Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельности с нарушением интеллекта.
консультация по коррекционной педагогике

Ручина Ирина Юрьевна

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта.

Тема: Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельностью в работе с детьми с нарушением интеллекта.

         Среди различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой) дошкольники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности, и конкретности выражения она приближается к игре.

         Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно соединяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование, лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим их следует считать важным фактором формирования личности. Изобразительная деятельность рассматривается исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и даже как средство определения умственной отсталости.

         Обучение детей рисованию, лепке, аппликации было признано одним из важных коррекционных средств. Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка дошкольного возраста, и по-своему характеру является творческой, воссоздающей и предъявляет в связи с этим особые требования к разным сторонам психики ребенка, прежде всего к его восприятию. Возникшие на основе чувственного ознакомления с реальной действительностью представления о вещах, явлениях, событиях становятся питательной средой, откуда ребенок черпает материалы для изображений. В ходе изображения представления материально реализуются в графические, пластические, конструктивные. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения и является необходимой основой изобразительной деятельности.

         Связь изобразительной деятельности с сенсорными процессами является двусторонней.

         - Онтогенез сенсорики создает предпосылки для совершенствования практической деятельности ребенка.

       - Ни в какой иной деятельности не возникает таких благоприятных условий и возможностей совершенствования самого восприятия, как в той, результатом которой является материальный продукт.

         Обследование предметов способствует формированию произвольности, делает процесс восприятия управляемым, а представления, образованные на этой основе, достаточно полными, точными, устойчивыми, пригодными для построения изображения. Воспринимаемые в ходе обследования свойства и качества (благодаря включению речи в процесс восприятия) могут стать самими объектами познания. Образовавшиеся совершенно особые представления о форме, величине, цвете, пространственных отношений, открывают возможности для оперирования ими в мыслительном плане.

         Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами формы, как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность и т. д. Все эти качества остались бы не познанными детьми, если бы сенсорное воспитание осуществлялось вне продуктивной деятельности.

         Многие сенсорные недостатки, свойственные детям с нарушением интеллекта, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей, таким положительным эффектом также обладают занятия по изобразительной деятельности. Вне специального организованного обучения, без создания особых педагогических условий, овладение детьми с нарушением интеллекта, рисованием, лепкой, конструированием чрезвычайно затруднено, а для большинства невозможно в дошкольном возрасте. В условиях спонтанного развития дети с нарушением интеллекта, не поднимаются до уровня создания изображений в соответствии с поставленной задачей. Почти до самого начала школьного обучения для многих детей остается непонятным смысл деятельности, направленной на воссоздание предметов окружающей действительности. Их действия с карандашами сохраняют характер примитивного черкания, не только не подчинены задаче изображения, но даже не доставляют удовлетворения детям. Не обучаемые дети с нарушением интеллекта, бесцельно, однообразно черкают на бумаге, черкание не становится разнообразным, отсутствует поисковый штрих. Оно лишено ассоциаций случайных сочетаний линий и штрихов с образами реальных предметов – этого важного условия перехода графической деятельности от манипулятивной к преднамеренному созданию изображений, от черкания к выполнению узнаваемых предметных рисунков, они не знают назначение материалов и сферу их применения. В процессе организованных занятий по изобразительной деятельности, действия детей претерпевают ряд важных преобразований, приводящих в итоге к переходу графической деятельности от манипулятивного черкания к предметному изображению.

         В результате обучения нечеткие, аморфные, слабодифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.

         У детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Большой запас правильных представлений позволяет детям лучше познавать окружающий мир.

         Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

         Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. В процессе продуктивной деятельности создаются оптимальные условия для развития образного мышления и творческого воображения. В свою очередь, развивающая способность к воображению на всем протяжении дошкольного возраста оказывает влияние на качество различных видов деятельности ребенка. Для активного развития мышления ребенка и исправления свойственных ему недостатков нужны особые условия.

         В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что - то нарисовать, слепить, и т.д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительные умения и навыки (действовать карандашом, красками), но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в рисунке.

         Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы еще специальные графические умения, т.е., умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

         Рисование – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой – ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти руки, туловища, если ребенок может управлять ими и контролировать их.

         Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм в зависимости от задач изображения; умениям придавать движению руки с инструментом (рисунок, аппликация) и без него (лепка) любое направление, сознательно изменять его в соответствии с формой изображаемого предмета, величиной его частей, их расположением.

         Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием. Для того чтобы определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Эти группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Производя то или иное движение в рисовании, лепке, аппликации, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: движения рук по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности, с помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета: так развивается объемное восприятие. При бимануальном ощущении предмета происходит его пространственное изучение. Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) тоже, прежде всего, основана на моторике. Значение моторики заключается в том, что прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства). У ребенка пространственное восприятие связано с перемещением положения мышц шеи, т.е. происходит постоянное лоцирование (поиск) этого предмета с разных сторон. Если у ребенка развито бинокулярное зрение, то ему не надо двигать головой. Ребенок чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук: линии в рисунке, изменяющуюся форму комка глины. Одновременно происходит и зрительное восприятие.

