Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
консультация по логопедии

Прохоренкова Марина Юрьевна

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,  попавших  в  трудную  жизненную  ситуацию.  Проблема  речевых  расстройств  всегда  остается  актуальной,  поскольку  связана  с  интеллектуальным  развитием,  с  успешностью  в  учебной  деятельности  в  целом,  с  развитием  личности.  Эффективная  коррекционно-логопедическая  работа  по  устранению  нарушений  речи  у  детей  является  на  данный  момент  важным  направлением  работы  по  социальной  реабилитации  несовершеннолетних,  профилактике  их  дезадаптации  в  образовательных  учреждениях  и  социальной  среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска

Консультация 

на тему: «Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию»

Составитель

учитель-логопед

Прохоренкова М.Ю.

Смоленск, 2020

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»):

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети - инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Ребенок может оказаться в трудной жизненной ситуации в любом возрасте  и  данная категория детей имеет  самый  широкий  спектр  нарушений:  задержка  психоречевого  развития,  нарушение  слуха и зрения,  наличие  состояний,  пограничных  с  умственной  отсталостью,  у  детей  наблюдается  «социально-педагогическая  (бытовая)  запущенность»,  различные  явления  социальной  дезадаптации, нарушения  речи  (как  устной,  так  и  письменной).  

Какие же речевые нарушения можно отметить у данной категории детей? Это: ФФНР, ОНР различной степени выраженности, дефекты  речи,  обусловленные  нарушением  строения  и  подвижности  органов  речевого  аппарата  - дислалия, дизартрия,  ринолалия (ращелины губы, неба, послеоперационные рубцы), заикание, дисграфия и дислексия в школьном возрасте (специфические ошибки на письме и при чтении). 

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,  попавших  в  трудную  жизненную  ситуацию.  Проблема  речевых  расстройств  всегда  остается  актуальной,  поскольку  связана  с  интеллектуальным  развитием,  с  успешностью  в  учебной  деятельности  в  целом,  с  развитием  личности.  Эффективная  коррекционно-логопедическая  работа  по  устранению  нарушений  речи  у  детей  является  на  данный  момент  важным  направлением  работы  по  социальной  реабилитации  несовершеннолетних,  профилактике  их  дезадаптации  в  образовательных  учреждениях  и  социальной  среде.

Целью  логопедического  воздействия является  обеспечение  специализированной  диагностико-консультативной,  коррекционно-восстанавливающей  помощи  детям  с  нарушениями  речи  различного  генеза,  а  также  выявление  резервных  возможностей  и  перспектив  интеграции  ребенка  в  образовательную  и  социокультурную  среду.

В  процессе  логопедического  воздействия  решаются  следующие 
задачи:

  • диагностика  уровня  речевого  развития;
  • выявление  компенсаторных  возможностей,  прогнозирование  успешности  обучения  на  последующих  этапах;
  • констатация  общего  уровня  речевого  развития,  специфики  нарушений  для  определения  программы  и  форм  обучения,  маршрута  индивидуальной  логопедической  работы;
  • адаптация  логопедических  диагностик  и  коррекционных  методик;
  • составление  индивидуальной  коррекционно-развивающей  программы.

Логопедическая  коррекция  осуществляется  по  следующим  разделам:

«Диагностика»,  «Коррекция»,  «Консультирование».

Раздел  «Диагностика»  представляет  собой  обследование  состояния  высших  психических  функций  и  речевого  развития  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  и  предусматривает  использование методик  логопедического  обследования.

Проверяется  состояние  всех  сторон  речи.  По  результатам  обследования  выносится  логопедическое  заключение  и  составляется  индивидуальный  план  работы. 

Процесс  коррекционно-развивающего  обучения  строится  с  учетом  психологических  особеностей  и  закономерностей  развития  психики  данной  категории  детей.  При  этом  отбор  содержания  коррекционно-развивающей  работы  происходит  на  основе  комплексного  изучения  ребенка. 

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

Подготовительный этап, цель которого:

  • создание установки на коррекционную работу,
  • повышение чувства уверенности,
  • повышение учебной мотивации,
  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
  • формирование фонематических процессов,
  • формирование самоконтроля.

Собственно коррекционно-развивающий  этап направлен на коррекцию  речевых нарушений:

  • постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
  • работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
  • формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,
  • развитие мелкой моторики,
  • предупреждение и коррекция дисграфии,
  • привитие навыков коммуникативного общения, взаимодействия друг с другом и со взрослыми.
  • параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующим:

  • в оргмомент занятий включаются релаксационные  и психофизические упражнения, психогимнастика;
  • в ходе занятий предусматриваются мимческие, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
  • на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
  • физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
  • даются задания на словотворчество  детей;
  • предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Консультативная  работа  включает  в  себя:

- работу  с  педагогами, работающими с ребенком;

- работу  с  родителями  (или  их  законными  представителями):  сообщение  об  успехах  и  проблемах  детей  на  логопедических  занятиях.

Таким  образом,  организация  коррекционно-логопедической  помощи  детскому  населению  является  эффективным  способом  поддержки  ребенка,  оказавшегося  в  трудной  жизненной  ситуации,  содействия  развитию  у  него  речевой  функции,  которая  играет  важную  роль  в  его  психическом,  а  также  умственном  развитии,  в  становлении  его  познавательной  деятельности  и  развитии  адекватной  социальной  активности.  Полноценное  речевое  общение  является  необходимым  условием  существования  нормальных  социальных  человеческих  контактов  и  связей,  а  это,  в  свою  очередь,  расширяет  кругозор  ребенка  и  возможности  для  развития  его  личности.

Список источников

  1. Болясова  Н.Н.,  Е.В.  Барановская,  И.Л.  Ваенская,  Е.В.  Мазанова,  О.Ф.  Фролова.  Сборник  документов  для  учителей-логопедов  логопедических  пунктов  ДОУ:  Методические  рекомендацию.  Самара:  Изд-во  МИР,  2009.  —  134с.
  2. Грибова  О.Е.  Технология  организации  логопедического  обследования.  М.:  Айрис-пресс,  2005.  —  96с.
  3. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего  школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007.
  4. Логопедия  в  школе:  Практический  опыт/Под  ред.  В.С.  Кукушина. - М.: Ростов  н/Д:  ИКЦ,  2004.  —  73с.
  5. Джанкабулова Д.К. Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних//Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(13). – Новосибирск: СибАК, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Статья.Коррекционно-развивающая игротерапия в работе с детьми в специализированном Доме ребенка.

В Тульском областном специализированном доме ребенка воспитываются дети раннего возрастас поражением центральной нервной системы и нарушением психики. В повседневной работе специалистов дома ребенка и...

ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей....

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми  ОВЗ...

Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...

Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами....