Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта
картотека по коррекционной педагогике по теме

Гриненко Елена Николаевна

картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_igr_po_formirovaniyu_sluhovogo_vnimaniya.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Послушай и покажи» 

Цель:

Развитие слухового восприятия

Задача:

1, 2 вариант: Формировать умение  детей действовать по словесной инструкции и выполнять просьбы взрослого

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

Педагог  дает ребенку различные словесные инструкции -  начиная свою фразу словами: «Как прыгает зайка?», «Как ходит Мишка?... ».

2 ВАРИАНТ:

Педагог  дает ребенку простейшие словесные инструкции, подкрепленные подражательными движениями -  начиная свою фразу словами: «Зайка прыгает», «Мишка ходит... ».

3 ВАРИАНТ:

Игра не доступна

Дидактическая игра «Музыкальный молоточек» 

Цель:

Развитие слухового восприятия

Задача:

1 вариант: познакомить с различными темповыми характеристиками звука: «громко - тихо», освоить понятия  «громко – тихо».

2 вариант: познакомить с двумя тональностями: «громко-тихо».

3 вариант: реагирование на источник звука.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

Педагог предлагает ребенку поиграть детским деревянным молоточком. Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь - стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь». После показа ребенок самостоятельно выполняет игровое упражнение, сопровождая свои действия речью («Как ты стучишь?», «Громко», «Тихо»)

2 ВАРИАНТ:

Педагог вместе с  ребенком участвует в игре с детским деревянным молоточком. Дать ребенку молоток в руку. Вместе с педагогом стучим громко-тихо (различать тихо и громко)

3 ВАРИАНТ:

Вместе с педагогом ребенок держит деревянный молоток в руке и стучит им (громко-тихо).

Дидактическая игра «Постучи в бубен» 

Цель:

Развитие слухового внимания

Задача:

1 вариант: продолжать знакомить и уметь  различать темповые характеристики и громкость звучания бубна «тихо – громко». Узнавание и называние по звуку музыкального инструмента. Развитие подражательных движений и выполнение их по словесной инструкции педагога.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

Педагог  стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если педагог стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (воспитателя) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро - ребенок бежит, стучит медленно - идет.

2 ВАРИАНТ:

Не доступна

3 ВАРИАНТ:

Не доступна

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

Цель:

Развивать слуховое восприятие  и слуховое  внимание

Задача:

1 вариант: умение различать и узнавать голос взрослого или аудиозаписи с голосами животных, имитирующего голос какого – либо животного (кошка, собака, лошадка, корова).

2 вариант: развитие слухового внимания на голоса животных в аудиозаписи с опорой на игрушки животных

3 вариант: реагирование на источник звука в аудиозаписях.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

для того чтобы играть в эту игру, понадобится помощь педагога (игру можно проводить с подгруппой детей). Завязать  ребенку  глаза. Педагог  имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает,…). Ребенок должен угадать и назвать, чей голос он слышал.

2 ВАРИАНТ:

Педагог включает аудиозапись с голосом животного (кошка, собака, лошадка, корова), дети прослушивают  и показывают соответствующую игрушку.

3 ВАРИАНТ:

Ребенок вместе с педагогом прослушивает аудиозапись с голосом животного и выражает положительную эмоциональную реакцию на звук.

Дидактическая игра «Что звучит?» 

Цель:

Развитие слухового восприятия и  внимания

Задача:

1,2 вариант: обучать слушать словесную  несложную инструкцию (2-3 предъявления), развивать слуховое внимание, определение невидимого источника звука.

2,3 вариант: развивать реакцию на звучащий предмет, спрятанный от ребенка.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

Педагог прячет за ширмой три музыкальных инструмента (бубен, барабан, колокольчик), за ширмой постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок, не видя, слушает музыкальный инструмент и определяет, какой это инструмент и называет. Потом выполняет действия по инструкции («Покажи, как звучит?», «Покажи, что звучит?»)

2 ВАРИАНТ:

Педагог показывает ребенку два музыкальных инструмента ( барабан и  колокольчик),  постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок  слушает музыкальный инструмент и повторяет действие с ним  («Постучи в барабан», «Позвени в колокольчик»).

