РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

на 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_verizhnikovoy.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2017-2018 учебный год

                                                                Педагог-психолог МБДОУ –

 Детский cад №95 города Орла

Верижникова Юлия Александровна

г.Орёл

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………..3

1.1. Цель и задачи  программы……………………………………………………………………………..3

1.2. Принципы  и подходы формирования программы ………………………………………………….4

1.3. Значимые характеристики …………………………………………………………………………….6

1.3.1. Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста …7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Основные направления деятельности педагога-психолога…..………………………………………..12

2. Психологическое сопровождение реализации Основной общеобразовательной программы ДОУ

по освоению образовательных областей…………………………………………………………………..16

3. Психологическое сопровождение системы мониторинга         достижения детьми планируемых результатов освоения программы……………………………………………………………………………………………….16

3.1 Блок диагностической поддержки освоения образовательных областей……………………………17

3.2 Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников………...19

4. Психологический контроль в экспериментальной деятельности ДОУ……………………………….21

5. Программы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога………………………………..25

5.1 Тематические планирования по возрастным особенностям……………………………………….… 26

6. Взаимодействие  ДОУ  с  социумом………………………………………………………………….….32

6.1 Преемственность в работе ДОУ и школы……………………………………………………………...34

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое  обеспечение……………………………………………………………….38

Перечень используемых программ, технологий, пособий………………………………………40

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности - активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития на  основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач воспитания и обучения — создание педагогом-психологом и воспитателями благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода.

 Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления  педагогом-психологом создана комплексная  программа. Она  разработана в соответствии с:

-  Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы  МБДОУ «Д /с № 48», примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» А.Н.Веракса,М.Ф.Гутова и направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.  

1.1. Цель и задачи программы

Цель программы

 Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной  на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в  обеспечении  комплексного развития с учетом его психического и физического состояния здоровья, как основы их успешного обучения в школе.

Задачи, решение которых необходимо для реализации целей:

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога МДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

В программе учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

-  возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основными принципами формирования программы являются:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

- принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Содержание программы построено с учётом основных принципов дошкольного образования:

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

При  выборе  образовательных методик   предпочтение  отдается  развивающим  методикам, способствующим  формированию  познавательной, художественно – эстетической, социальной  сферы  развития.   Образовательная деятельность   с  детьми,  в  основе  которых  доминирует  игровая  деятельность.

  1. 1.3 Значимые характеристики

Режим работы дошкольного образовательного учреждения.

ДОУ функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 12- часовым  пребыванием  детей  (с 7.00 до 19.00 часов).Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

Контингент воспитанников ДОУ.

Дошкольное  образовательное учреждение посещает 344 детей.В ДОУ функционируют 11 возрастных групп.

Возрастная

категория

Направленность групп

Количество

групп

От 2 до 3 лет

Общеразвивающая

1

От 3 до 4 лет

Общеразвивающая

2

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

2

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

2

От 5 до 6 лет

Речевая

1

От 6 до 7 лет

Общеразвивающая

2

От 6 до 7 лет

Речевая

1

Предельная наполняемость групп  составляет  35 детей

        

Сведения о семьях воспитанников.

Статус семьи

Количество семей

Полные семьи

344

Неполные семьи

34

Многодетные семьи

40

Опекуны

2

Семьи с детьми с ограниченными

  возможностями

-

        Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, являющемся родным для всех воспитанников детского сада.                

1.3.1. Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является предметно - манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, используют в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Характеристика особенностей развития детей 3 - 4-х лет

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Характеристика особенностей развития детей 4 - 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться  произвольное  запоминание:   дети  способны   принять  задачу   назапоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.

Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Характеристика особенностей развития детей 5 – 6 лет

Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Характеристика особенностей развития детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает30 минут. У детей продолжает развиваться речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

Характеристика особенностей развития детей 6 - 7 лет с ОНР

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

У детей седьмого года жизни отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь  в полном объеме еще не соответствует норме. Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря, приближается к невысокой норме.

На данном этапе речевого развития произносительная сторона в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукового анализа и синтеза слога и односложных слов.

