Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
статья
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_podgotovki_detey_s_narusheniem_zreniya_k_shkole.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении. В свою очередь, быстрота и легкость этого перехода определяются подготовленностью ребенка к школе. К концу периода дошкольного детства у ребенка должны сформироваться разнообразные психофизические навыки, которые обеспечат его успешное обучение. Насколько по своему содержанию многообразно обучение (учимся читать, писать, логически рассуждать, рассказывать, описывать и т.д.), настолько разнообразны должны быть и изменения в психике ребенка. Другими словами, каждый вид учебной деятельности, которым предстоит овладеть ребенку, требует определенного уровня готовности его психических и моторных процессов.
Так, дети с нарушением зрения, как правило, физически ослаблены, чаще болеют, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Значительная часть детей, помимо зрительного заболевания, имеют другие (сопутствующие) заболевания. Например, заболевания ЦНС, ЗПРР, ОНР и другие нарушения речи разной степени тяжести, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.
Многие дети с нарушением зрения с трудом выполняют различные виды учебной работы полностью самостоятельно, требуют моральной поддержки со стороны взрослых и практической помощи.
У дошкольников с патологией зрения выявлено также отставание в области развития способности к наблюдению, в восприятии и усвоении словесной информации. Речь значительной части детей характеризуется вербализмом, оторванностью от конкретных образов.
Содержательная сторона умственного развития дошкольников с нарушением зрения, запас их знаний, как основа будущей умственной деятельности, т.е. как основа успешности овладения ими школьными знаниями, также значительно отстают от нормы.
Особенно заметно отставание дошкольников данной категории в сравнении с нормально видящими прослеживается в личностной готовности к школьному обучению. Это проявляется в недоразвитии у детей мотивов игровой и учебной деятельности, в несформированности многих волевых качеств личности (например, умения слушать педагога, выполнять трудные задания, доводить начатую работу до конца и т.п.). У значительной части детей наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т.е. коллективную деятельность.
В работе по подготовке детей к обучению в школе участвуют все педагоги: учитель-логопед, тифлопедагоги, педагог-психолог. Они являются активными участниками всех видов детской деятельности, побуждают детей к эмоциональному и речевому общению друг с другом и взрослыми. Их деятельность взаимосвязана.
В связи с выявленными особенностями формирования готовности к обучению в школе у детей с нарушением зрения и имеющимися у них трудностями вхождения в ситуацию школьной жизни, определены следующие задачи коррекционно-педагогической работы.
Задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей нарушением зрения.
- Создание двигательного режима, обеспечивающего полноценное развитие основных движений детей, повышение их двигательной активности во все режимные моменты пребывания в детском саду.
- Развитие у детей компенсаторных способов познавательной деятельности (сенсорных функций, умения рационально пользоваться нарушенным зрением и сохранными анализаторами).
- Формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит им быть мобильными, самостоятельными, активными, уверенными в себе в различных социально-бытовых ситуациях).
- Развитие связной, грамматически правильной речи, наполненной конкретным содержанием, умения передавать в речи свои ощущения, впечатления от восприятия окружающего.
- Формирование активности в познании, устойчивой мотивации.
- Развитие планирующей деятельности детей, анализирующего восприятия, наблюдения и обобщения.
- Развитие у детей способности переноса приобретенных знаний, умений и навыков в новые ситуации.
- Формирование у детей единого темпа и ритма, работы, целенаправленных действий, произвольности и устойчивости внимания.
- Формирование у детей уверенности в своих возможностях, но в то же время, критичного отношения к своим поступкам, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
- Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, желания помочь, умения считаться с мнениями и интересами своих товарищей.
Важнейшей задачей является подготовка руки ребенка к письму. С этой целью используются графические игры, задания, которые включаются в специальные коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда, закрепляются на общеобразовательных занятиях воспитателями. С детьми, имеющими остаточное зрение, тифлопедагог проводит занятия по тифлографике. Большое значение для детей, имеющих нарушение зрения, приобретает умение ориентироваться в микропространстве (парты, листа книги, тетради, альбома), сформированность у детей силы, точности и координированности мелких движений руки.
Решение обозначенных задач коррекционно-педагогической работы позволит обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
В нашем дошкольном учреждении сложилась комплексная система взаимодействия коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Работа организуется с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Эффективность лечебно-восстановительной работы в сочетании с психолого-педагогическими мероприятиями достигается в процессе целенаправленной деятельности медсестры-ортоптистки. В результате ежегодно дети с зрительной патологией до 84% улучшают зрение и до 23% восстанавливают полностью.
Таким образом, в результате целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работы у дошкольников с нарушением зрения создается хорошая основа их успешности обучения в школе, у детей формируется алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, с помощью сохранных анализаторов. Мониторинг качества образования показывает, что выпускники групп с нарушением зрения (96%) осваивают программу дошкольного воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» , под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.–176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе:...
консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.
Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельн...
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма
подготовка ребёнка к овладению процессом письма через совершенствование зрительно-моторной координации....
Работа с клеткой как одно из направлений подготовки детей с нарушением зрения к письму
Последовательность работы при знакомстве с тетрадью в клетку...
Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себ...