Главные вкладки

    Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
    картотека по коррекционной педагогике на тему

    Афанасьева Ирина Михайловна

    Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_na_razvitie_myshleniya.docx629.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр на развитие мышления

    Подготовила педагог- психолог:

     Афанасьева Ирина Михайловна

    Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

    •  “Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий).
    • Оканчивание слов” (учить заканчивать слово по начальному слогу).
    • “Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
    • “Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
    • “Антонимы” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый - легкий”, “сильный -слабый”, “легкий - тяжелый и др.).
    • “Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы.
    • Загадки.

    Чего не хватает?

    Цель: развитие способности детей на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

    п9п10

    Описание задания: Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какой предмет должен быть в пустой клеточке”.

    Сыщик

    Цель: способствует развитию умения декодировать информацию.

    Дидактический материал: Схема с изображением кабинета психолога. На схеме отмечен стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван. Крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

    Описание задания: Психолог говорит ребенку: “ На листочке нарисован план этого кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул. Этот прямоугольник - диван. Это - дверь. Это-шкаф. Это-окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти эту игрушку”.

    Сравнение предметов

    Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

    Описание задания: Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов:

    1. Муха и бабочка.

    2. Стол и стул.

    3. Книга и тетрадь.

    4. Вода и молоко.

    5. Собака и белка.

    Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Нужно задать ребенку вопросы: “Ты видел бабочку? А муху?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем отличаются друг от друга?”

    Четвертый лишний

    Цель: развитие умения детей классифицировать предметы по существенным признакам.

    Дидактический материал: 5 карточек. На каждой карточке изображены

    четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким - либо общим признаком, а четвертый предмет - лишний.

    Варианты карточек:

    1. Сапог, тарелка, тапок, ботинок.

    2. Вилка, тарелка, яблоко, кастрюля.

    3. Яблоко, глуша, виноград, огурец.

    4. Помидор, морковь, машина, картофель.

    5. Шапка, машина, самолет, поезд.

    Описание задания: Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Психолог говорит: “Посмотри на эти предметы. Их - четыре. Три предмета -как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет - лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет. Если ребенок затрудняется, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок - это обувь, а тарелка - это не обувь, а посуда.)

    Четвертый лишний 2

    Цель: развитие умения детей классифицировать предметы по существенным признакам.

    Дидактический материал: 5 карточек. На каждой карточке изображены четыре предмета. Три предмета связаны между собой каким - либо общим признаком, а четвертый предмет - лишний.

    Варианты карточек:

    1. Огурец, капуста, пирожок, свекла.

    2. Ручка, пенал, карандаш, фломастер.

    3. Тетрадь, журнал, книга, газета.

    4. Мальчик, девочка, мужчина, дедушка.

    5. Лампа, свеча, торшер, фонарик.

    Описание задания: Ребенку поочередно показывается каждая карточка. Психолог говорит: “ Посмотри на эти предметы. Их - четыре. Три предмета - как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее. А четвертый предмет - лишний. Назови и покажи липший предмет.

    Сложи узор

    Цель: развитию у детей способности к анализу и самоанализу, умению решать нестандартные задачи, расширению интеллектуальных способностей.

    Дидактический материал: Кубики Б. П. Никитина “Сложи узор”.

    Описание задания: Ребенку предлагаются поочередно три первых картинки с нарисованными на них узором. Ребенок должен из кубиков выложить точно такой же узор.

    Найди лишнее слово

    Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

    Описание задания: Ребенку читают серию слов, состоящую из четырех слов. Три слова - однородные, объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

    Варианты серии слов:

    1. Храбрый, злой, смелый, отважный.

    2. Яблоко, слива, огурец, груша.

    3. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

    4. Платье, свитер, шапка, рубашка.

    5. Береза, дуб, сосна, земляника.

    6. Мыло, мочалка, шампунь, веник.

    Тонет - не тонет

    Цель: на развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.

    Дидактический материал: Таз с водой. Пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный шарик и металлический шарик; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.

    Описание задания: Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он “утонул”, потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и спрашивают: “Какой шарик тяжелее, а какой легче?”, “Какой шарик утонет, а какой - нет?”. Ребенок опускает шарики в воду. Тот же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем, ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее; какой предмет утонет, а какой - нет. Предметы опускаются в воду.

    Угадай предмет

    Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

    Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

    Описание задания: Психолог поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого предмета, изображенного на картинке. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того, как все картинки будут проанализированы, психолог забирает картинки себе. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на этой картинке (ребенок картинку не видит). Ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

    Мячик

    Цель: развитию аналитического мышления.

    Дидактический материал: мяч.

    Описание задания: психолог говорит ребенку: “Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, я должна бросить мяч тебе обратно и назвать слово, которое подходит к названному тобой слову”, например: тучка - дождик, хлеб - нож, конура- собака, варенье - банка и т.д.”.

