Ваш ребёнок готовится к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Алена Валерьевна Чегодаева

Консультация кторорая может быть использована для создания  папки-передвижки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребёнок готовится к школе

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Основные причины подобного явления - нарушения фонематического восприятия, дефекты произношения,  также      несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо       представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков,  звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь    (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучать его звуковому анализу и синтезу, что возможно лишь при развитом фонематическом слухе (способности воспринимать и различать звуки речи).

Бывает так,  ребенок чисто произносит все звуки речи, но повторяет три близких по звучанию слова (бак-бык-бок или миска-мишка-мышка),или слоговые ряды (па-ба-па, ша-жа-ша, ра-ла-ра и т.д.), или слова со сложной слоговой структурой (велосипедисты, транспорт, Михайлович и т.д.) с многочисленными ошибками. Это указывает на то, что несформировано фонематическое восприятие. При внешне благоприятной картине произношения у ребенка в школе могут возникнуть трудности с письмом.

Несовершенное фонематическое восприятие тормозит,   усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Определение уровня развития фонематического слуха

1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается  от других:

  • рама, рама, рама, лама, рама;
  • лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;
  • колобок, колобок, коробок, колобок;
  • оклик, оклик, окрик, оклик;

  • сок, сок, ток, сок;
  • коса, коса, лоза, коса;
  • рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;
  • сытый, сытый, шитый, сытый;

  • чёлка, чёлка, щёлка, чёлка;
  • чадить, чадить, щадить, чадить;
  • чикать, чикать, чикать, шикать;

-        почесть, почесть, по шесть, почесть;

  • гора, гора, кора, гора;
  • голос, голос, колос, голос;
  • храп, храп, краб, храп;

2. Повтори за мной:

га - га - ха                        та – та - да

ла – ма – ла                      ша – жа - жа

са – са - за                        са – ца - ца        

3.Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук:

Ш – Ш – С – Ш                 С – С – З – С

Г – Г – Г – К – Г                Д – Д – Д – П

Когда услышишь другой слог:

га - га - га - ха

мy - му - му – жу

4. Какое слово встречается чаще других:

Мяч - октябрь - туча - мяч - медведь - пальто - мяч

Если ребёнок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо.

Если же с какими - либо заданиями не справился или затруднялся, значит нужно продолжать развивать фонематический слух.

Игры на развитие фонематического слуха

1. Определи первый звук в слове. Учить детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

2.Поймай последний звук в ладошку. Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. "Какой звук поймал в ладошку?"

З.Горлышко болит.  Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.

4.Кто это?  Я загадала слово. Повторяй за мной звуки:
м...ы...ш...        мь....и....ш...к...а...      ль...и...с..а...

5.Назови слово по звукам. Кот - к... о... т..., лес - ль...э...с...

6.Встречу слово на дороге - разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Или, поймав мяч, говорит сколько слогов в слове, называет их и бросает мяч обратно).

7.Звуковая цепочка. «Свяжем мы из слов цепочку- не дадим поставить точку». Назвать слово, выделяя последний звук: весна. Ребенок на последний звук придумывает свое слово: автобус. Вы продолжаете цепочку: слон – нос - сова...

8.Я знаю 5 слов на звук С (и другие звуки): слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет - четыре, санки - пять. (Можно проводить игру с мячом).

9.Где ты слышишь звук М в слове КОМММНАТА (в начале, в середине или в конце)? Желательно, чтобы ребенок говорил полным предложением: Я слышу звук  М в середине слова.

10. Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Я произнесу первую часть слова, а ты – вторую: са - хар, Са - ни. Я произнесу первую часть слова, а ты все слово: ша -  шары.

11. ПЯ - Какую букву напишешь после П –А или –Я?

      ЛЮ – Какую букву напишешь после Л –У или –Ю?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок идёт в школу: готов ли он? (памятка для родителей)

15 знаний ребёнка перед поступлением в школу. Рекомендации по развитию мотивационной, волевой и интеллектуальной готовности к школе....

Консультация для родителей "А Ваш ребёнок готов к школе?"

В консультации раскрыты этапы формирования школьной зрелости старших дошкольников....

Что значит "ребёнок готов к школе"?

Данный материал поможет родителям понять готов ли их ребёнок к школе....

Интерактивный плакат для родителей "А ваш ребёнок готов к школе?"

Данный плакат ориентирован, прежде всего, на пап и мам, которые хотят подготовить своего ребёнка к школе, сделать его умным, сообразительным, самостоятельным.Кроме того, он будет полезен и воспитателя...

Консультация для родителей «Помогаем ребёнку готовиться к школе»

Консультация для родителей «Помогаем ребёнку готовиться к школе»...