ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
методическая разработка (подготовительная группа)

Войтенко Евгения Ивановна

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы. Обеспечение психолога – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

(социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

АктуальностьУровень усвоения программы ниже среднего по следующим областям«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное». Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы. Обеспечение психолога – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Цель ИОМ:

Освоение образовательной программы по образовательным областям.

устранение трудностей, сопровождающих образовательный процесс, развитие, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Задачи ИОМ:

1. Выявить особые образовательные потребности ребенка;

2. Способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования;

3. совершенствовать коммуникативные навыки.

4. развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

5. развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

6. Осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку;

7. Обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;

8. Оказать методическую помощь родителям ребенка.

Индивидуальные особенности ребенка

Движения ребенка нескоординированные, неточные. Наблюдаются двигательные стереотипии в виде прыжков, кружений вокруг своей оси, ходьба на цыпочках, сопровождаемые различными гримасами. Ребенок недооценивает значения информации, исходящей от взрослого, ориентирован на собственную программу действий. Имеют место нарушения поведения. Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками импульсивные, непредсказуемые, иногда проявляет агрессию.

Словарный запас недостаточный, механическая память развита выше нормы. Не использует в речи слова синонимы и антонимы, не владеет формами словообразования. Речь растянутая, невыразительная. Темп – замедленный, плавный, певучий; интонационно – громкий. Ребенок часто декларирует стихи и отрывки из художественных произведений. Художественные произведения воспроизводит механически, не понимая смысла текста. Не может ответить на поставленные вопросы по данному произведению.

Диагностические данные на ребенка

Педагогическая диагностика показала:

- темп выполнения заданий очень низкий;

- низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

- низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития;

- мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать и обобщать;

- ориентировка в окружающем примитивна. 

Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.

Не устанавливает причинно-следственные связи, при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец.

- нуждается в постоянной помощи взрослого.

Форма реализации ИОМ:

основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 15 до 20 минут.

Формы работы с семьей: консультации, индивидуальные беседы, консультирование (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ», обмен опытом взаимодействия с ребенком.

Сроки реализации

1. Организационно-теоретический

- анализ ситуации

- организация работы

- изучение методической литературы

- разработка индивидуального маршрута

2. Практический

- работа по ИОМ

3. Аналитический

Май

- диагностика

- внесение изменений и дополнений в ИОМ для работы в будущем.

Предполагаемый результат: позитивная динамика в личностном развитии ребенка (повышение уровня социальной и коммуникативной компетентностей, повышение уровня самооценки.

• Разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

• Объединять разделенные анализом с выявлением при этом существенных связей.

• Сопоставлять предметы и явления, при этом обнаруживать их сходство и различия.

• Объединять предметы по общим существенным признакам.

• Повышения уровня распределения внимания.

• Развитие слухового внимания.

• Эмоции ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции.

• Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.

• Изменение характера рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок)

• Развитие коммуникативной потребности

• Обогащенный словарный запас, соответствующий возрасту.

• Сформирована устойчивая положительная мотивация к обучению.

создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС

Срок реализации 1 год

Проблема Цель и задачи работы Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие высших психических функций:

1. Мышление

2. Внимание

3. Память

Цель: выработка стремления ребенка к мыслительной деятельности.

Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение)

Цель: развитие свойств и произвольности внимания ребенка.

Задачи: повысить уровень произвольного внимания, формирование концентрации внимания; развитие способности к переключению внимания; воспитывать самоконтроль у ребенка.

Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.

Задачи: развивать образную память; формировать предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность.

1. Интеллектуальные упражнения на нахождение общих признаков предмета.

2. Игры и упражнения на исключение лишнего и объединения предметов по признаку.

Упражнения на развитие концентрации внимания (постепенное усложнение заданий)

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

«Четвёртый лишний»,

«Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

«Как это можно использовать?»,

«Скажи наоборот»,

«Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок и т. д.

3. Стимулировать желание работать (соревнования)

4. Развитие переключения и устойчивости внимания (пазлы, конструктор и т. д.)

5. Развивающие игры:

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т. д.);

«Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- - «Найди отличия»,

«Что неправильно?»,

«Что задумал художник?»,

«Что не дорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и т. д.

«Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

«Найди пару»«Найди такой же».

«Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается,

«Копирование образца»,

«Найди такой же предмет»,

«Рисую палочки»,

«Расставь значки» и т. д.

6. Организация смыслового запоминания на основе выделения главного;

7. Визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);

8. Многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;

9. Определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением

- игровые задания «Чудесные слова», Чего не стало, "Найди сам", Слушаем и рисуем, Прогулка в картинках, Разрезанные картинки, Какой игрушки не хватает, Где спрятана игрушка, «Найди предмет»«Забывчивый художник»«Магазин» и т. д.

Эмоционально-волевое развитие

Цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у ребенка-инвалида.

Задачи: познакомить ребенка с эмоциями; научить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать.

 1. Беседы (знакомство с миром эмоций).

2. Чтение художественной литературы.

3. Выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

4. Имитационные игры.

5. Подвижные игры.

6. Контактные игры.

7. Объединяющие игры.

8. Этюды

Речевое развитие

Цель: выработка стремления ребенка к коммуникативной деятельности.

Задачи: развивать понимания речи; активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка; развивать фразовую речь.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса.

3. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.

4. Игры на развитие слухового внимания.

5. Подвижные игры.

6. Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Мотивация к обучению

 Цель: создание и стимулирование мотивационной деятельности

Задачи: формировать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности; вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

1. Дидактические, сюжетно-ролевые игры

2. Наглядность

3. Творческие работы по лексическим темам

4. Научно-исследовательская деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) 

Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.

Задачи:

• Знакомить с параметрами величины предметов (длина, высота, ширина, толщина) и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения).

Обозначить словом результаты своих действий.

• Показывать образование чисел в пределах 10. Знакомить с цифрами от 1 до 10. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.

• Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.

• Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного и порядкового значения числа.

• Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед-назад, вверх-вниз, далеко-близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.

• Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы. 

«Что длиннее»,

«Найди игрушки»,

«Выше-ниже»,

«Скажи наоборот»,

«отгадай чего не стало»,

«Шире – уже»,

«Толстый –тонкий».

Д/ И:«Разноцветные шарики»,

«Подумай и ответь»,

«Что бывает по четыре»,

«Сколько всего»,

«Назови цифру»,

«Что бывает по 5»,

«Отсчитай столько же».

Д/ И«Найди круг»,

«Что бывает такой формы»,

«Найди похожее»,

«Найди треугольник»,

«Волшебный мешочек».

Д/ И«Где правая, где левая»,

«Что, где?»,

«Кто первый назовёт»,

«На, над, под»

Д/ И«Что за чем?»,

«Когда это бывает?»,

«Назови пропущенное слово».

Развитие и совершенствование двигательной активности

1) кинезиологические (стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов);

2) имитационные (способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого);

3) танцевально-двигательные (развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения);

4) релаксационные и дыхательные (снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе)

Развитие мелкой моторики Цель:

Развитие мелкой моторики рук и графических навыков Обводка, штриховка по трафаретам (по лексическим темам).

Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с буквами.

Использование массажных упражнений.

Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

Использовать кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

Самомассаж пальцев и кистей рук»

Художественно эстетическое развитие

Задачи:

Развивать конструктивно модельную деятельность

• Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластины, кирпичик, брусок). Учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

• Развивать умение анализировать образец по стройке: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытия, крыша).

• Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).

• Развивать представления об архитектурных формах.

Деревянный конструктор Лего Вкладыши «Юный архитектор» «Старинный замок» Конструирование по образцу Конструирование по заданной теме Конструирование по собственному замыслу

Упражнения на усвоение пространственных понятий «справа-слева», «ближе-дальше»«впереди-сзади» : «Где, что находится?»«Где ты спрятался?»«Куда спряталась игрушка»,

«Найди такую же картинку» и др.

Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов).

Конструирование ракеты по выбору.

Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели.

Игра «Построй такую же».

Д/ И«Построим дом».

«Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки

Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).

Изготовление поделок из бумаги (аппликации).

Изготовление поделок из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ

В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Индивидуальный маршрут сопровождения обучающего с особыми образовательными потребностями .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  – детский сад № 2222(МБДОУ № 22222)________________________________________6600.. г. Красноярск, ул.   СОГЛАСОВАНО:П...