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»

• «Мозаика»

 

Речевое развитие

Задачи

1. Развивать тактильные ощущения.

2. Формировать навыки связной речи.

3. Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных

4. Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб

• Игра «Кто позвал тебя»

• Упражнение «Позови мячом»

• Игра «Ладушки», «Волшебный сундучок»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать умение наблюдать за процессом лепка и рисование;

2. Способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним)

• Игра: «Сделай как я»

• Игра «Художник»

Физическое развитие

Задачи

1. Создание комфортной среды во время двигательной деятельности

2. Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

3. Развивать активность в играх

Подвижные игры:

«Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Январь-Май

Социально-коммуникативное развитие

Задачи

1. Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально.

2. Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3. Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.

• Игра «Семья»

• Игра «Позови ласково»

• Рассматривание иллюстраций, фотографий

Познавательное развитие

Задачи

1. Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.

2. Формировать умение участвовать в совместной деятельности;

• Игры: «Покажи предмет, какой скажу»

• «Какая дорожка короче -длиннее»

• «Где речка шире-уже»

• «Какой мячик меньше - больше»

Речевое развитие

Задачи

1. Обогащать словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.

2. Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.

Вид деятельности

• Игры «Запомни слова»

• «Кому нужны эти предметы?»

• «Помоги разложить картинки на группы»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

1. Развивать способность к продуктивным видам деятельности;

2. Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге, рисовать линии фломастером, краской, размазывать пластилин, участвовать в совместном рисовании с взрослым.

«Лучик для солнышка»

«Радуга»

«Украсим полянку цветами».

Физическое развитие

Задачи

1. Формировать способность в упражнении в беге, в мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги.

2. Развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер

• Игры: «Догони меня»

• «Лягушки»

• «Птички и кошка»

• «Эхо»

Приложение 1

Практические упражнения с дошкольниками

  • Погладь кошку

Взрослый и дети подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети её гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

  • Покажи нос

Раз, два, три, четыре, пять, 
Начинаем мы играть. 
Вы смотрите, не зевайте 
И за мной все повторяйте, 
Что я вам сейчас скажу 
И при этом покажу.

Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

  • Кто Я?

Взрослый поочерёдно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижёр и т.д.). Ребёнок должен отгадать, кто это был.

  • Покажи по-разному

I этап игры.

Взрослый говорит:

— Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота… (взрослый пригибается). Какие? (Ребёнок должен назвать антоним к слову «высокие».)

— Я несу лёгкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)… Какой пакет?

— Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?

— Я иду медленно, а вот я иду… Как?

— Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…

— Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…

II этап игры.

Все действия выполняет ребёнок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

Практические упражнения со школьниками:

  • Шпион

Необходимо загадать предмет и детально его описать. Ребёнку необходимо найти предмет в комнате по описанию. Если это вызывает сложности, то поставьте на стол две или три разных игрушки и опишите одну из них, затем попросите определить, что вы только что описали.

  • Танцы

Взрослый включает ритмичную музыку и просит ребёнка танцевать вместе с ним. Ребёнок повторяет фигуры, показанные взрослым.

  • Нарисуй мое лицо

Необходимо начертить на листе бумаги круг или овал большого размера. Взрослый гипертрофированно изображает какую-то эмоцию, а ребёнок должен изучить лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге. 

  • Угадай, что

Ребёнок закрывает глаза, взрослый выдает ему простой предмет. Попросите ощупать предмет и описать его вам. Если ребёнок невербальный, то нужно попросить его показать этот предмет на картинке.

Приложение 2

       

      Родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации. Также проводятся различные мероприятия:

 консультации;   индивидуальные беседы;   тренинги.

       Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;

- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;

 - родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает.  Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

 - вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

- когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

- во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

- играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

- аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица друг у друга;

- старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

 - для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ

В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...

Индивидуальный маршрут сопровождения обучающего с особыми образовательными потребностями .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  – детский сад № 2222(МБДОУ № 22222)________________________________________6600.. г. Красноярск, ул.   СОГЛАСОВАНО:П...