"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС" (доклад на педагогическом совете)
презентация по коррекционной педагогике на тему

Ермолаева Ирина Васильевна

Данная презентация раскрывает возможности применения игровых технологий в коррекционном процессе. В ней дается краткое описание видов современных педагогических технологий и подробно освещаются игровые технологии, их сущность, функции, возможность использования. Дается классификация игр и их наполнение. Приводятся примеры использования игровых технологий в коррекционной деятельности по всем направлениям развития детей, а также задачи, которые решаются посредством их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Доклад к педсовету учителя-дефектолога МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 127 «Карамелька» г. Саратова Ермолаевой И.В. 2018 г.

Слайд 2

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв). Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Слайд 3

Виды педагогических технологий здоровьесберегающие технологии; технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровая технология; технология «Марии Монтессори »; технология «ТРИЗ» и др.

Слайд 4

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). В условиях введения ФГОС ДО педагогам важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Слайд 5

Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества методов и приемов организации воспитательно - образовательного процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра. Игра, или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Слайд 6

Функции игры: развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Слайд 7

Игра, как метод обучения, используется: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Слайд 8

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные , психотехнические и др. Типология педагогических игр по характеру игровой методики: - предметные, - сюжетные, - ролевые, - деловые, - имитационные - игры-драматизации Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Слайд 9

Игровая технология строится как целостное образование , охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным!

Слайд 10

Пример использования игровой технологии на занятиях по сенсорному развитию Желтый цвет Цель. Формировать сенсорные эталоны, развивать зрительное восприятие и внимание. Задачи. Познакомить детей с желтым цветом. Учить находить и правильно называть желтый цвет. Учить соотносить предмет по цвету. Учить понимать и правильно выполнять словесную инструкцию на ориентировку в пространстве. Развивать координацию движений. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественн эстетическое, физическое развитие. Ход занятия 1. Мотивационный момент. Знакомство с куклой Женей. - Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам на занятие? Это кукла Женя. Посмотрите, у Жени платье жёлтого цвета. Женя очень любит жёлтый цвет и поэтому её наряд жёлтый. Давайте назовём, во что одета Женя. Дети по очереди называют предметы одежды на кукле. 2. Дидактическая игра «Накроем стол для кукол» - Сегодня к Жене пришла в гости её подруга Катя, а какой любимый цвет у Кати? (Дети отвечают) Правильно красный. Наши куколки захотели попить чаю, давайте накроем на стол и угостим кукол. Дети выбирают посуду и конфеты для кукол по цвету. 3. Упражнение на развитие мелкой моторики «Нанизываем бусы». На столе развивающий ящик, где находятся фигурки с дырками и шнурки разного цвета. Дети должны выбрать шнурок желтого цвета и нанизывать фигурки только желтого цвета. 4. Физминутка в круге «Ходим по кочкам». На полу по кругу проложена тропинка – разложены листы картона красного и желтого цветов. Педагог показывает лист желтого цвета. Дети должны наступать только на желтые листы-кочки. 5. Дидактическая игра «Магазин». Педагог предлагает детям поиграть в «Магазин». Говорит: «Я буду у тебя покупать, просить, а ты будешь мне продавать, давать предметы» и, подавая жёлтую монетку, просит дать ему платье. Педагог обращает внимание на цвет монетки и объясняет, что платье должно быть такого же цвета. По ходу игры идёт закрепление названий одежды и цветов. 6. Итог Педагог показывает детям листы желтого и красного картона. Просит показать, с каким цветом сегодня познакомились. А какой цвет нам уже был знаком?

Слайд 11

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИХАЦИИ ФГОС

Слайд 12

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ. Социально-коммуникативное ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: • Игровые тренинги • Сюжетно – ролевые игры • Театрализованные игры

Слайд 13

Игровые тренинги «Игры с рукавичкой» (коммуникативные навыки) Пальчиковая игра «Птички» Игровое упражнение « Здравствуйте! »

Слайд 14

Игровые тренинги Игра в кругу Тактильная игра на формирование отношений со взрослым «Дай ладошечку »

Слайд 15

Сюжетно-ролевые игры Семья

Слайд 16

Театрализованные игры Игра-драматизация «Три медведя»

Слайд 17

Театрализованные игры «Репка» «Курочка Ряба»

Слайд 18

Познавательное развитие Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков: Дидактические и развивающие игры; Проблемные игровые ситуации; Строительно-конструктивные игры; Игры-эксперименты; Игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Слайд 19

Сенсомоторные игры

Слайд 20

Сенсомоторные игры

Слайд 21

Строительно-конструктивные игры

Слайд 22

Игры - эксперименты

Слайд 23

Игры - эксперименты

Слайд 24

Речевое развитие Для работы по этому направлению можно использовать все выше перечисленные игры, а также игры, направленные на развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса. Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Слайд 25

Игры, направленные на развитие речи

Слайд 26

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора, изобразительного искусства . Для работы в этом направлении можно использовать следующие игры: Дидактические игры, дидактические сказки с «искусствоведческим» подтекстом, виртуальные ресурсы (сайты музеев, электронные энциклопедии); Игровые методы и приемы, мотивирующие деятельность (помощь персонажу); Образовательные ситуации в виде путешествий; Игровые методы и приемы, активизирующие разнообразную деятельность (имитации, прием вхождения в картину); Разнообразная дизайн – деятельность; Методы и приемы, обеспечивающие развертывание художественно-игровой деятельности, в рамках которой целесообразна интеграция разных видов деятельности.

Слайд 27

Игры по музыкальному развитию

Слайд 28

Игры по изобразительной деятельности и художественному творчеству

Слайд 29

Физическое развитие Развивающие подвижные игры; Командные игры с правилами и сигналами; Общеразвивающие упражнения; Упражнения в равновесии, бросках, ловли, метании; Выполнение имитационных движений; Выполнение упражнений на образное перевоплощение; Выполнение статических поз.

Слайд 30

Игры по физическому развитию

Слайд 31

Игры по физическому развитию

Слайд 32

Применение игровых технологий: с пособствует преодолению пассивности; повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём ; тренирует память; р азвивает внимание; р азвивает мышление; п омогает выработать речевые умения и навыки ; способствует развитию творчества . Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. Поэтому применение игровых технологий – очень эффективно.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная тема очень актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим звеном в формировании основы физического и психического здоровья ребенка....

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

«Экспериментирование в детском саду, как необходимое условие реализации ФГОС»., доклад

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «...

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе показывает значимость данных технологий в работе логопеда...