Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

    Бабич Янина Анатольевна

    Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

    Конспект родительского собрания

    в группах компенсирующей направленности

    для детей с нарушением зрения

    на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения».

                                                              Подготовили и провели:

                                                     педагог – психолог

                                                                 Бабич Янина Анатольевна

                                                                                        учитель – логопед

                                                                 Бибик Ирина Анатольевна

        учитель – дефектолог  (тифлопедагог)

                                                                                        Чекурина Елена Анатольевна

    г. Зеленогорск, 2016 г.

    Слайд 1.    Родительское собрание в группах компенсирующей направленности

    для детей с нарушением зрения

    на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения».

          Перед началом собрания родителям раздаются заклейки.

    Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания «Особенности развития детей с нарушением зрения». Для того чтобы более точно понять в чем же заключается особенность в развитии ваших детей и прочувствовать состояние своих детей предлагаем вам наклеить на один глаз заклейку.

    1. Вводное упражнение «Грецкий орех».

    Сейчас перед вами из мешочка будут высыпаны грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок, прожилки, дефекты, т.е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти (в центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)

    Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на стол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.         

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    - По какому принципу вы нашли свой орех? (цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

    - Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех?                        (запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т.д.)

    Вывод: На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, все очень разные и индивидуальные. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные  особенности и своя траектория развития. Нужно их только почувствовать и понять.

    2. Зрительное восприятие (беседа с родителями)        

    • Как вы думаете, в чем заключается особенность в развитии ваших детей? (ответы)
    • Связываете ли Вы эти индивидуальные особенности  именно с нарушением зрения? (ответы).

            Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  

    С помощью зрения мы получаем 90% информации об окружающем мире.

    •  Какую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью зрения? (ответы)

    2 слайд «Что видят наши глазки».

            Части суток; цвет предметов; форму; величину; движение и покой предметов; местоположение; направление движения; характер поверхности; объемные геометрические формы; удаленность предметов.

            

              Это все составляющие зрительного восприятия.

    Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

    Но так как у детей с нарушением зрения идет искаженное восприятие окружающей действительности, то все эти компоненты, за исключением световых (т.к. в наших группах нет детей тотально слепых) нарушены  в той  или иной степени.  

            В наших группах дети имеют такие зрительные диагнозы как:

    - Гиперметропия (дальнозоркость).

    - Миопия (близорукость).

    - Астигматизм

    - амблиопия и косоглазие.

            Попробуйте сейчас описать, как видят ваши дети при дальнозоркости, близорукости и астигматизме?

    Слайд 3 - 4. Как видят мир при дальнозоркости

    – патология рефракции глаза, для которой характерно формирование изображения предметов за сетчаткой глаза. То есть человек плохо видит находящееся вблизи, но при рассмотрении отдаленных объектов, в зависимости от степени дальнозоркости, человек может видеть их как четко, так и размыто.

            У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

    Слайд 5-6. близорукость

    – это дефект зрения или так называемая патология глаза, при котором изображение фокусируется перед сетчаткой глаза. Проще говоря, близорукость - это когда человек видит хорошо вблизи и с трудом видит вдаль. Удаленные предметы, которые видит человек, кажутся расплывчатыми, смазанными. 

            Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

    Слайд 7-8. астигматизм

    - заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей. 

    Слайд 9. амблиопия и косоглазие

    Амблиопия -  это понижение зрения без видимой анатомической или рефракционной причины. Встречается у 2/3 детей с косоглазием. При  косоглазии и амблиопии не происходит слияния корковых образов от обоих глаз в единый образ. Поэтому представление об окружающем мире при амблиопии и косоглазии формируется искаженным. Предметы воспринимаются не целостно, а иногда с добавлением лишних элементов в образе.

            Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что при нарушении зрения больше всего страдает зрительное восприятие, развитию которого нужно   уделять  особое внимание. Нужно постоянно беседовать с детьми о тех предметах и явлениях, которые их окружают. Давать детям исследовать предметы используя все сохранные анализаторы (тактильно, обоняние, слух).

    3. Пространственные ориентировки.        

    Упражнение «Телесная география» (в быстром темпе)

            Родители выстраиваются в шахматном порядке, чтобы свободно двигать руками и туловищем. Ведущий зачитывает задание и контролирует правильность его выполнения.

    • Протяни левую руку вправо вверх.
    • Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.
    • Хлопни правой рукой по левой коленке.
    • Коснись правой рукой левой ступни.
    • Поставь левую ногу вперед и вправо.
    • Правой рукой дотронься до левого плеча.
    • Коснись левой рукой самой верхней части туловища.
    • Сделайте 2 шага назад,  3 шага вправо и хлопните в ладоши.

    Обсуждение:

            Испытывали ли вы трудности при выполнении этого упражнения? Если испытывали, то в чем?

    Вывод:  Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми, у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов.

            В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня.  В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Безусловно, все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени. 

    Слайд 10 Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

    - что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.

    - какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.

    - какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.

    - что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.

    Ребенка просят выполнить задания:

    - подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.

    - дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.

    - хлопни руками над головой. 

    Слайд 11 Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу).

    (впереди меня - стол, позади - шкаф, справа - дверь, а слева - окно, вверху - потолок, а внизу - пол).

            Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Представления о правом и левом складываться у ребенка между тремя и четырьмя годами. Под руководством взрослого ребенок выделяет и правильно называет свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую руку. Используя длительные ощущения своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

    - какая игрушка находится ближе всех к тебе? дальше всех от тебя?;

    - какие игрушки находятся дальше, чем зайчик? ближе, чем собачка?;

    - какая игрушка перед мишкой, какая после?

    Слайд 12 Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.

    Слайд 13. Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Слайд 14. Они выражаются понятиями о таких признаках предметов как форма, их протяженность (высокий-низкий, длинный-короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине).

    Слайд 15. Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Это смена времени суток, времен года, смена поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи). Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся.

    В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования фонематических процессов, лексико-грамматической и семантической сторон речи. Нарушается формирование пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно-падежных конструкций (Слайд 16) и слов с пространственным и временным значениями.

    Недоразвитие речи у детей с нарушениями зрения встречается значительно чаще, чем у нормально видящих сверстников. Расстройства речи у детей со зрительной патологией являются серьёзным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Среди детей с нарушением зрения и речи наиболее типичным является системное недоразвитие речи. Это – непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов, усвоенных на вербальной основе, эхолалии (автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз и даже целых предложений), неупотребляемость развернутых высказываний из-за отсутствия зрительных впечатлений. Несмотря на то, что обобщающие слова (Слайд 17) часто встречаются в речи детей, т. е. они являются наиболее освоенными. У большинства детей образы слов аморфны, недефференцированы. Их словарь не полон, беден, т. е. за словом не стоит конкретный образ.

    При выполнении заданий, входящих в логопедическое обследование у детей выявляются некоторые ошибки. При этом тип ошибок сочетается с определенными зрительными и зрительно-пространственными трудностями.

    Слайд 18.

    - Перцептивно-вербальные ошибки. 

    Ответ ребенка относится к той же категории, что и правильный (например, диван – «кресло»; балалайка – «гитара»; кувшин – «ваза»).

    Ответ с помощью обобщающего слова (кастрюля – «посуда»; ландыш – «цветок»; балалайка – «музыкальный инструмент»)

    В этих ответах отражается, прежде всего, недостаточное развитие связи «зрительный образ – слово», что может быть обусловлено трудностями переработки как зрительной, так и слуховой информации.

    - Фрагментарные ошибки (выделяется один или два фрагмента и по ним не опознается целое). Эти ошибки часто проявляются в задании на незаконченные изображения (например, ножницы – «ложка», «указка»; якорь – «стрелка», «дорожный знак», «шарик»). Такие ошибки свойственны детям с трудностью восприятия целостного образа.

    - Вербальные ошибки (обусловлены речевыми трудностями детей). Дети заменяют искомое слово описанием (кувшин – «для воды», весы – «чтобы измерять», чайник – «чай заваривать»), вновь придуманным словом, неологизмом (лейка – «поливалка») или словом, тематически связанным с искомым (лампа – «свет», «розетка»; лейка – «цветы»).

    Таким образом, тип ошибок связан с недостаточной сформированностью пассивного словаря и определенными зрительными и зрительно-пространственными трудностями.

    Слайд 19. При назывании действий, изображенных на картинках, наиболее распространенным типом ошибок так же являются близкие вербально-перцептивные замены (вяжет - «шьет», «плетет»; рубит - «пилит»). Такие ошибки свидетельствуют о том, что у детей не дифференцировано значение слова, точнее - его предметная отнесенность. Это может быть обусловлено бедностью как словаря (одному слову соответствуют разные зрительные образы), так и зрительных представлений (нескольким словам соответствует диффузный зрительный образ).

    Характерной особенностью словаря рассматриваемой категории детей является глагольная слабость, лексические замены, замены приставок и предлогов. Это связано с имеющимися у дошкольников трудностями анализа и синтеза ситуации, обусловленными несформированностью пространственной ориентировки и пространственных представлений.

    Слайд 20. 4. Социально бытовые ориентировки.

    Игра «Найди клад»

    - Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды. Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.

    - Если ваш ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под ваши команды он делает от двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д. Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти!

            Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. 

    Ознакомление детей с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметов по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д. По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Все это требует формирования все более и более сложных навыков по социально-бытовой ориентировке. 

    Вывод: Общаясь с ребенком, обращайте внимание на окружающую действительность, проговаривайте, рассматривайте с детьми все явления и предметы. Отвечайте на все детские вопросы, поддерживайте интерес и любознательность.

            На данном этапе воспитатели во 2 комп. группе проводят краткосрочные проекты. Уважаемые родители, помогайте детям, но не делайте всю работу за них, дайте самостоятельность при нахождении информации и выполнении задания (показ рабочей тетради Максима П. без указания имени и фамилии ребенка).

    Слайд 21. 5. Осязание, мелкая и общая моторика

    Упражнение «Дощечки» + упр. на координацию.

    Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за нарушений зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающих овладеть различными предметно-практическими действиями. Поэтому коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

    Наиболее интересной для детей деятельностью, является работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика),…..

            Родителям предлагается снять заклейки с глаз.

    • Опишите, свои ощущения во время работы с заклейками и что вы чувствуете сейчас, после того как их сняли.

    Вывод: Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, страхи, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Все это связано с тем, что дети данной категории подвержены серьезным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создает особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярной ориентации (у детей нарушается поле обзора из-за выпадения из работы одного глаза. Ориентация осуществляется одним глазом, поэтому значительная часть предметов зрением не анализируется), обусловливающей «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства, что ведет к фрустрации - неудовлетворенности в общении с окружающим миром. Все это провоцирует негативность эмоциональной сферы дошкольников данной категории.

            Поэтому правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. Ребенка не следует, с одной стороны, чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. С другой - нельзя уделять ему мало внимания и заботы. Помните, что это ваш ребенок. Да, развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным или менее нуждающимся в вашей любви и заботе. Любите вашего ребенка и радуйтесь ему!

    Терпения и удачи вам!

    Заключение. Упражнение «Светофор»

          На доске альбомный лист с таблицей из трех колонок.

    Интересно.

    Информация полезна.

    Не интересно.

    Я уже все знаю.

    Сомневаюсь.

    Остались вопросы.

          Каждый родитель получает фишки из самоклеющейся бумаги, трех цветов (зеленую, красную, желтую).

    Если тема и форма проведения собрания оставила положительные эмоции, и информация была полезной, родители наклеивают в соответствующую колонку зеленую фишку.

    Не интересно. Я уже все знаю - красную.

    Сомневаюсь. Остались вопросы (их можно задать) – желтую фишку.

     

    СЛАЙД  22     Спасибо за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Родительское собрание «Особенности развития детей с нарушением зрения» Педагог – психолог Янина Анатольевна Бабич Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Елена Анатольевна Чекурина Учитель – логопед Ирина Анатольевна Бибик

    Слайд 2

    Что видят наши глазки?

    Слайд 3

    Как видят мир при дальнозоркости

    Слайд 5

    Как видят мир при близорукости

    Слайд 7

    Как видят мир при астигматизме

    Слайд 9

    Как видят мир при амблиопии

    Слайд 10

    Первый уровень . Пространственные представления о собственном теле.

    Слайд 11

    Второй уровень . Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу).

    Слайд 12

    Третий уровень . Уровень вербализации пространственных представлений.

    Слайд 13

    Четвертый уровень . Лингвистические представления. Понимание пространственно – временных отношений Понимание причинно – следственных связей

    Слайд 16

    Предложно-падежные конструкции

    Слайд 18

    Взаимодействие зрительной и вербальной функций в процессе изучения словаря Перцептивно-вербальные ошибки Фрагментарные ошибки Вербальные ошибки

    Слайд 19

    «рубит», «пилит» «шьет», «плетёт» «жарит», «делает»

    Слайд 20

    Социально-бытовые ориентировки

    Слайд 21

    Осязание. Общая и мелкая моторика

    Слайд 22

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

    Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

    В данной статье описаны здоровье - сберегающие технологии, применяемые в дошкольном учреждении при работе с детьми, имеющими проблемы зрения, а так же коррекционная работа, направленная на сохранение ...

    НОД по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения)

    Тема:  Числа и цифры 1 - 7Цель – Закрепление навыков счета от 1 до 7.   Задачи:1.  Развивать  логическое мышление,  внимание, память,      речь,...

    Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

    Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

    Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

    «Здоровье-сберегающие технологии» - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Данные не утешительны: у 80% детей дошкольного возраста с...

    Перспективный план по взаимодействию с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №2 "Калинка" на 2017-2018 учебный год

    Перспективный план включает темы  мероприятий и их цель, сроки проведения и участников мероприятия....