Конспект родительского собрания в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)
Педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
в старшей группе на тему:
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Цель:
Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
Задачи:
1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;
2. Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
3. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком- дошкольником;
4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Форма проведения: Круглый стол
Ход собрания:
Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
Экологическое воспитание детей с детства – одна из актуальных тем нашего времени. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.
Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а также трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
В нашей группе созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголок природы, в котором имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
на территории детского сада – есть небольшой огород, цветники.
Ежегодно в группе мы разбиваем «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.
Как говорил известный эколог (В. А. Алексеев).
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе.»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
У нас с вами одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений и семьи в экологическом воспитании детей.
Суть экологического воспитания заключается в том, чтобы научить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Большое значение при формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеет экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает.
И поэтому задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Как развлечь ребенка дома? Можно, конечно, включить ему мультики. Но мы Вам предлагаем другой вариант - провести любопытные эксперименты. Пользы будет гораздо больше. Ребенок будет в восторге, как и родители. Опыты очень простые для исполнения. Пробудите в себе любознательность! Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.
МАСТЕР-КЛАСС
- Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребёнок экспериментировал?
(ответы родителей)
Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
- Во-первых, самим быть любознательными.
- Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребёнок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
- В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
- В-четвертых, не ругать ребёнка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
- В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребёнка.
А сейчас мы предлагаем вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с водой. Мы познакомимся со свойствами воды.
1.Опыт. Подойдите к столам. Посмотрите на посуду, с которой мы будем работать. Из чего она сделана? Как надо обращаться со стеклянной посудой? Почему?
Возьмите по стакану с водой. А теперь сквозь воду в стакане посмотрите вокруг. Хорошо ли вам видно предметы, на которые вы смотрите?
Вывод: чистая вода прозрачная.
2. Опыт. Вода не имеет запаха. Предложить понюхать воздух в банке. Вывод: вода не имеет запаха.
3. Опыт. Положим в разные стаканы соль, сахар. Помешайте и попробуйте на вкус. Какая вода на вкус? (солёная, сладкая).
- Рoдители, посмотрите, соли, сахара, не видно, а вкус остался.
Вывод: Вода – это мощный растворитель.
4. Опыт. A сейчас закройте глаза (по руке каждого проводится кусочком льда)
-Что вы почувствовали? Мы почувствовали холод.
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
- Чем-то мокрым, холодным, льдом.
-Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
- Лёд начинает таять, превращается в воду.
- Так что же такое лёд?
Лёд- это вода в твёрдом состоянии.
-В каком состоянии может быть вода?
-Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.
-Возьмите салфеточки и протрите руки.
5. Опыт- Как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
-Возьмите кисточки, опустите её в краску и перемешайте воде.
-Изменила вода свой или нет?
- Вода изменила свой цвет
-Какого цвета стала вода у….
-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
-Вода может менять свой цвет.
- С какими новыми свойствами воды мы сегодня познакомились?
-Вода прозрачная.
-Вода не имеет запаха
-Вода – это мощный растворитель
-Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии
-Вода может менять свой цвет.
6. Опыт - Соломинка – пипетка.
Для проведения этого опыта нам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставьте рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустите соломинку в воду.
3. Зажмите указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимите палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
7. Опыт - Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
8. Опыт – Извержение вулкана
Для проведения этого опыта нам понадобится: сода красная или оранжевая краска вода моющее средство уксус. Этот эксперимент в домашних условиях всегда был одним из самых любимых для детей! Чтобы создать «вулкан», соорудите из картона конус, склейте его скотчем и отрежьте острый его конец. На любую бутылку, которая у вас есть, оденьте конус и облепите его сверху коричневым или любым темным пластилином, имитируя вид горы. Эту конструкцию лучше поставить на большую тарелку или противень, чтобы потом ничего не вылилось. Через горлышко в бутылку, что стоит внутри конуса, засыпьте соду, краску красного цвета, каплю средства для мытья посуды и долейте воду. Размешайте эту смесь внутри емкости, а потом осторожно налейте туда немного уксуса. Когда бурная химическая реакция начнется, вулкан будет «извергаться» красной «лавой» из пены!
Уважаемые родители, начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
И в заключении хочется сказать, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания ...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...
Родительское собрание в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности...