ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.
статья (подготовительная группа) на тему

Елисеева Ольга Ивановна

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не толь­ко успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении. В свою очередь, бы­строта и легкость этого перехода определяются подготовленностью ребенка к школе. К концу периода до­школьного детства у ребенка должны сформироваться разнообразные психо­физические навыки, которые обеспечат его успешное обучение. Насколько по своему содержанию многообразно обучение (учимся читать, писать, логичес­ки рассуждать, рассказывать, описывать и т.д.), настолько разнообразны должны быть и изменения в психике ребенка. Другими словами, каждый вид учебной деятельности, которым предстоит овладеть ребенку, требует опреде­ленного уровня готовности его психических и моторных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

К ШКОЛЕ.

автор статьи - Елисеева О. И., тифлопедагог МДОУ детского сада комбинированного вида №3 «Ромашка» г. Серпухова

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении. В свою очередь, быстрота и легкость этого перехода определяются подготовленностью ребенка к школе. К концу периода дошкольного детства у ребенка должны сформироваться разнообразные психофизические навыки, которые обеспечат его успешное обучение. Насколько по своему содержанию многообразно обучение (учимся читать, писать, логически рассуждать, рассказывать, описывать и т.д.), настолько разнообразны должны быть и изменения в психике ребенка. Другими словами, каждый вид учебной деятельности, которым предстоит овладеть ребенку, требует определенного уровня готовности его психических и моторных процессов.

Изучение различных аспектов готовности к школьному обучению дошкольников с патологией зрения (поступивших в первый класс после массового детского сада или из семьи) показало, что дети данной категории значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по всем показателям (Земцова М.И., Иванова В.К., Костючек Н.С., Крылова Н.А., Новичкова И.В., Плаксина Л.И., Свиридюк Т.П., Сековец Л.С., Солнцева Л.И. и др.).

Так, дети с нарушением зрения, как правило, физически ослаблены, чаще болеют, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Значительная часть детей, помимо зрительного заболевания, имеют другие (сопутствующие) заболевания. Например, заболевания ЦНС, ЗПРР, ОНР и другие нарушения речи разной степени тяжести, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

Многие дети с нарушением зрения с трудом выполняют различные виды учебной работы полностью самостоятельно, требуют моральной поддержки со стороны взрослых и практической помощи.

У дошкольников с патологией зрения выявлено также отставание в области развития способности к наблюдению, в восприятии и усвоении словесной информации. Речь значительной части детей характеризуется вербализмом, оторванностью от конкретных образов.

Содержательная сторона умственного развития дошкольников с нарушением зрения,     запас их знаний, как основа   будущей умственной деятельности, т.е. как основа успешности овладения ими школьными знаниями, также значительно отстают от нормы.

Особенно заметно отставание дошкольников данной категории в сравнении с нормально видящими прослеживается в личностной готовности к школьному обучению. Это проявляется в недоразвитии у детей мотивов игровой и учебной деятельности, в несформированности многих волевых качеств личности (например, умения слушать педагога, выполнять трудные задания, доводить начатую работу до конца и т.п.). У значительной части детей наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т.е. коллективную деятельность.

В МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» г. Серпухова воспитывается 120 детей в возрасте от 2 до 7 лет, из них 28 детей с нарушением зрения. Уже семнадцать лет коллектив детского сада ведет работу по интеграции детей с нарушением зрения в коллектив нормально видящих детей-сверстников. Опыт показывает, что наиболее комфортным для ребенка бывает включение его в коллектив видящих сверстников с первых же дней его пребывания в учреждении. Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включение их в систему коллективных отношений требует от педагогов дополнительных мер, усилий, умений, знаний по вопросам реабилитации и социализации ребенка.

В работе по подготовке детей к обучению в школе участвуют все педагоги: учитель-логопед,  тифлопедагоги, педагог-психолог. Они являются активными участниками всех видов детской деятельности, побуждают детей к эмоциональному и речевому общению друг с другом и взрослыми. Их деятельность взаимосвязана.

В связи с выявленными особенностями формирования готовности к обучению в школе у детей с нарушением зрения и имеющимися у них трудностями вхождения в ситуацию школьной жизни, определены следующие задачи коррекционно-педагогической работы.

Задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей нарушением зрения.

  1. Создание двигательного режима, обеспечивающего полноценное развитие основных движений детей, повышение их двигательной активности во все режимные моменты пребывания в детском саду.
  2. Развитие у детей компенсаторных способов познавательной деятельности (сенсорных функций, умения рационально пользоваться нарушенным зрением и сохранными анализаторами).
  1. Формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит им быть мобильными, самостоятельными, активными, уверенными в себе в различных социально-бытовых ситуациях).
  2. Развитие связной, грамматически правильной речи, наполненной конкретным содержанием, умения передавать в речи свои ощущения, впечатления от восприятия окружающего.
  3. Формирование активности в познании, устойчивой мотивации.
  4. Развитие планирующей деятельности детей, анализирующего восприятия, наблюдения и обобщения.
  5. Развитие у детей способности переноса приобретенных знаний, умений и навыков в новые ситуации.
  6. Формирование у детей единого темпа и ритма, работы, целенаправленных действий, произвольности и устойчивости внимания.
  7. Формирование у детей уверенности в своих возможностях, но в то же время, критичного отношения к своим поступкам, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
  8.  Воспитание     у  детей   эмоциональной    отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, желания помочь, умения считаться с мнениями и интересами своих товарищей.

Важнейшей задачей является подготовка руки ребенка к письму. С этой целью     используются графические игры, задания, которые включаются в специальные     коррекционные занятия тифлопедагога   и   логопеда, закрепляются на общеобразовательных занятиях воспитателями. С детьми, имеющими остаточное зрение, тифлопедагог проводит занятия по тифлографике. Большое значение для детей, имеющих нарушение   зрения,   приобретает   умение   ориентироваться      в микропространстве       (парты,    листа    книги,    тетради,   альбома), сформированность у детей силы, точности и координированности мелких движений руки.

Решение обозначенных задач коррекционно-педагогической работы позволит обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

В нашем дошкольном учреждении сложилась комплексная система взаимодействия коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Работа организуется с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Эффективность лечебно-восстановительной работы в сочетании с психолого-педагогическими мероприятиями достигается в процессе целенаправленной деятельности медсестры-ортоптистки. В результате ежегодно дети с зрительной патологией до 84% улучшают зрение и до 23% восстанавливают полностью.

Таким образом, в результате целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работы у дошкольников с нарушением зрения создается хорошая основа их успешности обучения в школе, у  детей формируется алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, с помощью сохранных анализаторов. Мониторинг качества образования показывает, что выпускники групп с нарушением зрения  (96%) осваивают программу дошкольного воспитания.

Литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV  вида (для детей с нарушением зрения)» , под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.–176с.
  2. Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева.- Санкт- Петербург, Детство-Пресс, 2004.
  3. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения Л.А. Дружинина: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.
  4. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения. Е.Н. Подколзина// Дефектология. 2001. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

«Психологические особенности подготовки детей к обучению в школе»

laquo;Психологические особенности подготовки  детей  к обучению в школе»...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельност...

Психологические особенности подготовки детей к обучению в школе

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не тол...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

    Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себ...