2  РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

1.Основные направления деятельности педагога-психолога

         Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Проводится: 

  • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно: 

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- проведение цикла психопрофилактических занятий для вновь поступивших в ДОУ детей (используется в работе разработки Роньжиной А.С., Царьковой)

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно: 

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-развивающей среды.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательно-речевое и особенностей ДОУ, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.  Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Обязательно: 

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности  (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Психологическое сопровождение воспитательно-образовательной работы групп для детей со сложными сочетанными диагнозами.

  Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно: 

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

Дополнительно: 

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: 

- повышение уровня психологических знаний; 

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно: 

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов с форме семинаров, индивидуальных консультаций,  практикумов по темам:

1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2.     Закономерности развития детского коллектива.

3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4.     Стили педагогического общения.

5.     Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1.    Адаптация ребенка к ДОУ.

2.    Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.    Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4.    Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5.    Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6.    Психологическая готовность к обучению.

7.    Половое воспитание и развитие.

Дополнительно: 

  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном,  на игровые технологии и приемы. 

2. Психологическое сопровождение реализации

Основной общеобразовательной программы ДОУ

по освоению образовательных областей

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ и сферы компетентности педагога-психолога,   реализацию пяти направлений развития детей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое.  

3.  Психологическое сопровождение системы мониторинга        

достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. 

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДОУ.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

 3.1 Блок диагностической поддержки освоения образовательных областей

Диагностический минимум

Возрастная группа

Изучаемые параметры

Интегративные качества

Деятельностные характеристики

1-я мл. группа

Непроизвольное восприятие

Подражание

Игра

моторика

2-я мл группа

Половозрастная

идентификация

Притязание на признание

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Средняя 4-5 лет

Самосознание

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Старшая 5-6 лет

Самооценка

Статус в группе

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Подготовительная

Мотивация

Самооценка

Произвольность

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Используемый диагностический комплекс

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1. Воображение, моторика

Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур»

Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. М ,1996

2. Самооценка

Хухлаева Л.  «Лесенка»

Клюева Н.В. Касаткина Ю.В  Учим детей общению. Ярославль, 1997

3. Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 1998

4. Мотивация

Банков. С.А. Тестовая беседа

Посевина Г.П.., Король. Л.. Программа адаптации детей 6-7 лет  к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001

5. Произвольность

Гуткина Н.И. «Домик»

Гуткина .Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993

6. Игра

Эльконин Д.Б. «Критерии развития игровой деятельности»

Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск 1999

7. Коммуникативные навыки

Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития

Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М. 2002

Используемые психодиагностические комплекты

Перечень программ, технологий, пособий

  • Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная)
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред.Е.А.Стребелевой)

Используемые методики

 

№ п/п

Название методики

Цель

Группа

Графический диктант

Выявление уровня  сформированности произвольности

Подготовительная к школе группа

Исследование восприятия

Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Четвертый лишний

Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/;

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Последовательность событий

Исследование словесно-логического мышления

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Десять слов

Определение объема рече-слуховой памяти

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Зрительная память

Определение объема зрительной памяти

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Кружки

Определение уровня развития внимания

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Мелкая моторика

Исследование  уровня развития мелкой моторики

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Мотивационная готовность к обучению в школе

Определение сформированности мотивации к обучению

Подготовительная к школе группа

«Ориентировочный тест школьной зрелости»

Авторы: А. Керн – Я. Йирасек.

Определение школьной зрелости

Подготовительная к школе группа

Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой)

Определение «внутренней» позиции школьника

Подготовительная к школе группа

«Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург

Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности

Подготовительная к школе группа

Методика «отношение ребенка к школе»

Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование

Подготовительная к школе группа

«Самое непохожее»

        Л.А.Венгер

Изучение мышления и восприятия детей

Подготовительная к школе группа

Тест «Бендер»

Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу

Подготовительная к школе группа

Диагностика адаптации ребенка к ДОУ

Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада.

Младшая группа

3.2 Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяется на следующие 

параметры диагностирования дошкольников.  

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш;

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

4. Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (октябрь - апрель) результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет рекомендует детей, показавших низкий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования рекомендует рассмотреть на ПМПк. ПМПк формирует список детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения разработан бланк индивидуального образовательного маршрута.

Так же в помощь педагогам сформирован пакет методических разработок “Методическое обеспечение для реализации индивидуальных образовательных маршрутов”.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Способ построения индивидуального образовательного маршрута  ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, 
опираюсь на следующие принципы:

• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

На основе анализа изученной мною литературы были выделены несколько этапов  конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения. 

2. Диагностический этап. 

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

 5. Этап итоговой диагностики. 

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения. 

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап. 

 На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом

 Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

3. Этап конструирования.

 Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

 4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов  помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями  задания.

5 этап завершающая диагностика

На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опорана его личностный потенциал.

4.1 Структура индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:

– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;

– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);

– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;

– формируется план-карта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости

(взаимосвязь всех образовательныхмодулей);

– составляется план-сетка образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;

– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений

ребёнка;

– составляется план консультаций

и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;

– проектируется портфолио самореализации ребёнка;

– разрабатывается аттестационный

материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного

года;

– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.

Решение о том, какие пункты следует включать в индивидуальный образовательный маршрут ребёнка,

должно основываться на его психолого-педагогической характеристике и согласовываться с родителями.

Исходя из вышеизложенного и из личного опыта работы с детьми с признаками одарённости, мы разработали памятку для воспитателей и родителей по особенностям познавательного развития таких дошкольников.

5. Психологический контроль в экспериментальной деятельности ДОУ

Для осуществления психологического контроля и мониторинга физического развития детей старшего дошкольного возраста, в  рамках экспериментальной деятельности, выделен ряд методик:

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста (Н.Я.Семаго,М.М.Семаго).Данные методики направлены на изучение уровня познавательного развития дошкольников, позволяет определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на  формирование психики. В результате можно получить качественный анализ, который не противопоставляет учету количественных данных, то есть показатели будут взаимосвязаны. Также здесь наблюдается принцип единства диагностики и коррекции: профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, создание индивидуальных программ коррекционного обучения для каждого ребенка. Данный комплекс целесообразно применять в начале (сентябре)  и конце (мае) года.

В рамках исследовательско-экспериментальной работы, недостаточно изучение познавательного развития детей. Необходимо отследить эмоциональный фон участников эксперимента. Таким образом взят метод цветовых выборов модификация восьмицветового теста Люшера (Л.Н. Собчик) позволяет  измерить психофизиологическое состояние дошкольника, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, а также позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из предложенных перед ним карточек (размером 4х6) самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Каждый раз испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный цвет, после чего он убирается из поля зрения и вновь ставится задача выбрать самый приятный цвет из оставшихся. Процедура продолжается до тех пор, пока все карточки не будут отобраны. Номер каждого выбранного цвета записывается в бланк. Данная методика лаконична и проста, как в предъявлении, так и в интерпретации. Для глубокого изучения эмоционального фона, вегетативного баланса, обследования детей целесообразно проводить в начале (сентябре), середине (январе) и в конце (мае) года.

5. Программы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Перечень используемых программ, технологий, пособий

для коррекционно-развивающей работы

Дети с трудностями в поведении (коррекционная направленность)

  • враждебность
  • тревожность
  • рассеянность
  • плаксивость,
  • гиперактивность
  • упрямство
  • апатичность
  • чувствительность
  • демонстративность

1.        Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников – М.: Генезис, 2013..

2.        Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники., Авт. Истратова О.Н.-Ростов н/д, 2009г

3.        Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей – СПб.:Речь 2012

2008

4.        Рисунки с изображениями эмоций, различных ситуаций и т.д.

Группа по подготовке к школе (развивающая направленность)

1.        Психологическая работа в ДОУ (электронное пособие) издательство «Учитель» 2007

2. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей – СПб.:Речь 2012

3. 70 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.:Речь, 2012

5.1 Тематические планирования по возрастным особенностям

Младший возраст

Цель:

Психопрофилактика дезадаптации детей раннего возраста в период привыкания к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

  • стабилизация эмоционального состояния детей;
  • формирование положительного отношения к сверстникам;
  • развитие предметной и игровой деятельности

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • создание положительного эмоционального  настроя в группе;
  • снятие психомышечного напряжения;
  • снижение импульсивности и развитие самрегуляции;
  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • развитие умения подчиняться правилам игр, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  •  развитие умения понимать, осознавать и выражать эмоции;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия;
  • развитие речи, памяти, воображения;
  • развитие навыков продуктивной деятельности.

Тематическое планирование

Название темы

Содержание

Дата проведения

1 блок Грусть – радость

1.

«Цыпленок»

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения действовать соответственно правилам игры, развитие координации движений

Август

2.

