Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
материал по логопедии на тему

Алескерова Светлана Николаевна

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»

Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической работы в общем и функционированием группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи; создание у них мотивации к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinirovannaya_gruppa.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи».

Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической работы в общем и функционированием группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи; создание у них мотивации к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.

План:

  1. Особенности логопедической работы (ее содержание, формы и структура).
  2. Ознакомление родителей с результатами обследования детей.
  3. Особенности обучения и воспитания в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.
  4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
  5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
  6. Примерные речевые игры с детьми дома.

Ход собрания:

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я являюсь учителем-логопедом в группе, куда ходят Ваши дети.

1. Основной целью логопедического воздействия является формирование у детей умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам). Принимать необходимые позиции органов артикуляции, безошибочно использовать звук во всех видах речи. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов: постановка звука, его дифференциация (различение) от смешиваемого звука, автоматизация звука в слогах, словах, фразах, тексте. Главная задача – сформировать у ребенка навык безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

2. С 1 по 14 сентября 2018 года проводится обследование речи детей. На данный момент выявлены фонетико-фонематические нарушения речи и общее недоразвитие речи. При ФФН нарушаются процессы произношения и различения звуков речи, а ОНР – это сложное речевое расстройство, при котором страдают все компоненты речевой системы (звукопроизношение, лексика, грамматика).

3. Логопедическая работа проходит индивидуально и в подгруппе. Группа детей с нарушениями речи составляет 16 человек. Каждый ребенок дважды в неделю занимается индивидуально по 15 минут. Индивидуальные занятия содержат специальные артикуляционные упражнения, которые помогают выработать подвижность языка, губ, способствуют наиболее эффективной постановке звука. Игры на развитие звукоразличения (фонематического слуха). И уже далее – постановка звука и закрепление его в речи.

Подгрупповая работа – это фронтальные занятия со всеми 16-ю воспитанниками. Их цели – обогащение словарного запаса детей, развитие лексико-грамматического строя языка и развитие речи в целом.

4. При коррекции звукопроизношения очень важна поддержка родителей. Для достижения наилучшего результата в работе значимо выполнение домашних заданий в детских тетрадях. Они направлены на развитие сенсо- и графомоторных навыков детей, закрепление пройденного на занятиях материала. Прежде всего важно, чтобы в семье ребенка, имеющего нарушения речи, взрослые следили за своим произношением. Необходимо говорить с ним не торопясь, четко произносить звуки и слова спокойным приветливым тоном. Неряшливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка. Занятия дома должны быть регулярными, но непродолжительными, дабы не переутомлять ребенка. По 10-15 минут в день. Следует приучать к самостоятельному выполнению заданий. Если ребенок огорчен неудачей, не спешите исправлять за него, пусть он попробует чуть позже, но сам. Стимулируйте его к дальнейшей работе, поощряя успехи.

5. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка. При регулярных выполнениях упражнений развивается точность, сила и дифференцированность  движений органов артикуляции, ребенок четче переходит от одной артикуляционной позы к другой, точнее удерживает нужное положение языка и губ, необходимое для правильного произнесения звуков в речевом потоке.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Сначала упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Предлагаю вам выполнить основные упражнения артикуляционной гимнастики.

Заборчик: улыбнуться, обнажая оба ряда зубов, челюсти сжаты. Подержать губы в улыбке несколько секунд, затем спокойно сомкнуть их. Повторить несколько раз. 
Хоботок: вытянуть губы вперед, как для поцелуя, подержать в таком положении 3-5 секунд. Возвратить губы в спокойное положение, отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза. Чередование упражнений "Заборчик" и "Хоботок". 

Хомячок : надуть щеки при закрытом рте, подержать 3-5 секунд, затем сдуть щеки. Повторить 3-4 раза. Попеременное надувание то левой, то правой щек.

Лопатка (блинчик): открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать 3-5 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

Иголочка (змейка): открыть рот, вытянуть вперед тонкий язычок, зафиксировать положение языка на 3-5 секунд, затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза. Поочередное высовывание языка широким, затем иголочкой.

Маятник (часики): открыть рот, губы растянуть в улыбку, вытянуть и напрячь язык. Касаться острым кончиком языка то правого, то левого уголков губ. Следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не скользил по нижней губе. Выполнить 6-8 движений языком, затем закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза. 
Вкусное варенье: широко открыть рот, острым языком проводить по верхней губе слева направо и обратно. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Выполнить движение языком 6-8 раз и закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза.

Мостик: открыть рот. Выгнуть спинку языка, упереть его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Медленно сблизить и сжать зубы, закрыть рот. "Мостик" стоит за закрытыми зубами. Затем расслабить язык. Повторить упражнение 3-4 раза.

Орешек: при закрытом рте упирать кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполнить 6-8 движений языком, затем отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.  Котенок лакает молоко: открыть рот, сделать 4-5 движений языком, как бы лакая молоко. Закрыть рот, отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза. 

  1. Примерные речевые игры с детьми дома.

– Назови первый (последний) звук в слове: кот, кит, мак, рак.

– «Три слова». Что можно купить? Варить? Читать? Чем можно рисовать?

– «Скажи какой? (какая? какое?): трава какая? стол какой? яблоко какое?

– «Я знаю пять названий…»: овощей, фруктов, одежды и т.д.

– «Четвёртый лишний»: стол, стул, кофта, шкаф; яблоко, огурец, помидор, картофель, лук.

– «Большой-маленький»: стол-столик, карандаш-карандашик.

– «Большой-большущий»: рука-ручища, сапог-сапожище.

– «Один-много»: ручка-ручки, стул-стулья.

– «Назови ласково»: шуба-шубка, тёплая шуба-тёпленькая шубка.

– Что бывает разноцветным? Холодным? Зелёным?

– «Цепочка слов»: я положил в корзину яблоко, я положил в корзину большое яблоко, я положил в корзину большое красное яблоко, я положил в корзину большое красное сладкое яблоко.

Наша встреча подошла к концу. Консультации для родителей проводятся мной еженедельно по четвергам в вечернее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая). в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу».  (с 18 по 22  мая).в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формеди...

Индивидуального занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Ш в словах»

Цель: Автоматизация звука Ш в слогах,  словах. Задачи:Закрепить артикуляционный уклад  звука [Ш]. Продолжать  автоматизировать звук  [Ш]. в слогах, слов...