Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна), первый год обучения, средняя группа комбинированной направленности.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Речевой диагноз: ТНР, системное недоразвитие речи, умственная отсталость.

 

педагог-психолог  Дорогова М.В.

 

Занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Материал представлен в доступной и занимательной форме. Основные направления коррекционной работы: познавательное и речевое развитие.

 

Тема: «Домашние животные».

Тема недели представлена визуально в виде картинки с чёткими рисунками реалистичного характера, понятными ребёнку.

 

Занятие имеет две четкие целевые установки: дидактическую и коррекционную, построено на взаимодействии ребёнка с учителем-дефектологом, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Структура занятия построена последовательно. Проведено занятие с учетом системы коррекционного процесса.

Занятие прошло в соответствии с планом конспектом. Длительность занятия составляет 20 минут (допускается для детей 5-го года от 20 до 25 мин.) В структуре занятия несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой.

 

Цель: стимулирование мотивационно-потребностного компонента речи и когнитивных предпосылок речевой деятельности.

(Желание говорить и правильное применение речи).

 

Задачи выстраиваются в соответствии с модулями:

  1. Модуль сенсорного развития
  2. Модуль развития крупной и мелкой моторики
  3. Модуль формирования элементарных математических представлений
  4. Модуль развития внимания, памяти
  5. Модуль развития мышления
  6. Модуль развития речи, формирования коммуникативных способностей
  7. Модуль развития пространственных, временных представлений
  8. Модуль развития социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире.

 

Задачи:

- способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции, вступать в речевой контакт;

- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений по инструкции взрослого;

- содействовать умению ориентироваться на цвет, размер по слову педагога; соотносить предмет с картинкой;

- способствовать формированию пространственных представлении, понимание и употребление пространственных предлогов, ориентировки в схеме тела;

- закреплять умение различать понятия «один», «много», выделять один предмет из неоднородной группы предметов;

- развивать навыки игровых действий;

- воспитывать интерес к совместной с педагогом и самостоятельной познавательной деятельности.

 

Оборудование: магнитно-маркерная доска, карточки визуального расписания, компьютер, интерактивная игра «Кто как кричит?», набор игрушек «Домашние животные» разных размеров, карточки с изображением домашних животных, пластиковые контейнеры, набор цифр, мягкая игрушка «Кошка», набор цветных прищепок, корзина, контейнер с крышкой, стульчик, мешочки с песком, карточки для закрепления пространственных предлогов и лампа (по методике Н. Коняхиной), книжка-поощрение «Малыши на ферме?».

Ход занятия

Вводно-организационный этап

- Здравствуй, Ваня! Пойдем ко мне в кабинет поиграем. Идём красиво как солдаты, сгибаем ноги в коленях, высоко поднимаем вверх, помогаем махами рук. Раз, два.

Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия. Коррекция шаркающей походки, координация движений рук и ног, поднимание ноги параллельно поверхности пола.

- Проходи в кабинет, поздоровайся с гостями и занимай своё место за столом.

Выработан стереотип ритуальных действий и ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться.

- Посмотри на картинку, кто здесь нарисован? Это животные, домашние животные. Мы будем играть с домашними животными.

Визуальное представление темы занятия, картинка на магнитно-маркерной доске в поле зрения ребёнка, для напоминания.

- В какие игры мы поиграем вместе с животными? Будем определять цвет, размер, посчитаем, повторим предлоги, потренируем пальчики, поиграем в прятки и на ковре, будем разговаривать.

Визуальное расписание, рисунки обозначают темы заданий (игр), начальный этап формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности. Запоминание, какие игры, к какой карточке относятся. На данном занятии карточки убираем в конце занятия, повторяя в какие игры играли. Другие занятия могут быть построены с убиранием карточек по мере выполнения очередного задания (игры) и ребёнок может ориентироваться, сколько ещё осталось заданий и каких, а так же выбрать очерёдность. В конце так же подводится итог по карточкам (в какие игры играли).

Для педагога так же является подсказкой запланированных упражнений.

Массаж рук массажным мячом.

Ребёнок берёт массажный мяч и выполняется комплекс «Разминка», повторяя:

Мячик сильно прижимаю

и в ладошке покачу (катаем мяч в ладошках круговыми движениями)

Здравствуй, мой любимый мячик,

Ему скажет каждый пальчик (катаем мяч в ладошках вперёд-назад).

- Наши руки готовы играть.

Одновременная работа мышечного и аудиального аппарата тренировка межполушарных связей.

Повторение за педагогом движений и речевого сопровождения.