«Как тебя зовут»

  Изучение психоэмоционального состояния детей; снижение импульсивности, беспокойства, заторможенности детей;  создание положительного эмоционального настроя в группе;

       Август

3.

«Капустный лист»

Формирование позитивного отношения к занятиям;   развитие умения подражать движениям взрослого;

Август

4.

«Петух и краски»

Развитие способности понимать эмоциональные состояния грусти, радости;   знакомство со свойствами изоматериалов.

Август

5.

«Заюшкина избушка»

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения подражать движениям взрослого, совершенствование тактильного и слухового восприятия.

Август

2 блок. Испуг, страх – храбрость

Формирование положительного отношения к сверстникам; сплочение группы, развитие эмпатии;

      Август

1.

«Цыпленок и утенок»

Развитие умения понимать, осознавать и выражать эмоции; подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм

Сентябрь

2.

«Храбрый утенок»

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения действовать соответственно правилам игры, развитие координации движений

Сентябрь

3.

«Кто сказал «Мяу»»

Развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия; снятие психомышечного напряжения; снижение импульсивности и развитие самрегуляции;

Сентябрь

4.

«Мышь и карандаш»

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие предметной и игровой деятельности; умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений.

Сентябрь

5.

«Пых»

Развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия; снятие психомышечного напряжения; снижение импульсивности и развитие самрегуляции;

Сентябрь

3 блок. Каприз, упрямство – послушание, самостоятельность

1.

«Маша обедает»

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения действовать соответственно правилам игры, развитие координации движений

Сентябрь

2.

«Олино колечко»

  Изучение психоэмоционального состояния детей; снижение импульсивности, беспокойства, заторможенности детей;  создание положительного эмоционального настроя в группе;

Сентябрь

3.

«Как Маша поссорилась с подушкой»

Формирование позитивного отношения к занятиям;   развитие умения подражать движениям взрослого;

Октябрь

4.

«Сказка о глупом мышонке »

Развитие способности понимать эмоциональные состояния грусти, радости;   знакомство со свойствами изоматериалов.

Октябрь

4 блок. Поссорились-помирились

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения подражать движениям взрослого, совершенствование тактильного и слухового восприятия.

Октябрь

1.

«На машине»

Формирование положительного отношения к сверстникам; сплочение группы, развитие эмпатии;

Октябрь

2.

«Под грибом»

Развитие умения понимать, осознавать и выражать эмоции; подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм

Октябрь

3.

«Жадина»

Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения действовать соответственно правилам игры, развитие координации движений

Октябрь

4.

«Яблоко»

Развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия; снятие психомышечного напряжения; снижение импульсивности и развитие самрегуляции;

Октябрь

Средний возраст

Цель:

Психопрофилактика дезадаптации детей раннего возраста в период привыкания к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

  • стабилизация эмоционального состояния детей;
  • создание положительного эмоционального  настроя в группе;
  • снятие психомышечного напряжения;
  • снижение импульсивности и развитие самрегуляции;
  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • развитие умения подчиняться правилам игр, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  •  развитие умения понимать, осознавать и выражать эмоции;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия;
  • развитие речи, памяти, воображения;

Тематическое планирование

Название темы

Содержание

Дата проведения

1.

«Знакомство»

Приветствие

Подвижная игра «паровозик дружбы»

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Игра «Давай знакомится» (со цветочками)

Игра «Кто к нам пришел»

Коллективная работа «Цветочная полянка»

Игра «Раздувайся пузырь»

Ноябрь

2.

«Давайте дружить»

Приветствие

Подвижная игра «паровозик дружбы»

Игра «Незнайка»

Игра «Покажи отгадку»

Пальчиковая гимнастика «Если пальчики грустят»

Игра «Раздувайся пузырь»

Релаксационное упражнение «Лентяи»

Ноябрь

3.

«Волшебные слова»

Приветствие

Беседа «Зачем нужно быть вежливым»

Игра «Театр»

Игра «Пожалуйста»

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Игра «Вежливо -невежливо»

Игра «Вежливый мячик»

Релаксационное упражнение «Облака»

Ноябрь

4.