3 ВАРИАНТ:

Слушание звучания музыкальных инструментов. Фиксация взгляда на звучащем инструменте.

Дидактическая игра  «Покормим птенчиков» 

Цель:

Развитие фонематического восприятия

Задача:

1 вариант: узнавание речевых и неречевых звуков, развитие понимания простой и двухступенчатой инструкции взрослого

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ

Педагог: Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) .
— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи».)
— Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическая игра «Звуки на улице» 

Цель:

развитие слухового внимания, восприятия

Задача:

1 вариант: обучать слушать и слышать  детей и  различать звуки природы, голоса птиц и животных.

2 вариант: развитие слухового внимания и сосредоточения.

3 вариант: развитие реакции на источники разных звуков.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке, обращаем внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды), голоса животных и птиц. Когда дети научатся хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и назови, что звучит?».

2 ВАРИАНТ:

Имитационные движения, действия по словесной несложной инструкции  («Дождик капает кап-кап по ладошке»…)

3 ВАРИАНТ:

Ребенок с педагогом слушает звуки живой и неживой природы.

Дидактическая игра «Коробочки со звуками» 

Цель:

развивать слуховое внимание, восприятие

Задача:

1 вариант: различение на слух звуков, которые издают сыпучие и твердые материалы (горох, песок, камешки, монетки). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки  и другие материалы.

2 вариант: знакомство с немузыкальными звуками, различение тихого-громкого звучания.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ

Потрясите одной из баночек с сыпучими материалами, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно. В игре можно использовать не только сыпучие материалы, но и твердые.  Откройте баночки и покажите ребенку, что находится внутри.

2 ВАРИАНТ

Педагог дает ребенку закрытые коробочки с горохом и песком. А так же пустые закрытые коробочки. Ребенку предлагается с помощью педагога найти коробочку со звуком.

3 ВАРИАНТ

Ребенок выполняет  действия с шумовыми коробочками с помощью педагога.

Дидактическая игра «Потешки» 

Цель:

развитие слуховой памяти и внимания при помощи опоры на зрительные образы.

Задача:

1 вариант: развить у ребёнка слуховую память и внимание с опорой на зрительные образы (музыкальные игрушки, предметные и сюжетные картинки).

2 вариант: слушать потешки  и выполнять с педагогом движения по подражанию

3 вариант: выполнять  игровые упражнения «Рука в руке»

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ:

Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Проговаривают, повторяют потешку за педагогом. Все игровые действия должны сопровождаться веселыми стишками и потешками:

Веселее всех игрушка,               Трам-там-там, трам-там-там,        
Расписная погремушка              Барабаню в барабан.
Дзынь, дзынь…                          Очень громко, знаю сам…                    

Как пошел медведь плясать,
Петь и в бубен ударять:
Бум! Бум! Трам - та - ры!
Улетайте, комары!

2 ВАРИАНТ:

Пальчиковые игры с речевым сопровождением: «Идет коза рогатая»

«Сидит белка на тележке», «Сорока ворона»

3 ВАРИАНТ:

Игровое упражнение прием: «Рука в руке» - «Сорока ворона» и др.

Дидактическая игра «Пошуршим, постучим»

Цель:

развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Задача:

1 вариант: обучать  детей различать разнообразные звуки, которые издаются при действии  с различными предметами и материалами.

2,3 вариант: вызывание слуховой реакции на внезапно возникший звук при манипуляциях предметами.

3 вариант: развитие реакции на источник звука.

Возраст:

«Сложные дефекты»

Описание:

1 ВАРИАНТ

Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей. Предложите ребенку угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник.

2 ВАРИАНТ

Совместно с педагогом производить различные манипуляции с предметами, вызывая немузыкальные звуки.

3 ВАРИАНТ

Вызывать реакцию на звучание немузыкальных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Значение отношений родителей к детям со сложной структурой дефект

«Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь  любить их  такими, какие  они есть». Это девиз под которым работает специалист группы детей со сложной структурой дефекта. Именно полюбить ...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия детей со сложной структурой дефекта от 3 до 7 лет...

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...

игры на развитие внимания у детей со сложной структурой дефекта

упражнения в играх с камешками Марблс на развитие слухового, зрительного, тактильно-двигательного внимания у детей со сложной структурой дефекта...