Психологические особенности подготовки детей к обучению в школе
статья по психологии (подготовительная группа)

Вольчева Екатерина Игоревна

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными  ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем  и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной.

 Многие родители в считают, что специальная готовность умение читать, писать, читать – наиболее важным при подготовке ребенка к школе, но это не так. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_podgotovki_k_shkole.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические особенности

подготовки  детей  к обучению в школе»

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными  ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем  и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной.

 Многие родители в считают, что специальная готовность умение читать, писать, читать – наиболее важным при подготовке ребенка к школе, но это не так. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка .

Это способность управлять своим поведением,

ориентировка в окружающем мире,

умение общаться со взрослыми и сверстниками,

стремление преодолевать трудности,

развитие речи и мышления,

желание узнавать новое.

Частородители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе.

    Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные возможности своих детей.

    Что же делают родители, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появится мотивация к обучению и контроль  за своими действиями.

  Часто бывает, что ребенок хорошо считает, пишет, считает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с этим ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою  деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически к школе не готового.

Существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличии от официального опроса или неформального общения дети признаются в своем нежелании идти в школу. Они объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие - что придется выполнять домашнее задание. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему  - не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, родители рискуют привить у него неприязнь  не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.

  Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровя деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно это делайте с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребенком на его языке. Так, становясь партнером ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать его с более успешными детьми – значит обрекать его на муки.

  Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка. Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.  

Памятка родителям  будущих  первоклассников.

  1. Поощряйте инициативу ребенка.
  2. Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
  3. Не забывайте хвалить.
  4. Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
  5. Необходима общая положительная оценка.
  6. Подробно вместе разбирайте ошибки.
  7. Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
  8. Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись заниматься, лентяй». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
  9. Не старайтесь натаскать ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
  10.  Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
  11.   Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
  12.  Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами-специалистами.
  13.  Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР

В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной...

Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.В основу ствтьи положен опыт рабо...

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Психологические особенности детей поступающих в школу

Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам – ещё старшие дошкольники. Основными видами деятельности для них продолжают оставаться игра, рисование, конструи...

Консультация для родителей о психологических особенностях развития, обучения и воспитания трудного ребенка

Консультация для родителей о психологических особенностях развития, обучения и воспитания трудного ребенка....