«Радость и грусть»

Приветствие «Облако»

Задание «Я радуюсь, когда…»

Динамическая пауза «Веселые мартышки»

Задание «Радостное и грустное облачко» (команды ищут картинки с изображением героев и приклеивают к облачкам)

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Музыкальное задание, релаксация

Ноябрь

5.

«Гнев»

Приветствие

Задание «Я сержусь, когда…»

Психогимнастика «Король Боровик»

Подвижная игра «Вулкан»

Задание «Больше не сержусь»

Музыкальное задание.

Релаксация «Водопад»

Декабрь

6.

«Удивление»

Приветствие

Задание «Я удивляюсь, когда…»

Подвижная игра «Удивленная газета»

Игра «Море волнуется раз…»

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Музыкальное задание

Релаксация «Облако»

Декабрь

7.

«Испуг»

Приветствие

Задание «»Я боюсь (мне страшно), когда…»

Подвижная игра «Совушка-сова»

Музыкальное задание «Испуганный зайчик»

Конкурс «Боюсек»

Релаксация «Радуга»

Декабрь

8.

«Спокойствие»

Приветствие

Беседа

Задание «Я спокоен, когда…»

Спокойная игра

Музыкальное задание «Спокойный ежик»

Точечный массаж

Релаксация «Ласковое солнышко»

Декабрь

9.

«Словарик эмоций»

Приветствие «Облака»

Задание «Найди друга»

Задание «Собери облачко»

Задание «Сказочные герои»

Подвижная игра «Замри»

Музыкальное задание

Задание «Мое настроение»

Рефлексия

Январь

10.

«Страна Вообразилия»

Приветствие

Двигательное упражнение

Задание «Загадочные животные»

Сказка «Путаница» (анализ)

Подвижная  игра «Море волнуется»

Двигательное упражнение

Релаксация «Отдых на море»

Январь

Старший возраст

Задачи:

  • формировать у детей позитивные способы общения со сверстниками и с окружающими взрослыми;
  • развивать у детей невербальные навыки общения;
  • учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей;
  • формировать у детей навыки ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека;
  • развивать чувство эмпатии.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Цель занятия

Время проведения

1.

Знакомство

1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу

2.Развивать невербальное и вербальное общение

3.Снять телесное и эмоциональное напряжение

Октябрь

2.

Наша группа. Что мы умеем

1.Продолжать знакомить детей друг с другом

2.Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств

3.Развивать вербальное и невербальное общение

4.Формировать отношение доверия, умение сотрудничать

5.Развивать навыки самосознания

Октябрь

3.

Правила поведения на занятиях

1.Познакомить детей с правилами поведения в группе

2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения

3. Развивать внимание, память наглядно-образное и словесно-логическое мышление

4.Развивать мелкую и общую моторику

Октябрь

4.

Страна психология

1.Познакомить детей друг с другом, сплотить их.

2.развивать вербальное и невербальное общение

3.Снять телесное и эмоциональное напряжение

Октябрь

5.

Радость, грусть

1.Познакомить детей с чувством радости и грусти.

2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику

3.Учить детей выражать чувство радости в рисунке

Ноябрь

6.

Гнев

1.Познакомить детей с чувством гнева.

2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику

3.Учить детей выражать чувство гнева в рисунке

Ноябрь

7.

Удивление

1.Познакомить детей с чувством удивление.

2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику

3.Учить детей выражать чувство удивления в рисунке

Ноябрь

8.

Испуг

1.Познакомить детей с эмоцией испуг.

2.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям.

3.Учить детей выражать чувство радости в рисунке

4.Развивать умение справляться с чувством страха

Ноябрь

9.

Спокойствие

1.Познакомить детей с чувством спокойствие.

2.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям.

3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок

4.Снятие эмоционального напряжения

Декабрь

10.

Словарик эмоций

1.Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия

2.Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека

3.Обогощение и активизация словаря детей за счет слов.

Декабрь

11.

Страна Вообразилия

1.Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и творческих произведений

2.Развивать вербальное и невербальное общение

3.Формировать интерес к творческим играм

Декабрь

12.

В гостях у сказки

1.Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность

2.Закрепить знание содержание сказок

3.Развивать творческое мышление

Декабрь

13.

