ребёнок готовится заговорить
консультация по коррекционной педагогике на тему

ребёнок готовится заговорить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_gotovitsya_zagovorit.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

Ребенок готовится заговорить

К концу первого года жизни ребенок произносит первые слова. "Скажи: ма-ма! ма-ма!" -учат его родители, и, наконец, наступает момент, когда он повторяет: "Ма-ма!" Не думайте, однако, что обучение малыша речи началось только теперь, когда он стал повторять за вами слова.

Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полуторамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями.


У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций:

Возраст ребенка

Голосовые реакции

1,5 м.

Гуление: а-аа и т. п.

2-3 м.

г-у, ш-и, бу-у, зы и др.

4 м.

Свирель- аль-ле-е-лы-aгы-аы и т. п.

7-8,5 м.

Лепет: произносит слоги (ба-ба. да-да-да и т. п.)

8,5-9,5м.

Модулированный лепет - повторяет слоги с разнообразными интонациями


Обучение артикуляции звуков речи - очень сложная задача, и, хотя упражняться в произнесении звуков ребенок начинает с полуторамесячного возраста, ему требуется почти три года для того, чтобы овладеть этим искусством. Предречевые реакции являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку удовольствие; он упорно, на протяжении многих минут повторяет один и тот же звук и таким образом тренируется в артикуляции звуков речи. 

Обычно при первых же проявлениях гуления мать или кто-то из близких начинает "разговаривать" с младенцем, повторяя: "а-а-а! а-гу!" и т. д. Малыш оживленно подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию все более сложных предречевых реакций, когда ребенок начинает произносить целые монологи лепета. Если же с ребенком не занимаются, то гуление и лепет у него довольно скоро прекращаются.
Очень большое значение имеет здесь эмоциональная реакция взрослого. Если он выражает мимикой и интонацией удовольствие, радость, когда ребенок имитирует звуки, то успехи будут особенно значительны. Уже с первых месяцев одобрение взрослых является сильным стимулом для детей.
Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда общение перебивается шумом( громкой музыкой, криками других детей, и т.д.)с ребенком занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. 


Есть еще одно условие, которое, вероятно, известно многим, но тем не менее очень часто не соблюдается - и не только в семье, но и в детских учреждениях:
ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который разговаривает с ним. 

В жизни, к сожалению, постоянно приходится наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. "Ary-у, агу-у, Оленька!" - говорит мама, а сама в это время наклонилась над шитьем. Между тем если малышка не видит мамину артикуляторную мимику, то не может воспроизвести и звуки, которые она произносит. Вот почему 2-3 минуты, полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры между делом.

На восьмом месяце дети начинают по нескольку минут подряд повторять слоги; "да-да-да-да", "та-та-та-та" и т. д.

Нужно иметь в виду, что лепет очень связан с ритмическими движениями: ребенок ритмически взмахивает руками (часто стучит при этом игрушкой) или прыгает, держась за перила кроватки (манежа). При этом он выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, умолкает. Очень важно поэтому давать ребенку свободу движений - это способствует не только тренировке его моторики, но и развитию предречевых артикуляций.

Весьма существенны также осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него четкой артикуляции звуков речи задерживается. Очень часто ребенок, который постоянно питается котлетами из рубленого мяса, овощными пюре, протертыми яблоками и т. д., не только в раннем детстве имеет вялую артикуляцию звуков, но сохраняет ее и впоследствии.


                                                                                   
Источник: книга М. Кольцовой

                                                                                                                           "Ребенок учится говорить"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ваш ребёнок готовится стать школьником".

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,вниманию, памяти....

Консультация для родителей "А Ваш ребёнок готов к школе?"

В консультации раскрыты этапы формирования школьной зрелости старших дошкольников....

Ваш ребёнок готовится к школе

Консультация кторорая может быть использована для создания  папки-передвижки...

Консультация для воспитателей "Ребёнок готов к школьному обучению"

В этой консультации подробно рассказано,по каким параметрам можно судить воспитателю о готовности ребёнка подготовительной группы к школе.По каждому разделу, даны рекомендации....

консультация для родителей: "КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЁНОК ГОТОВ ИДТИ В ШКОЛУ, И ЧТО ОН ДОЛЖЕН УМЕТЬ К ПЕРВОМУ КЛАССУ".

Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу....

Консультация для родителей"Как помочь ребёнку быстро заговорить"

Первые слова малыша вдохновят большинство родителей.Ничего удивительного—ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.Когда ребенок начнёт говорить, и как он з...