         Постепенно, при обучающем воздействии педагога, ребенок начинает осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации. Характер движения рук по предмету зависит от формы предмета: рука по-разному движется при обследовании предметов разной формы, различными будут и движения, необходимые для их изображения. У детей формируются обобщенные представления о том, что изображения предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

         На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, у многих детей наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, скованность, невозможность выполнения более сложных движений, двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов. Движения ручной мускулатуры характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, выполняются вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме.

         В процессе занятий указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов. Эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

         Разнообразие графических материалов разной твердости (простые и цветные карандаши, ручки, фломастеры, уголь, тушь) дают возможность индивидуального подхода к ребенку с целью корректировки мышечного тонуса руки, и позволяет в процессе рисования решить ряд проблем, на которые уже не придется в дальнейшем отвлекаться при освоении письменности.

         Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, занятия по изобразительной деятельности, как организующее средство, сказывается и на эмоционально – волевой сфере ребенка.

         Вывод:

         В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия:

·       Для целенаправленного восприятия, формирования представлений, развития воображения;

·       Способствуют развитию двигательных и познавательных способностей;

·       Служат важным средством всестороннего развития детей и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии;

·       Усвоенные во время занятий по изобразительной деятельности знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы и на занятиях по другим предметам;

·       Изобразительную деятельность можно использовать для развития познавательных процессов;

·       Изобразительная деятельность является эффективным средством диагностики, психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей детей, необходимых для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

Литература:

1.    Безруких М.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» Москва 2001 год.

2.    Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» «Просвещение» Москва 1988 год.

3.    Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду» Москва «Педагогика» 1984 год.

4.    Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисование» Москва «Просвещение» 1976 год.

5.    Косминская В. Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвещение» 1985 год.

6.    Носкова Л. П. «Дошкольное воспитание аномальных детей» Москва «Просвещение» 1993 год.

7.    Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М., 1965.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_znachenie_zanyatiy.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельностью в работе с детьми с нарушением интеллекта.

        Среди различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой) дошкольники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности, и конкретности выражения она приближается к игре.

        Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно соединяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование, лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим их следует считать важным фактором формирования личности. Изобразительная деятельность рассматривается исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и даже как средство определения умственной отсталости.

        Обучение детей рисованию, лепке, аппликации было признано одним из важных коррекционных средств. Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка дошкольного возраста, и по-своему характеру является творческой, воссоздающей и предъявляет в связи с этим особые требования к разным сторонам психики ребенка, прежде всего к его восприятию. Возникшие на основе чувственного ознакомления с реальной действительностью представления о вещах, явлениях, событиях становятся питательной средой, откуда ребенок черпает материалы для изображений. В ходе изображения представления материально реализуются в графические, пластические, конструктивные. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения и является необходимой основой изобразительной деятельности.

        Связь изобразительной деятельности с сенсорными процессами является двусторонней.

  • Онтогенез сенсорики создает предпосылки для совершенствования практической деятельности ребенка.
  • Ни в какой иной деятельности не возникает таких благоприятных условий и возможностей совершенствования самого восприятия, как в той, результатом которой является материальный продукт.

        Обследование предметов способствует формированию произвольности, делает процесс восприятия управляемым, а представления, образованные на этой основе, достаточно полными, точными, устойчивыми, пригодными для построения изображения. Воспринимаемые в ходе обследования свойства и качества (благодаря включению речи в процесс восприятия) могут стать самими объектами познания. Образовавшиеся совершенно особые представления о форме, величине, цвете, пространственных отношений, открывают возможности для оперирования ими в мыслительном плане.

        Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами формы, как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность и т. д. Все эти качества остались бы не познанными детьми, если бы сенсорное воспитание осуществлялось вне продуктивной деятельности.

        Многие сенсорные недостатки, свойственные детям с нарушением интеллекта, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей, таким положительным эффектом также обладают занятия по изобразительной деятельности. Вне специального организованного обучения, без создания особых педагогических условий, овладение детьми с нарушением интеллекта, рисованием, лепкой, конструированием чрезвычайно затруднено, а для большинства невозможно в дошкольном возрасте. В условиях спонтанного развития дети с нарушением интеллекта, не поднимаются до уровня создания изображений в соответствии с поставленной задачей. Почти до самого начала школьного обучения для многих детей остается непонятным смысл деятельности, направленной на воссоздание предметов окружающей действительности. Их действия с карандашами сохраняют характер примитивного черкания, не только не подчинены задаче изображения, но даже не доставляют удовлетворения детям. Не обучаемые дети с нарушением интеллекта, бесцельно, однообразно черкают на бумаге, черкание не становится разнообразным, отсутствует поисковый штрих. Оно лишено ассоциаций случайных сочетаний линий и штрихов с образами реальных предметов – этого важного условия перехода графической деятельности от манипулятивной к преднамеренному созданию изображений, от черкания к выполнению узнаваемых предметных рисунков, они не знают назначение материалов и сферу их применения. В процессе организованных занятий по изобразительной деятельности, действия детей претерпевают ряд важных преобразований, приводящих в итоге к переходу графической деятельности от манипулятивного черкания к предметному изображению.

        В результате обучения нечеткие, аморфные, слабодифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.

        У детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Большой запас правильных представлений позволяет детям лучше познавать окружающий мир.

        Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

        Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. В процессе продуктивной деятельности создаются оптимальные условия для развития образного мышления и творческого воображения. В свою очередь, развивающая способность к воображению на всем протяжении дошкольного возраста оказывает влияние на качество различных видов деятельности ребенка. Для активного развития мышления ребенка и исправления свойственных ему недостатков нужны особые условия.

        В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что - то нарисовать, слепить, и т.д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительные умения и навыки (действовать карандашом, красками), но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в рисунке.

        Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы еще специальные графические умения, т.е., умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

        Рисование – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой – ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти руки, туловища, если ребенок может управлять ими и контролировать их.

        Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм в зависимости от задач изображения; умениям придавать движению руки с инструментом (рисунок, аппликация) и без него (лепка) любое направление, сознательно изменять его в соответствии с формой изображаемого предмета, величиной его частей, их расположением.

        Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием. Для того чтобы определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Эти группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Производя то или иное движение в рисовании, лепке, аппликации, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: движения рук по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности, с помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета: так развивается объемное восприятие. При бимануальном ощущении предмета происходит его пространственное изучение. Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) тоже, прежде всего, основана на моторике. Значение моторики заключается в том, что прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства). У ребенка пространственное восприятие связано с перемещением положения мышц шеи, т.е. происходит постоянное лоцирование (поиск) этого предмета с разных сторон. Если у ребенка развито бинокулярное зрение, то ему не надо двигать головой. Ребенок чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук: линии в рисунке, изменяющуюся форму комка глины. Одновременно происходит и зрительное восприятие.

        Постепенно, при обучающем воздействии педагога, ребенок начинает осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации. Характер движения рук по предмету зависит от формы предмета: рука по-разному движется при обследовании предметов разной формы, различными будут и движения, необходимые для их изображения. У детей формируются обобщенные представления о том, что изображения предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

        На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, у многих детей наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, скованность, невозможность выполнения более сложных движений, двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов. Движения ручной мускулатуры характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, выполняются вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме.

        В процессе занятий указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов. Эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

        Разнообразие графических материалов разной твердости (простые и цветные карандаши, ручки, фломастеры, уголь, тушь) дают возможность индивидуального подхода к ребенку с целью корректировки мышечного тонуса руки, и позволяет в процессе рисования решить ряд проблем, на которые уже не придется в дальнейшем отвлекаться при освоении письменности.

        Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, занятия по изобразительной деятельности, как организующее средство, сказывается и на эмоционально – волевой сфере ребенка.

        Вывод:

        В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия:

  • Для целенаправленного восприятия, формирования представлений, развития воображения;
  • Способствуют развитию двигательных и познавательных способностей;
  • Служат важным средством всестороннего развития детей и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии;
  • Усвоенные во время занятий по изобразительной деятельности знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы и на занятиях по другим предметам;
  • Изобразительную деятельность можно использовать для развития познавательных процессов;
  • Изобразительная деятельность является эффективным средством диагностики, психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей детей, необходимых для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

Литература:

  1. Безруких М.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» Москва 2001 год.
  2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» «Просвещение» Москва 1988 год.
  3. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду» Москва «Педагогика» 1984 год.
  4. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисование» Москва «Просвещение» 1976 год.
  5. Косминская В. Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвещение» 1985 год.
  6. Носкова Л. П. «Дошкольное воспитание аномальных детей» Москва «Просвещение» 1993 год.
  7. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М., 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Коррекционно-развивающие упражнения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

Как известно, коррекционно-развивающие упражнения и приемы – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами...

Особенности и значение использования нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ.

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А ...

Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие С ребенком с нарушениями интеллекта, третьего года обучения

Тема занятия «В гости к солнышку»Цель занятия: формирование сенсорных представлений через дидактические игры.Задачи:Образовательные:Продолжать учить дифференцировать основные цвета, исполь...

Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...

Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта

Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушени...

Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна), первый год обучения, средняя группа комбинированной направленности.

Речевой диагноз: ТНР, системное недоразвитие речи, умственная отсталость. педагог-психолог  Дорогова М.В. Занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. ...