Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
статья

Чильдинова Анна Викторовна

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

         Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении. В свою очередь, быстрота и легкость этого перехода определяются подготовленностью ребенка к школе. К концу периода дошкольного детства у ребенка должны сформироваться разнообразные психофизические навыки, которые обеспечат его успешное обучение. Насколько по своему содержанию многообразно обучение (учимся читать, писать, логически рассуждать, рассказывать, описывать и т.д.), настолько разнообразны должны быть и изменения в психике ребенка. Другими словами, каждый вид учебной деятельности, которым предстоит овладеть ребенку, требует определенного уровня готовности его психических и моторных процессов.

         Так, дети с нарушением зрения, как правило, физически ослаблены, чаще болеют, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Значительная часть детей, помимо зрительного заболевания, имеют другие (сопутствующие) заболевания. Например, заболевания ЦНС, ЗПРР, ОНР и другие нарушения речи разной степени тяжести, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

Многие дети с нарушением зрения с трудом выполняют различные виды учебной работы полностью самостоятельно, требуют моральной поддержки со стороны взрослых и практической помощи.

У дошкольников с патологией зрения выявлено также отставание в области развития способности к наблюдению, в восприятии и усвоении словесной информации. Речь значительной части детей характеризуется вербализмом, оторванностью от конкретных образов.

Содержательная сторона умственного развития дошкольников с нарушением зрения, запас их знаний, как основа будущей умственной деятельности, т.е. как основа успешности овладения ими школьными знаниями, также значительно отстают от нормы.

Особенно заметно отставание дошкольников данной категории в сравнении с нормально видящими прослеживается в личностной готовности к школьному обучению. Это проявляется в недоразвитии у детей мотивов игровой и учебной деятельности, в несформированности многих волевых качеств личности (например, умения слушать педагога, выполнять трудные задания, доводить начатую работу до конца и т.п.). У значительной части детей наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т.е. коллективную деятельность.

В работе по подготовке детей к обучению в школе участвуют все педагоги: учитель-логопед, тифлопедагоги, педагог-психолог. Они являются активными участниками всех видов детской деятельности, побуждают детей к эмоциональному и речевому общению друг с другом и взрослыми. Их деятельность взаимосвязана.

      В связи с выявленными особенностями формирования готовности к обучению в школе у детей с нарушением зрения и имеющимися у них трудностями вхождения в ситуацию школьной жизни, определены следующие задачи коррекционно-педагогической работы.

Задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей нарушением зрения.

  1. Создание двигательного режима, обеспечивающего полноценное развитие основных движений детей, повышение их двигательной активности во все режимные моменты пребывания в детском саду.
  2. Развитие у детей компенсаторных способов познавательной деятельности (сенсорных функций, умения рационально пользоваться нарушенным зрением и сохранными анализаторами).
  1. Формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит им быть мобильными, самостоятельными, активными, уверенными в себе в различных социально-бытовых ситуациях).
  2. Развитие связной, грамматически правильной речи, наполненной конкретным содержанием, умения передавать в речи свои ощущения, впечатления от восприятия окружающего.
  3. Формирование активности в познании, устойчивой мотивации.
  4. Развитие планирующей деятельности детей, анализирующего восприятия, наблюдения и обобщения.
  5. Развитие у детей способности переноса приобретенных знаний, умений и навыков в новые ситуации.
  6. Формирование у детей единого темпа и ритма, работы, целенаправленных действий, произвольности и устойчивости внимания.
  7. Формирование у детей уверенности в своих возможностях, но в то же время, критичного отношения к своим поступкам, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
  8. Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, желания помочь, умения считаться с мнениями и интересами своих товарищей.

Важнейшей задачей является подготовка руки ребенка к письму. С этой целью используются графические игры, задания, которые включаются в специальные коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда, закрепляются на общеобразовательных занятиях воспитателями. С детьми, имеющими остаточное зрение, тифлопедагог проводит занятия по тифлографике. Большое значение для детей, имеющих нарушение зрения, приобретает умение ориентироваться в микропространстве (парты, листа книги, тетради, альбома), сформированность у детей силы, точности и координированности мелких движений руки.

Решение обозначенных задач коррекционно-педагогической работы позволит обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

В нашем дошкольном учреждении сложилась комплексная система взаимодействия коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Работа организуется с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Эффективность лечебно-восстановительной работы в сочетании с психолого-педагогическими мероприятиями достигается в процессе целенаправленной деятельности медсестры-ортоптистки. В результате ежегодно дети с зрительной патологией до 84% улучшают зрение и до 23% восстанавливают полностью.

Таким образом, в результате целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работы у дошкольников с нарушением зрения создается хорошая основа их успешности обучения в школе, у детей формируется алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, с помощью сохранных анализаторов. Мониторинг качества образования показывает, что выпускники групп с нарушением зрения (96%) осваивают программу дошкольного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» , под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.–176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельн...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма

подготовка ребёнка к овладению процессом письма через совершенствование зрительно-моторной координации....

Работа с клеткой как одно из направлений подготовки детей с нарушением зрения к письму

Последовательность работы при знакомстве с тетрадью в клетку...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

    Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себ...