Особенности подготовки детей с ОВЗ к школе
консультация

Наталья Николаевна Вишнякова

Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе и учебному процессу. И стоит ли только его готовить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_s_ovz.docx358.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки детей с ОВЗ к школе.

Подготовила Вишнякова Н.Н.,

учитель- дефектолог

Дети с ОВЗ - особенная категория детей, которые требуют пристального внимания и помощи от взрослых, более опытных людей и специалистов.

Сегодня окунемся в такой вопрос: Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе и учебному процессу. И стоит ли только его готовить?

Если рассматривать процесс в целом, то ближе чем определение  "inclusion" (включение) детей в общеобразовательную среду, сложно найти.

Но, само включение, подразумевает нахождение ребенка в школе, в среде сверстников столько, сколько бы это смог сделать обычный, нормотипичный  ребенок.

И если ребенок с особенностями развития не может находиться "столько" или "так же" как обычный его сверстник, то тогда логично предположить, что он "не тянет"  или "не дотягивает" своими возможностями до их уровня.

Образовательная система, на сегодняшний момент, должна предоставлять равные возможности для всех детей. Т.е. включать детей в общеобразовательный процесс, давать знания, обучать навыкам и умениям.

Для того, чтобы этот процесс действительно стал более успешным и малозатратным, как для школы, так и для семьи с ребенком с ОВЗ, попробуем рассмотреть некоторые важные моменты.

А именно:

- как подготовить ребенка с особенностями к общеобразовательному процессу? 

- на что стоит обратить специалисту и родителю сегодня внимание, чтобы завтра в школе, ребенку було комфортно обучение в школе.

Важный момент - это адаптация ребенка к школе.

Адаптация - это совокупность действий, которые можно разделить на более мелкие составляющие для приспособления к условиям внешней среды. Адаптация к школе -  как к зданию, строению, которое находится на определенной территории, оно имеет ограждение, имеет определенную форму. Возможно это одноэтажное или в несколько этажей строение; возможно имеет дополнительные строения - отдельно стоящее здание для столовой или спортивный комплекс, специальные мастерские для уроков труда,  или это входит все одно здание.

Это важно, потому как у некоторых детей бывают сложности с принятием нового и посещения новых мест.

Следующий этап, это адаптация к классной комнате.  Что и как называется, и что,  где находится,  для чего это предназначено. Например, что такое парта: за ней сидят или на ней сидят?  Что такое школьная доска? - на ней пишут, выходят отвечать к доске; важные знания получают с помощью доски.

Следовательно, так будет продолжаться по каждому пункту. К примеру в классе можно отметить количество учеников, а также провести знакомство с каждым из них в отдельности. Правильно создавать такие моменты. в которых это может быть более спокойно и естественно, и с согласия детей, которые обучаются в классе.

Познакомить с эмоциями других детей и мотивацией, на основе которых строится их нахождение в этом классе.

Специалисты, которые занимаются обучением ребенка в младшей школе, могут строить для себя планы на будущее, где они будут обучать его именно эмоциональному состоянию. Это не стоит оставлять без внимания, однако и спешить с этим не следует. Это не стоит опускать, но и спешить с этим не стоит. Лучше медленно - так лучше. Ведь период обработки информации, её усвоения, для детей с инвалидностью или ОВЗ, во многом отстает. Об этом стоит просто помнить.

Следующий момент - это адаптация к учебному процессу.

Это когда ребенка знакомят с тем,  что происходит во время урока в классе. Знакомят с понятиями:

- урок, он длится 30 мин, урок имеет название, например математика или физкультура. Во время занятия все ребята сидят и слушают учителя, он главный и он рассказывает важные знания и т.д.

- главной фигурой в управлении процессом обучения является учитель. Ребенок с ОВЗ может обучаться в классе с тьютором. Это человек, который сопровождает ребенка во время занятий. Учит проговариванию имени и отчества, лучше сразу имя и отчество, периодически знакомя с фамилией. Помним, что запоминание у ребенка может страдать.

- обучаем процессу в классе. Когда сидеть, когда вставать, когда смотреть на доску, смотреть в книгу,писать, читать, считать. Как и когда можно выходить к доске; выходить из кабинета?

- обучаем процессу вне класса - переход в столовую комнату, в спортивный зал, музыкальный класс и др.

Из этого можно сделать выводы:

Для успешной адаптации ребенка к учебному процессу, важно помнить, что ребенок:

- может медленно усваивать информацию в течение длительного времени;

- может медленно адаптироваться к новым условиям;

- На мелкие шаги нужно разбить весь процесс обучения ребенка в школе, которые следует усваивать постепенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельн...

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».

Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...

«Психологические особенности подготовки детей к обучению в школе»

laquo;Психологические особенности подготовки  детей  к обучению в школе»...

Консультация для педагогов "Особенности подготовки детей к школе "

Поступление ребенка в школу - важное событие. Это начало нового этапа в жизни.  Происходит качественный скачок - дошкольник становится школьником.      Расширяется круг обяза...

Статья "Особенности подготовки детей к школе"

Обобщение опыта в вопросах подготовки детей к школе...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельност...

Психологические особенности подготовки детей к обучению в школе

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не тол...