Стереотип ритуальных действий в начале занятия способствует эмоциональному настрою на предстоящую деятельность.

- Давай посмотрим, какие животные пришли к нам поиграть.

Здравствуйте!

Посмотри, кто это? (предлагая посмотреть карточку). Найди такое же животное и назови его.

Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться.

Подсказка начала слова, совместное с педагогом проговаривание слов. Стимулирование самостоятельного применения знакомого слова.

Соотнесения предмета с его изображением на картинке для развития зрительного восприятия.

Практическое соотнесение способствует появлению соотнесений перцептивного характера (психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств).

Когда все животные названы и разложены на карточки, убираем карточки. Животных складываем всех вместе на столе.

- Сколько у нас животных? (если не называет, подсказываем жестом, если не называет всё равно, подсказываем слово и просим его повторить).

- Дай мне один, подсказывая жестом (показываем один палец, и выкладываем цифру один). Когда подаёт животное, размещаем его около цифры «1». Повторяем ещё раз, показывая, где много и где один.

Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов Формирование понятия «много», «один». Выделение одного предмета из множества не однородных предметов. Соотнесение одного предмета с цифрой и запоминание цифры «1». Освоение предпосылок количественного счёта, отвечать на вопрос «сколько?».

Приём многократного повторения.

  

- У домашних животных есть малыши, они такие же, как и большие, только они ещё маленькие.

Показываем пару, и просим положить большие в коробку слева, а маленькие в коробку справа. (Выделяя пространственный предлог «В»).

Когда все отсортированы, убираем коробки со стола.

Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов. Закрепление понятия «маленький», «большой». Соотнесения предметов относительно друг-друга.

Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов.

- У нас ещё один гость. Кто это? (Мягкая игрушка кошка).

- Здравствуй, кошка!

- Где у кошки глаз? А где у Вани? (Далее: нос, рот, ухо, живот, спина).

- А где у кошки хвост?

- А у Вани есть хвост? (Проверяем, нет!)

Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться.

Закрепление ориентировки в собственном теле и развитие зрительного гнозиса (узнавание) через сравнение частей тела у себя и у кошки.

- Кошка устала и хочет в корзинку (выделяя пространственный предлог «В»). А там прищепки, надо прицепить их на край корзины.

- Возьми желтый (затем синий и зелёный).

- Кошки мало места, надо убрать прищепки в коробку (отцепляет по одной по названному цвету и просовывает в коробку).

Кошка садится в корзинку.

Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов.

Развитие зрительно-моторной координации, моторика пальцев рук, межполушарных связей через согласованность действий обеими руками.

Закрепление умения определять цвет предмета и выбирать цвет по речевой инструкции.

- Кошке неудобно в корзинке, она хочет сидеть на стуле (выделяя предлог «В» и «На»).

Ваня посади кошку на стул (выделяя предлог «На»).

Кошка хочет спать кинем её подушки. Возьми подушку правой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»).

Возьми подушку левой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»).

Молодец! Дай 5!

Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов.

Способствовать формированию понятийной речи, действовать по словесной инструкции самостоятельно.

Смена деятельности на  двигательную, для повышения работоспособности.

Метание мешочка с песком из-за головы правой и левой рукой. Развитие зрительно-моторной координации, умений соотносить силу броска с дальностью. Способствует развитию ловкости, меткости, снятию мышечных зажимов.

Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций.

- Наша кошка сидела в корзине и на стуле (выделяя предлоги). А ГДЕ любит сидеть эта кошка? (карточка с нарисованной кошкой).

Это секрет, но мы его откроим с помощью лампы (подсвечиваем картинку лампой).

Кошка сидит в корзине, кошка сидит на стуле (выделяя предлоги).

Использование элементов методики Н. Коняхиной, для привлечения внимания ребёнка.

 Повторение в наглядном плане ранее выполняемых практических действий, для закрепления пространственных предлогов через практические действия и анализ рисунка.

Давай вспомним, как разговаривают домашние животные?

Используя компьютерную игру, показываем на экране животное. Кто это? Как кричит? Давай проверим. И т.д.

Молодец! Дай 5!

Использование специально изготовленной компьютерной игры для привлечения внимания ребёнка.

Узнавание изображения на компьютере с предметом, называние его и припоминание его звучания.

Развитие умений направлять внимание к источнику звучания, сличать и узнавать его.

Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций.

А сейчас поиграем с животными в прядки. Кто будет с нами играть?

Корова, собака, кошка.

Закрывай Ваня глаза. Убираем одну игрушку.

Открывай, что спрятала?

А теперь я закрою. Прячь Ваня.

Что Ваня спрятал?

Да «5»! Молодец!

Тренировка зрительной памяти. Развитие умений самостоятельной игровой деятельности через выполнения роли ведущего в игре.

 

 

 

Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций.

Давай вспомним, как мы играли.

Снимая по одной карточки визуального расписания и проговаривая.

Играли цветными прищепками, отдаём карточку ребёнку, он кладёт её в коробку.

Сравнивали больших и маленьких животных.

Сравнивали части тела.

Посчитали животных.

Тренировали руки прищепками.

Кидали мешочки на ковре.

Искали, где сидит кошка.

Играли в прятки.

Разговаривали как животные.

Во все игры поиграли, молодцы! Хлопаем в ладоши.

У меня есть для тебя книжка про домашних животных, понесём её ребятам в группу и покажем, с кем Ваня играл.

Скажем всем до свидания!

Увод ребенка в группу.

Рефлексия. Ритуал. Припоминание,  подведения итог по карточкам визуального расписания (в какие игры играли).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражением совместных положительных эмоций и Книжка-сюрприз для закрепления желания на дальнейшую деятельность.

Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки прощаться.

 

 

Технологии  приёмы:

- выработка стереотипов ритуальных действий;

- визуальное расписание, для формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности;

- чёткое проговаривание слов;

- упрощение инструкций;

- многократные повторы, способствующие коррекции мнемической недостаточности;

- использование жестов для стимулирования процесса запоминания и припоминания слов;

- использование разных образов одного и того же предмета (картинка, карточка, компьютерное изображение, реалистичная игрушка, мягкая игрушка) для формирования образного восприятия;

- приёмы технологии Н.Коняхиной;

- приёмы развития зрительно-моторной координации;

- создание игровых ситуаций;

- совместная деятельность педагога и ребенка;

- приемы поощрения, приемы личной эмоциональной поддержки;

- создание оптимальной развивающей среды (наглядные материалы, компьютер, игрушки и т.д.;

- личностно-ориентированное обучение и воспитание;

- использование компенсаторных возможностей ребенка;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ индивидуального коррекционно-развивающего занятия

для ребёнка с нарушением интеллекта (синдром Дауна), первый год обучения,

средняя группа комбинированной направленности.

Речевой диагноз: ТНР, системное недоразвитие речи, умственная отсталость.

педагог-психолог  Дорогова М.В.

Занятие разработано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Материал представлен в доступной и занимательной форме. Основные направления коррекционной работы: познавательное и речевое развитие.

Тема: «Домашние животные».

Тема недели представлена визуально в виде картинки с чёткими рисунками реалистичного характера, понятными ребёнку.

Занятие имеет две четкие целевые установки: дидактическую и коррекционную, построено на взаимодействии ребёнка с учителем-дефектологом, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Структура занятия построена последовательно. Проведено занятие с учетом системы коррекционного процесса.

Занятие прошло в соответствии с планом конспектом. Длительность занятия составляет 20 минут (допускается для детей 5-го года от 20 до 25 мин.) В структуре занятия несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой.

Цель: стимулирование мотивационно-потребностного компонента речи и когнитивных предпосылок речевой деятельности.

(Желание говорить и правильное применение речи).

Задачи выстраиваются в соответствии с модулями:

  1. Модуль сенсорного развития
  2. Модуль развития крупной и мелкой моторики
  3. Модуль формирования элементарных математических представлений
  4. Модуль развития внимания, памяти
  5. Модуль развития мышления
  6. Модуль развития речи, формирования коммуникативных способностей
  7. Модуль развития пространственных, временных представлений
  8. Модуль развития социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире.

Задачи:

- способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции, вступать в речевой контакт;

- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений по инструкции взрослого;

- содействовать умению ориентироваться на цвет, размер по слову педагога; соотносить предмет с картинкой;

- способствовать формированию пространственных представлении, понимание и употребление пространственных предлогов, ориентировки в схеме тела;

- закреплять умение различать понятия «один», «много», выделять один предмет из неоднородной группы предметов;

- развивать навыки игровых действий;

- воспитывать интерес к совместной с педагогом и самостоятельной познавательной деятельности.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, карточки визуального расписания, компьютер, интерактивная игра «Кто как кричит?», набор игрушек «Домашние животные» разных размеров, карточки с изображением домашних животных, пластиковые контейнеры, набор цифр, мягкая игрушка «Кошка», набор цветных прищепок, корзина, контейнер с крышкой, стульчик, мешочки с песком, карточки для закрепления пространственных предлогов и лампа (по методике Н. Коняхиной), книжка-поощрение «Малыши на ферме?».

Ход занятия

Вводно-организационный этап

- Здравствуй, Ваня! Пойдем ко мне в кабинет поиграем. Идём красиво как солдаты, сгибаем ноги в коленях, высоко поднимаем вверх, помогаем махами рук. Раз, два.

Приветствие ребенка в группе, приглашение его на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия. Коррекция шаркающей походки, координация движений рук и ног, поднимание ноги параллельно поверхности пола.

- Проходи в кабинет, поздоровайся с гостями и занимай своё место за столом.

Выработан стереотип ритуальных действий и ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться.

- Посмотри на картинку, кто здесь нарисован? Это животные, домашние животные. Мы будем играть с домашними животными.

Визуальное представление темы занятия, картинка на магнитно-маркерной доске в поле зрения ребёнка, для напоминания.

- В какие игры мы поиграем вместе с животными? Будем определять цвет, размер, посчитаем, повторим предлоги, потренируем пальчики, поиграем в прятки и на ковре, будем разговаривать.

Визуальное расписание, рисунки обозначают темы заданий (игр), начальный этап формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности. Запоминание, какие игры, к какой карточке относятся. На данном занятии карточки убираем в конце занятия, повторяя в какие игры играли. Другие занятия могут быть построены с убиранием карточек по мере выполнения очередного задания (игры) и ребёнок может ориентироваться, сколько ещё осталось заданий и каких, а так же выбрать очерёдность. В конце так же подводится итог по карточкам (в какие игры играли).

Для педагога так же является подсказкой запланированных упражнений.

Массаж рук массажным мячом.

Ребёнок берёт массажный мяч и выполняется комплекс «Разминка», повторяя:

Мячик сильно прижимаю

и в ладошке покачу (катаем мяч в ладошках круговыми движениями)

Здравствуй, мой любимый мячик,

Ему скажет каждый пальчик (катаем мяч в ладошках вперёд-назад).

- Наши руки готовы играть.

Одновременная работа мышечного и аудиального аппарата тренировка межполушарных связей.

Повторение за педагогом движений и речевого сопровождения.

Стереотип ритуальных действий в начале занятия способствует эмоциональному настрою на предстоящую деятельность.

- Давай посмотрим, какие животные пришли к нам поиграть.

Здравствуйте!

Посмотри, кто это? (предлагая посмотреть карточку). Найди такое же животное и назови его.

Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться.

Подсказка начала слова, совместное с педагогом проговаривание слов. Стимулирование самостоятельного применения знакомого слова.

Соотнесения предмета с его изображением на картинке для развития зрительного восприятия.

Практическое соотнесение способствует появлению соотнесений перцептивного характера (психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств).

Когда все животные названы и разложены на карточки, убираем карточки. Животных складываем всех вместе на столе.

- Сколько у нас животных? (если не называет, подсказываем жестом, если не называет всё равно, подсказываем слово и просим его повторить).

- Дай мне один, подсказывая жестом (показываем один палец, и выкладываем цифру один). Когда подаёт животное, размещаем его около цифры «1». Повторяем ещё раз, показывая, где много и где один.

Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов Формирование понятия «много», «один». Выделение одного предмета из множества не однородных предметов. Соотнесение одного предмета с цифрой и запоминание цифры «1». Освоение предпосылок количественного счёта, отвечать на вопрос «сколько?».

Приём многократного повторения.

 

- У домашних животных есть малыши, они такие же, как и большие, только они ещё маленькие.

Показываем пару, и просим положить большие в коробку слева, а маленькие в коробку справа. (Выделяя пространственный предлог «В»).

Когда все отсортированы, убираем коробки со стола.

Использование жестов для припоминания и обозначения свойств предметов. Закрепление понятия «маленький», «большой». Соотнесения предметов относительно друг-друга.

Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов.

- У нас ещё один гость. Кто это? (Мягкая игрушка кошка).

- Здравствуй, кошка!

- Где у кошки глаз? А где у Вани? (Далее: нос, рот, ухо, живот, спина).

- А где у кошки хвост?

- А у Вани есть хвост? (Проверяем, нет!)

Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки здороваться.

Закрепление ориентировки в собственном теле и развитие зрительного гнозиса (узнавание) через сравнение частей тела у себя и у кошки.

- Кошка устала и хочет в корзинку (выделяя пространственный предлог «В»). А там прищепки, надо прицепить их на край корзины.

- Возьми желтый (затем синий и зелёный).

- Кошки мало места, надо убрать прищепки в коробку (отцепляет по одной по названному цвету и просовывает в коробку).

Кошка садится в корзинку.

Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов.

