Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в маленькую страну -ДЕТСТВО»
классный час по логопедии (старшая группа)

Дзендзя Олеся Юрьвна

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Разбираются вопросы физического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_st_gr.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 г. Белгорода

Родительское собрание в старшей группе  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Путешествие в маленькую страну -ДЕТСТВО»

                                                                             

                      Подготовила:

                                  учитель – логопед

                                                                       Дзендзя Олеся Юрьевна

воспитатель

Мишурова Инна Владимировна

г. Белгород

Сценарий родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Путешествие в маленькую страну - ДЕТСТВО»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Установить партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями.

Обеспечение психологического и эмоционального комфорта всех участников.

Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.

Обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду.

Оборудование: ватман с нарисованным цветком, ватман с нарисованным стволом дерева, обведенные ладошки детей, солнце и лучи; фломастеры;

Ход собрания:

I. Организационный этап

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом.

II. Вступительная часть

Логопед: Здравствуйте, дорогие родители, все кто решил вместе с нами попутешествовать в далекую и близкую «маленькую страну» под большим и самым дорогим названием ДЕТСТВО!

Для настроя на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то скажите «да», в противном случае – «нет».

Скажите громко и хором, друзья,

Детей своих все вы, любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем уже нет,

Вам хочется лекции слушать? (нет)

Я вас понимаю: как быть нам тогда?

Проблемы комфорта решать нужно нам? (да)

Дайте скорей мне ответ:

Помочь не откажитесь нам? (нет)

Последнее, что спрошу я у вас:

Активными будете все? (да)

  1. И первая остановка в нашей стране "Детство" называется

             «город Звуков» 

- Наша группа называется речевой или логопедической. 

Какие дети попадают в логопедическую группу?

 Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение общее недоразвитие речи. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. (Цветок – ромашка на экране)

 Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

Мы работаем по Адаптированной программе. Эта программа составлена совместно с воспитателями, ст. воспитателем, педагогом-психологом и логопедом. Программа есть на нашем сайте, где вы можете с ней ознакомиться.

      Программа по преодолению нарушений речи  выстроена по лексической тематике.  На каждую неделю обучения  отводится определенная лексическая тема . В раздевалке в уголке «учись говорить правильно» вы можете видеть тему. Данная тема проходит через все занятия : математика, лепка, рисование, развитие речи и познание.

- Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение, внятность речи (не говоря уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др.), то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе учителю, при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении- агрессивность, либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

- Расписание занятий:

3 фронтальных занятия (со всей группой)

- развитие лексики-грамматики (по формированию грамматически правильной речи, расширению словарного запаса)

- развитие связной речи (умению пересказывать и составлять самостоятельные рассказы)

- обучение грамоте

Индивидуальные занятия (3 раза в неделю) по исправлению звукопроизношения,

Знакомство с необходимой дидактической литературой, по которой будем работать - тетради Теремковой Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет с ОНР»,тетради Цукановой, Бетц по обучению грамоте.

Этапы работы:

  1. Развитие фонематического слух

«Светофор»

Есть два кружка – красный и зелёный : если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

      Банан                                                        Витамин

паман                                                        митанин

баман                                                         фитамин

банам                                                         витанин

  1. Развитие лексической стороны речи (формирования словаря)

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки.

  Логопед называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки.

 Логопед может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Фрукты – овощи- ягоды»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами, какие –ягодами. Есть три корзины, куда нужно сложить овощи, фрукты и ягоды. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде».

  1. Развитие грамматического строя речи

«Живые слова»

 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

 Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

  1. Развитие связной речи

Составление рассказа по схеме, по серии картинок,  по картине, инсценировки, заучивание стихов, пересказ, самостоятельный рассказ

  1. Обучение грамоте

 «Магазин»

 Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

 Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

«Звуковое лото»

 Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

 Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

 «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

  1. Коррекция звукопроизношения

 «Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом ежедневно

 Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

Длительность занятий 10-15 минут

Удержание артикуляционной позиции от 5 до 10 секунд

 (Показ упражнений на экране)

      - Хочу обратить ваше внимание, что речь ребенка спонтанно не исправляется. Это длительный, систематический, целенаправленный и  трудоемкий процесс, который требует как от логопеда, так и от семьи больших усилий и терпения. Только наше тесное сотрудничество и ваше желание помочь ребенку  позволит нам достичь положительных результатов. Без вашей помощи и без заинтересованности  - результатов не дождемся!!!! Поэтому вы должны дома ежедневно, регулярно закреплять знания и умения, полученные ребенком в д/саду.

- Воспитатели речевой группы и логопед поддерживают тесную взаимосвязь. Слово предоставляется воспитателям.

Воспитатель:  - Для того чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем. 

3. Следующая остановка "улица Радуга"

- Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре:

  • происходит развитие ребенка;
  • развиваются его действия в представлении;
  • происходит ориентация в отношениях между людьми.

НОД в детском саду тоже строится в виде игры. Т.к. в игре ребенок раскрывается, то помогите нам раскрыть индивидуальности своего ребенка.

- Уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание: на обведенной ладошке своего ребенка, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера.

- Сейчас, мы свои ладошки прикрепим к дереву, которое символизирует нашу группу (родители прикрепляют ладони к дереву и зачитывают качества детей на каждую букву в имени).

- Посмотрите, какое наше дерево! Высокое, красивое, с пышной кроной! Скажите, что необходимо для того, чтобы дерево росло и радовало всех своей пышной листвой?

(родители предлагают свои варианты)

- Действительно, для роста  нашего дерева необходимы солнце, вода, уход.

- Я прошу вас написать на лучах солнца качества, которые как вы считаете, необходимы каждому   из педагогов в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов.

(Родители  пишут качества. Затем зачитывают и прикрепляют  лучи  к солнцу). 

- Я   пожелаю всем нам любви, безусловной любви! Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, не сравнивайте свой листочек с другими листочками на дереве, ведь каждый листочек не повторим, и от сравнения он не станет зеленее и красивее!

DSCN5598

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Коррекционное развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: …..

У нас составлено календарно-тематическое планирование, где лексические темы прописаны по неделям… В конце недели мы подводим итог пройденного материала в виде интеллектуальных карт.

(интеллектуальная карта по теме «Осень» )

- А сейчас попробуем с вами составить карту по теме «Овощи»

- Наша совместная коррекционная работа не обходится без педагога – психолога. Слово предоставляется  педагогу-психологу…

4. Остановка «фонтан - Воспитание»

- Как и у каждой страны, в нашей стране «ДЕТСТВО» тоже есть свой руководитель –президент. Слово предоставляется заведующему ДОУ.

5. Остановка «Резиденция на облаках». Вопросы развития и перспективы.

 

II. Заключительная часть

Рефлексия:

-Перед вами корзина, ее необходимо наполнить яблоками.

Если вам все понравилось – возьмите красное яблоко

Если вы бы хотели что -то поменять или изменить – желтое яблоко

Если вам было скучно и вы зря потратили время- зеленое яблоко

 «Ребенок учиться тому - что видит у себя в дому,

 а взрослые пример всему»

Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время жизни - под названием детство!

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Путешествие капельки» (ст. гр. под. гр.)

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием. Систематизация знания и представления детей о роли воды для всего живог...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Презентация родительского собрания в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (6-й год жизни)

Презентация раскрывает организацию работы учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  старшего дошкольного возраста (6-й год ...

Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний».

Вашему вниманию предлагается конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. По ходу занятия происход...