Диагностика

1.Диагностировать и развивать зрительную память

2.Диагностировать мыслительные операции, распределение внимания

3.Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

Январь

Подготовительный возраст

     Задачи:

  • формирование  умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • продолжать учить осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирование личностной рефлексии;
  • учить  находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за собственную жизнь, уметь делать выбор;
  •  формирование  потребности в самоизменении и личностном росте;
  • формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Тематическое планирование

Тема занятия

Цель занятия

Время проведения

Принц из Синеброда

1.Развитие познавательных  процессов

2.Формирование учебных навыков

Октябрь

2.

Звездочет

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Октябрь

3.

Кому что нравится

1.Развитие эмоциональной децентрации

2.Ознакомление к мимическим выражением разных эмоций

3.Повышение учебной мотивации  

Октябрь

4.

Задание Короля Маркуса

1.Развитие познавательных  процессов

2.Формирование учебных навыков

Октябрь

5.

Синеброд, Тарадор и Лесландия

1.Создание условий для отреагирования отрицательных переживаний

2.Создание условий для самовыражения

Ноябрь

6.

Принцесса Кристина

1.Развитие познавательных процессов

2.Формирование внутреннего плана действий

3.Развитие эмоциональной децентрации

Ноябрь

7.

Внимание и память

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Ноябрь

8.

Незваная гостья

1.Повышение учебной мотивации

2.Формирование внутреннего плана действий

3.Развитие эмоциональной децентрации

Ноябрь

9.

История Кристины

1.Создание условий для отреагирования отрицательных переживаний

2.Создание условий для самовыражения

Декабрь

10.

Предсказанная встреча

1.Создание условий для отреагирования отрицательных переживаний

2.Создание условий для самовыражения

Декабрь

11.

Решение Короля Матиаса

1.Развитие познавательных  процессов

2.Формирование учебных навыков

Декабрь

12.

Каникулы втроем

1.Развитие воображение

2.Развитие мелкой моторики

Декабрь

13.

Тревожная ночь

1.Повышение учебной мотивации

2.Развитие эмоциональной децентрации

3.Развитие мелкой моторики

Январь

14.

Сражение

1.Создание условий для отреагирования отрицательных переживаний

2.Создание условий для самовыражения

Январь

15.

Веселая жизнь от Коргана

1.Повышение учебной мотивации

2.Формирование внутреннего плана действий

3.Развитие эмоциональной децентрации

Январь

16.

Лесландская напасть

1.Повышение учебной мотивации

2.Формирование внутреннего плана действий

3.Развитие эмоциональной децентрации

Февраль

17.

Третья подсказка Звездочета

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Февраль

18.

Ленница

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Февраль

19.

Неожиданный поворот

1.Развитие эмоциональной децентрации

2.Повышение учебной мотивации

3.Развитие мышления

Февраль

20

Гости из Доминора

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Март

21.

Испорченное настроение

1.Ознакомление ребенка с мимическим выражением эмоций

2.Создание условий для отреагирования негативных переживаний

Март

22.

Кто скрывался в комнате Рэндела

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Март

23.

Как стать самым лучшим

1.Развитие познавательной сферы

2.Создание условий для самовыражения ребенка

3.Повышние его самооценки

Март

24.

Приключения продолжаются

1.Ознакомление ребенка с мимическим выражением эмоций

2.Создание условий для отреагирования негативных переживаний

Апрель

25.

Последняя

1.Развитие воображения

2.Повышение учебной мотивации

3.Формирование внутреннего плана действий

Апрель

6. Взаимодействие  ДОУ  с  социумом

МБДОУ «Детский сад № 95» г.Орла  взаимодействует  с другими  учреждениями по  направлениям:

  1. ДО – организация работы  в разных  образовательных  областях, развитие и воспитание   детей  дошкольного  возраста, внедрение инноваций, экспериментальной  деятельности, новых  технологий  и пр.

2.  БОУ ОО ДПО »Институт развития образования»- повышение профессионального уровня, консультирование.

 3.  МБУ «ГОЦППМСП» г. Орла - получение консультаций по выпуску детей из подготовительных логопедических групп, сотрудничество со специалистами, взаимодействие ПМПК

4. МБОУ- школа№51 г. Орла  - преемственность  в  работе школы  и детского  сада;

5. Другие  дошкольные  учреждения – обмен  опытом  в  разных  направлениях  работы: методической, оздоровительной, образовательных  областей;

6.Детская  поликлиника  № 3 -  оздоровление  детей

                         

6.1 Преемственность в работе ДОУ и школы

Задачи в реализации идей преемственности дошкольного и начального образования:

  • Создать условия для успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  • Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  • Создать благоприятные условия в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. 
  • С детского сада увлечь детей перспективной школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.
  • Способствовать укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.
  • Всесторонне развивать детей с целью дальнейшего успешного овладения школьной программой. 
  • Создать благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

Для реализации поставленных задач ДОУ  осуществляет тесное сотрудничество с  МБОУ школой №51 города Орла.

        

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое  обеспечение

 Паспорт кабинета педагога-психолога

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются оборудованный кабинет в ДОУ.

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

Кабинет педагога-психолога

  • Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
  • Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)
  • Реализация организационно-планирующей  функции
  • Рабочая зона педагога-психолога
  • Библиотека специальной литературы и практических пособий
  • Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства
  • Уголок для консультирования
  • Зона коррекции
  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Конструкторы различных видов
  • Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры
  • Развивающие игры
  • Раздаточные и демонстративные материалы
  • Информационный уголок для родителей

Кабинет  соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников

  1. Консультативное пространство оснащено  журнальным столиком и стульями.
  2. Игровое пространство включает полки с игрушками, ковровое покрытие,  столы и  детские стульчики.
  3. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, стеллажами  для книг и пособий, шкафом для рабочих папок.
  4. Зона релаксации оснащена подушками.

   

Литература подобрана по следующим разделам:

  • по общей психологии (включая словари);
  • по детской психологии и возрастным особенностям детей;
  • коррекционно-развивающая;
  • по диагностике уровня развития детей;
  • для родителей;
  • периодические издания;

—        по организации психологической службы в ДОУ.

Игровое пространство включает:

  1. паззлы;
  2. пирамиды, матрешки;
  3. сюжетные кубики;
  4. куб форм (с прорезями);
  5. различные головоломки;
  6. «Умные шнуровки»
  7.  Зеркало
  8. тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие»,  «Четвертый — лишний», «Логический поезд».

9)набор руковичек «Эмоции»

  1. различные виды кукол:
  • резиновые ( с пищалками)
  • мягкие (девочка, медвежонок, леопард, коровка, бычок, щенок)
  • мальчик и девочка;

12)        игрушки-сюрпризы с включением движения, цвета и звука;        

13)        наборы маленьких игрушек :

  • дикие животные;
  • домашние животные;

14)разнообразный художественный материал: краски, фломастеры, карандаши)

15)диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

16)мягкие подушки

  1. волшебный мешочек
  2. сюжетные картинки.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ

  1. Агафонова И. Готовимся к школе
  2. Венгер А. и др. Готовность детей к школе – диагностика психического развития  и коррекция его неблагоприятных вариантов
  3. Забрамная С. От диагностики к развитию
  4. Захаров А. Происхождение детских неврозов  психотерапия
  5. Лебединская К. и др. Диагностика раннего детского аутизма
  6. Максимова Н. и др. Курс лекций о детской патопсихологии
  7. Марцинковская Т. Диагностика психического развития детей
  8. Немов Р. Основы психологического консультирования
  9.  Пособие «Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью»
  10. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании
  11. Розенцвейг С. Фрустрационный тест рисуночных ассоциаций
  12. Семаго Н  др. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения
  13. Семаго Н.  др. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога
  14. Программа «Тропинка к своему Я»
  15. Программа «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг достижений воспитанников за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы

Цель: выявить уровень усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по реализации образовательной программы «Радуга».Используемые методы: ди...

Годовой план МБДОУ "Чебурашка" на 2017-2018 учебный год, 2018-2019, 2019-2020 учебный год

Годовой план детского сада на 2017-2018 учебный год.Годовой план муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» (далее по тексту-ДОУ...

Журналы диагностики педагогического процесса детей средней, старшей, подготовительной группы «Г» «Солнышко» на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный год

Журналы  диагностики педагогического процесса  детей средней, старшей, подготовительной группы  «Г» «Солнышко»  на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный г...

Результаты психолого-педагогического мониторинга за 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные года.

Ежегодно в детском саду мной совместно с воспитателями проводится психолого-педагогический мониторинг развития детей, предусмотренный ООП ДОУ.  Данный мониторинг проводится в начале и конце учебн...