Развитие зрительно-моторной координации, моторика пальцев рук, межполушарных связей через согласованность действий обеими руками.

Закрепление умения определять цвет предмета и выбирать цвет по речевой инструкции.

- Кошке неудобно в корзинке, она хочет сидеть на стуле (выделяя предлог «В» и «На»).

Ваня посади кошку на стул (выделяя предлог «На»).

Кошка хочет спать кинем её подушки. Возьми подушку правой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»).

Возьми подушку левой рукой, подними высоко и кидай на стул (выделяя предлог «На»).

Молодец! Дай 5!

Освоение предпосылок пространственной ориентировки, понимание пространственных предлогов.

Способствовать формированию понятийной речи, действовать по словесной инструкции самостоятельно.

Смена деятельности на  двигательную, для повышения работоспособности.

Метание мешочка с песком из-за головы правой и левой рукой. Развитие зрительно-моторной координации, умений соотносить силу броска с дальностью. Способствует развитию ловкости, меткости, снятию мышечных зажимов.

Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций.

- Наша кошка сидела в корзине и на стуле (выделяя предлоги). А ГДЕ любит сидеть эта кошка? (карточка с нарисованной кошкой).

Это секрет, но мы его откроим с помощью лампы (подсвечиваем картинку лампой).

Кошка сидит в корзине, кошка сидит на стуле (выделяя предлоги).

Использование элементов методики Н. Коняхиной, для привлечения внимания ребёнка.

 Повторение в наглядном плане ранее выполняемых практических действий, для закрепления пространственных предлогов через практические действия и анализ рисунка.

Давай вспомним, как разговаривают домашние животные?

Используя компьютерную игру, показываем на экране животное. Кто это? Как кричит? Давай проверим. И т.д.

Молодец! Дай 5!

Использование специально изготовленной компьютерной игры для привлечения внимания ребёнка.

Узнавание изображения на компьютере с предметом, называние его и припоминание его звучания.

Развитие умений направлять внимание к источнику звучания, сличать и узнавать его.

Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций.

А сейчас поиграем с животными в прядки. Кто будет с нами играть?

Корова, собака, кошка.

Закрывай Ваня глаза. Убираем одну игрушку.

Открывай, что спрятала?

А теперь я закрою. Прячь Ваня.

Что Ваня спрятал?

Да «5»! Молодец!

Тренировка зрительной памяти. Развитие умений самостоятельной игровой деятельности через выполнения роли ведущего в игре.

Поддержка деятельности выражением совместных положительных эмоций.

Давай вспомним, как мы играли.

Снимая по одной карточки визуального расписания и проговаривая.

Играли цветными прищепками, отдаём карточку ребёнку, он кладёт её в коробку.

Сравнивали больших и маленьких животных.

Сравнивали части тела.

Посчитали животных.

Тренировали руки прищепками.

Кидали мешочки на ковре.

Искали, где сидит кошка.

Играли в прятки.

Разговаривали как животные.

Во все игры поиграли, молодцы! Хлопаем в ладоши.

У меня есть для тебя книжка про домашних животных, понесём её ребятам в группу и покажем, с кем Ваня играл.

Скажем всем до свидания!

Увод ребенка в группу.

Рефлексия. Ритуал. Припоминание,  подведения итог по карточкам визуального расписания (в какие игры играли).

Выражением совместных положительных эмоций и Книжка-сюрприз для закрепления желания на дальнейшую деятельность.

Выработка ритуальных коммуникативных навыков, привычки прощаться.

 

Технологии  приёмы:

- выработка стереотипов ритуальных действий;

- визуальное расписание, для формирования саморегуляции интеллектуальной деятельности;

- чёткое проговаривание слов;

- упрощение инструкций;

- многократные повторы, способствующие коррекции мнемической недостаточности;

- использование жестов для стимулирования процесса запоминания и припоминания слов;

- использование разных образов одного и того же предмета (картинка, карточка, компьютерное изображение, реалистичная игрушка, мягкая игрушка) для формирования образного восприятия;

- приёмы технологии Н.Коняхиной;

- приёмы развития зрительно-моторной координации;

- создание игровых ситуаций;

- совместная деятельность педагога и ребенка;

- приемы поощрения, приемы личной эмоциональной поддержки;

- создание оптимальной развивающей среды (наглядные материалы, компьютер, игрушки и т.д.;

- личностно-ориентированное обучение и воспитание;

- использование компенсаторных возможностей ребенка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельности с нарушением интеллекта.

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта.Тема: Коррекционно-развивающее значение занятий изобразительной деятельностью в работе с детьми с нарушением интеллекта...

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...