Особенности мышления детей с нарушениями зрения
консультация по теме

Можаева Оксана Петровна

"Частичная или полная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития." 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности мышления детей с нарушениями зрения

Слайд 2

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Слайд 3

Психические процессы познавательные эмоциональные волевые ощущения восприятия память представления мышление внимание речь воображение эмоции чувства механизмы волевых действий волевые качества

Слайд 4

Мышление - высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего.

Слайд 5

Мышление соотносит данные ощущений и восприятия:

Слайд 6

Основные мыслительные операции анализ синтез сравнение сериация обобщение классификация абстракция Конкретизация Индукция

Слайд 7

Слепота или слабовидение обуславливает своеобразие в формировании детских восприятий и представлений, в развитии двигательной активности, что влияет также и на другие стороны их познавательной деятельности, в том числе и мышление.

Слайд 8

Выпадение или серьезное нарушение функций зрения затрудняют процесс восприятия, и частности формирование целостного образа. В связи с этим слепым приходится производить дополнительную по сравнению с нормально видящими работу, преодолевая, в частности, относительную сукцессивность , фрагментарность и схематизм осязательных образов. Таким образом, с помощью мышления можно в значительной мере возмещать недостатки чувственного опыта.

Слайд 9

Из выше изложенного, мы видим: наиболее характерной особенностью мышления детей дошкольного возраста с нарушениями зрения является дивергенция, т.е. расхождение двух взаимопереплетённых и взаимообуславливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического. Это приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения. ребёнок дошкольного возраста овладевает всеми видами мышления, но образное мышление является основным ; ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным ; у ребёнка дошкольного возраста идёт интенсивное формирование и совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения. Анализ становится всё более обобщённым и точным ; на основе аналитико-синтетической деятельности у ребёнка возникают более сложные операции мышления, такие как классификация, сериация и прочие.

Слайд 11

Коррекционные цели и задачи наглядно-действенных пособий: Развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений; Совершенствование способов зрительного обследования; Формирование способов обследование предметов; Формирование обобщающих понятий; Расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; Формирование сенсорных эталонов, обучение навыкам использования этих талонов при анализе качеств и свойств предметов; Развитие сенсорных обследовательских действий; Развитие таких сенсорных операций как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и др. Развитие способности оценивать глубину пространства; Развитие сенсорно-моторной координации; Развитие и совершенствование моторики пальцев рук.

Слайд 12

Творческий подход – вот один из наиболее важных приёмов развития мышления на любом этапе развития. Необходимо поддерживать любую творческую инициативу, это активизирует развитие мышления любого ребёнка.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельн...

Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье

Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Образовательная программа по развитию логического мышления детей с нарушениями зрения 6-7 лет "Логическая мозаика"

Образовательная программа по развитию логического мышления детей с нарушениями зрения 6-7 лет "Логическая мозаика"...

Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"...