    Мостик

    Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

    Дидактический материал: 5 пар картинок. 1 пара: лес, гриб. 2 пара: книга, мальчик; 3 пара: ваза, цветы; 4 пара: плита, кастрюля; 5 пара: пуговица, иголка.

    Описание задания: Психолог показывает первую пару картинок и говорит, что эти две картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое бы, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками “лес” и “гриб” мостиком может быть слово “растет” (гриб растет в лесу и т.д.).

    Аналогии

    Цель: развитию аналитического мышления.

    Дидактический материал: мяч.

    Описание задания: психолог говорит ребенку: “Сегодня я буду бросать тебе мяч и называть любое слово, а ты должен бросить мяч мне обратно и назвать слово, которое подходит к названному мною слову.

    Игры ТРИЗ развивают логическое мышление, воображение, речь.

    «Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы)

    Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

    Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что может слон?

    Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

     «Мои друзья» (проводится с начала средней группы)

    Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

    Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

    Ведущий ребенок.

    Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.

    Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

    Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

    Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

    «Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы)

    Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

    Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

    Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

    Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

    Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

    Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

     «Раньше – позже» (проводится со 2 младшей группы)

    Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

    Ход игры:

    Воспитатель: посмотрите, какая  медведя сделана берлога?

    Дети: Большая, крепкая, добротная.

    Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

    Дети: Ее не было, росли деревья.

    Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

    Дети: Росли маленькие ростки.

    Воспитатель: А еще раньше?

    Дети: Семечки в земле.

    Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

    Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

    Игры на выявление подсистемных связей

    «Где живет?» (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

    Воспитатель: Где живет медведь?

    Дети: В лесу, зоопарке.

    Воспитатель: А еще?

    Дети: В мультиках, в книжках.

    Воспитатель: Где живет собака?

    Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

     «Что можно сказать о предмете, если там есть…»(проводится с середины  средней группы)

    Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

    Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

    Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

    Дети: Кошка, котенок.

     «Хорошо – плохо» (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

    Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

    Ход игры:

    Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

    Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

    Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

    Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

    Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

     «На что похоже» (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

    Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

    Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

    Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

    Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

     «Теремок» (проводится со средней группы)

    Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

    Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

    Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

    Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

    Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

    Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

    Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

    Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

    Различия у объектов живого мира

    Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

    Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

    Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

     «Найди друзей» (проводится с середины средней группы)

    Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

    Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

    Ход игры:

    Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

    Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

    Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

    Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

    Игра  «Один – много»

    Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

    Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).

    -Чего в расческе много? (зубчиков)

    Аналогично: -коробка                       стол                        

                          -книга                            дерево                    

                           -ковер                           дом

                          -клубок                          цветок

                          -морковь                        дом

    Игра «Назови часть предмета» (со 2 младшей группы)

    Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

    Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

    -ДОМ.

    Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

    - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

    Игра «Паровозик» (со 2 младшей группы)

    Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход:  Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

    Например, Человек:

    1 карточка – младенец

    2 карточка – дошкольница

    3 – девочка-подросток

    4 – девушка

    5 – женщина

    6 – старушка .       («Поезд времени»)

    Игра «Кто (что)  это такое может быть?» (с 4-х лет)

    Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

    Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

    Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

    (утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

     

    - и легким и тяжелым;

    - и длинным и коротким;

    - и гибким и твердым;

    - и гладким и шероховатым;

    - и мягким и твердым;

     - и острым и тупым.

     

    Игра «Гирлянда» (со 2 младшей группы)

    Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

    Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

    Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

    - Лягушка какая?

    Ребенок отвечает: - Зеленая.

    От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

    - Зеленая кто (что)?

    Ребенок отвечает: - Трава.

    - Трава что делает? (растет)

    - Растет что (кто)? (ребенок)

    - Ребенок какой? (веселый)

    - Веселый кто бывает? (клоун)

    - Клоун что делает? (смеется)

    И т.д.

    Игра «Что было бы, если убрать часть?»

    (со средней группы)

    Игра «Кто кем будет?» (со средней группы)

    Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

    Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

    - кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»

    При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

    - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

    За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

    Игра «Кем был раньше?» (со средней группы)

    Цель: учить называть прошлое предмета.

    Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).

    Игра «Как много всего сделал человек» (со средней группы)

    Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

    Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

    Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

    Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

    Дети называют сектора:

     

    игрушки

    одежда

    посуда

    здания (сооружения)

    транспорт

    мебель

    бытовая техника

     

    Игра «Узнай меня»

    Цель: учить описывать предмет, не называя его.

    Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

    Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

    Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

    - Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

    Игра «Изобретатель» (со старшей группы)

    Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

    Ход: 10 картинок предметных.

    1.        рассмотреть каждый предмет и его функцию.

    2.        «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».

    3.        Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.

    4.        Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

    Затем обсудить функцию нового предмета.

    Игра «Поезд» ( со средней группы)

    Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

    Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

    Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

    1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).

    2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

    Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

    Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.

    Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

    Игра « Как это раньше делалось?» (с подготовительной группы)

    Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.

    Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?

    ( чтобы человеку было светло, когда он пишет)

    - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)

    - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).

    - как это раньше делалось?  ( на телеге, верблюде)

    Игра «Соедини нас» (с подготовительной группы)

    Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

    Ход: Ведущий предлагает детям 2  слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

    Например: газета – верблюд.

    - Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

    - Что написано в газете про верблюдов?

    - Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

    Варианты:

     Банка – река

    Ножницы – дорога

    Линейка – книга

    Огонь раковина

    Карандаш – замок

    Шляпа – мост

    Солома – телевизор

    Утюг – трамвай.

     

    Игра «Путаница»

    Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

    Ход:

    - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

    Например:

    Летит колючий крокодил. (снег)

    Висит зеленая собака. (слива)

    Самолет ползет по рельсам. (поезд)

    Мальчик ест скакалку. (конфету)

    Летит воздушный диван. (шар)

    Рычит лохматый слон. (пес)

    Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

    Дверь открывают вилкой. (ключом)

    Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

    Мама сварила вкусный стол. (суп)

     

    Игра «Цепочки ассоциации»

    Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

    Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

    Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

    Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

    Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

    Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

    Зеленое и прыгучее…

    Холодное, белое …

    Игра «Перевирание сказки»

    (с подготовительной группы)

    Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

    Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».

    Например: Сказка «Царевна-лягушка».

    -Было у отца 3 сына. (не 3 ,а 20)

    -Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.)

    -Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)

    -Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку)

    -У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке)

    -У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.      

    (в магазин, попала в бутылку молока)

    -У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров)

    Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.

    Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

    Игра « Что в чем?» (со 2 младшей группы)

    Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

    Ход: - Ребята, кнопка часть чего?  (звонка, куртки, листочка, баяна).

    - листочек  (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

    - Лампочка  (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

    - экран  (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

    Дети должны назвать не менее 5 систем.

    Игра «Что умеет делать?» (со 2 младшей группы)

    Цель: учить выделять функцию объекта.

    Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

    Например:

    Ведущий : - Ромашка.

    Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

    Ведущий: - Занавеска.

    Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

    Игра «Вопрос – ответ»

    (со средней группы)

    Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.

    Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.

    Например:

    - Почему снег белый?

    - Почему лягушки квакают?

    - Сколько голов у Змея-Горыныча?

    - Чей сын цыпленок?

    - Сколько хвостов у двух ослов?

    Ответы могут быть точными или творческими с фантазией.

    Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой)

    Цель: развивать внимание.

    Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

    2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».

    3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.»

    Игра «Мир вокруг нас»

    (со средней группой)

    Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

    Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

    Например:

    Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

    Утюг       – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.

    Камень    – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

    Игра «Чем мы похожи»

    Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.

    Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства.

    Например:

    1.пчелка

    2.бутылка с молоком

    3. ножницы

    4.собачка

    Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.

    Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко …

    Дети находят сходства:

            по запаху;

            цвету;

            вкусу;

            ощущению на ощупь;

            по сходным частям;

            размеру;

            функции;

            среде обитания (месту применения);

            по наличию прошлого и будущего;

            природное или рукотворное.

    Игра «Четвертый лишний»

    Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

    Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

    Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).

    А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ?  ( банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).

    Примечание:  сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.

    Игра «Дорисуй картинку»

    Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

    Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».

    Например:

    Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.

    Игра «Пинг-понг» (наоборот)

    Цель: учить подбирать слова-антонимы.

    Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.

    Например:  Словарик для детей 4-5 лет:

    Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.

    Словарик для детей 5-6 лет:

    Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.

    Словарик для детей 6-7 лет:

    Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый.

    Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.

    Игра «Именной шифр» ( с подготовительной группой)

    Цель: закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки.

    Ход:  предложить написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по составу букв.

    Например: Света                                         - количество букв в слове

    -сколько одинаковых букв в слове.

    Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые.

    Игра «Чем был – чем стал?» (средняя группа)

    Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.

    Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении.

    Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал …

    Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине.

    Игра «На что похоже?»

    Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

    Ход: Ведущий  предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

    - На что похоже?

    Дети предлагают свои варианты ответов.

    Например:    

                                       Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

                                       тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,        

                                       колесо.

    Можно предложить  назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование обра...

    Научная статья "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"

    У детей дошкольного возраста значительную роль играет действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Круг мыслительных задач в этом возрасте расширяется особ...

    Картотека игр на развитие мышления для детей дошкольного возраста

    Игра - любая игра! - развивает творческие и мыслительные способности малыша, учит и терпению, и настойчивости, развивает чувство юмора.Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным зан...

    Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста

    Конструктивные игры для детей 3-4 го года жизни.«Геометрические фигуры»Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышк...

    Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста

    Картотека игр для развития мышления  у детей дошкольного возраста...

    Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста

    В картотеке представлены игры для развития мышления у детей дошкольного возраста. Подобранные игры и задания позволяют сделать работу ребенка более динамичной, насыщенной и менее утомительной, а значи...

    Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

    Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский...