" Нелепые ситуации" в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта
статья по коррекционной педагогике на тему

Каретина Елена Валерьевна

Рассматривается вопрос развития образного мышления , наглядно - образного и словесно - логического на примере сравнительной характеристики нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с УО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nelepye_situatsii.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

« Нелепые ситуации» в работе по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта

Нормально развивающийся ребёнок шестого года жизни использует наглядно – действенную, наглядно – образную и словесно – логическую формы мыслительной деятельности. Наиболее развитым является образное мышление: дети способны представлять предметы в различных пространственных положениях, менять мысленно их взаимное расположение и т.д. Формирование же словесно – логического мышления позволяет строить умозаключения на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Это, пожалуй, и отличает прежде всего здоровых детей от умственно отсталых, олигофренов. Их словесно – логическое мышление развивается замедленно; кроме того, до конца дошкольного возраста они не владеют умением решать наглядно – образные задачи. Недоразвитие словесно – логического мышления связано также с несформированностью грамматического строя речи, бедностью словаря и нарушением фонематического слуха; это приводит к тому, что дети часто не понимают, понимают неточно или искажённо обращённую к ним речь.

В своей работе мы использовали «нелепые ситуации» ( рекомендованные пособии для логопедов : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/Под ред. Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.- М.: Просвещение, 1990).

« Нелепые ситуации « широко используются в практике исследования критичности мышления у детей и взрослых ( А.Н. Бернштейн).Подробно описала этот иетодический приём применительно к здоровым детям 5 – 7 лет и умственно отсталым ( 1 класс вспомогательной школы) С.Д. забрамная.

Но, опираясь на опыт, можем сказать, что нецелесообразно использовать традиционные нелепицы с развитым сюжетным содержанием в обучении умственно отсталых детей 6-го года жизни из-за недостатков их зрительного внимания( значительное сужение объёма, трудности распределения и переключения).А вот применение экспозиций из указанного выше пособия ( фрагментарность изображения, которая облегчает концентрацию внимания на неперегруженном информацией объекте восприятия) даёт хорошие результаты.

 «Нелепицы» позволяют выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, объём, переключаемость внимания, способность использовать прошлый опыт, строить суждение, а составляемые при этом логико – грамматические конструкции дают информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а также словесно – логического мышления.

Экспозиция – это пары из верного и неверного, « нелепого» изображения. Первым показывается неверное изображение. Если ребёнок в течение 30 секунд ничего не « замечает», ему предъявляется второе , верное изображение.

Работа ведётся с детьми одного возраста:

  • здоровыми, посещающими старшую группу детского сада
  • умственно отсталыми , чей первичный диагноз « Задержка психического развития органического генеза
  • детьми с ЗПР , которые посещали обычные группы в детских садах, речевые группы и группы для детей с ЗПР

Здоровые дети во время работы с « нелепицами» эмоционально оживляются, рассуждают, фантазируют, не скрывают,2 как это смешно», и, не дожидаясь показа верной картинки, обосновывают неверность изображения, объясняя, как должно быть на самом деле. Познавательный интерес достаточно выражен, быстрая переключаемость внимания от одного изображения к другому , что позволяет строить развёрнутые высказывания и проявлять развитую мотивацию к общению.

Умственно отсталые дети остаются эмоционально безразличными, переворачивая картинки обратной стороной, отвлекаясь, быстро отводя взгляд, не проявляя познавательного интереса, формально «ждут» предъявления следующей пары картинок. Даже после прямых подсказывающих вопросов типа « Правильно ли нарисовал художник?», « Так бывает или нет?» они не осмысливают неверность изображения.Значит формальные знания не позволяют умственно отсталому ребёнку самостоятельно решать мыслительные задачи.Они не осознают сути задания, упрощают его, искажают. Их мышление нецеленаправленно. В процессе выполнения задания они « уходят» от поставленной цели, « застревают» на каком – либо частном фрагменте( часто путают волка с лисой, мышку – с собачкой, козу – с коровой).Кроме того, дети не различают эмоциональных состояний персонажей ( радость, страх, удивление, восторг и пр.)

Указанные ошибки связаны с неразвитым представлением об окружающем , неумением использовать прошлый опыт, что обусловлено недоразвитием психических функций.

Речевые высказывания детей отличаются бедностью, непоследовательностью, нелогичностью. Грамматическое оформление фраз ( как правило состоящих из одного – двух слов) чаще всего нарушено.До вопроса « Почему?» некоторые дети могут начать высказывание с союза « потому что» ( что характерно для умственно отсталых детей).

У детей данной категории нет понимания обращённой к ним речи, недоразвита мотивационная сторона речи: дети почти не вступают в общение по собственной инициативе.

Даже тогда, когда дети узнавали изображенное, из-за неспособности выполнять операции сравнения они так и не смогли установить и обосновать их нелепость.

Дети с ЗПР в большинстве своём участвуют в игре безынициативно, без выраженного эмоционального реагирования.Их высказывания могут быть логически правильными, но скупыми по содержанию.Они могут отрицать правильность нелепого изображения, могут противопоставлять-сами или с помощью педагога- картинки; в противоположность «нелепице» часто говорят сами, как должно быть.Речевая мотивация заметно снижена при предъявлении первых двух пар экспозиций, потом дети начинают хорошо ориентироваться в задании. Беседы с педагогом позволяют обнаружить у детей снижение предпосылок к обучению.

Итак, экспозиции с «нелепыми ситуациями» применяются в основном  в коррекционной работе дошкольных логопедов. Воспитатели, используя их в дополнение к другим методам, могут убедиться в том, что они помогают отличить нормальное от патологического развития дошкольников 6-го года жизни.Это особенно актуально при обследовании детей группы риска( задержка психического развития), у которых нет характерного для умственно отсталых выраженного недоразвития речи, и её относительная сохранность маскирует лёгкие формы умственной отсталости, что может повлечь диагностические ошибки.

Экспозиции, увеличенные в размерах, а также изготовленные профессионалами – художниками как в чёрном, так и в цветном изображении, могут использовать дефектологи, логопеды, воспитатели, работающие с детьми,у которых имеются проблемы с интеллектуальным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с нарушением интеллекта

В материале освещена проблема обучения детей с различной степенью умственной отсталости. ...

Особенности мышления детей с нарушениями зрения

quot;Частичная или полная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывае...

Презентация "Особенности развития детей с нарушением интеллекта"

Презентация-доклад "Особенности развития детей с нарушением интеллекта". Умственная отсталось....

«Особенности мышления детей с нарушениями интеллекта»

Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта  важно диагностировать н...

Особенности развития детей с нарушением интеллекта

учебно-методический материал по коррекционной педагогике...