подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

подготовка ребёнка к овладению процессом письма через совершенствование зрительно-моторной координации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма Выполнила: учитель- дефектолог МКДОУ «ЦРР-Д/С №41» Киселева Т.В.

Слайд 2

Введение: Одной из серьёзных проблем в контексте совершенствования уровня готовности ребенка с нарушением зрения к школьному обучению является подготовка к овладению процессом письма.

Слайд 3

Проблема (актуальность) Письмо – это не только двигательный акт, а комплекс операций. В его процессе участвуют слух, зрение, кинестезия рук и речедвигательный аппарат. Трудность формирования навыка письма заключается в том, что обучающийся писать ребёнок должен сразу выполнять несколько задач: гигиенические, технические, графические. Даже при нормальном зрении одновременно помнить и решать все эти задачи – большая сложность . Для слабовидящего ребёнка выполнение каждой из задач затруднено в силу нарушенного зрения.

Слайд 4

Для детей с нарушениями зрения характерными являются: - плохое запоминание и различение конфигурации букв; - неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов; - пропуски или появление новых (лишних) элементов; - зеркальное написание букв, носящее стойкий характер; - ошибки пространственного характера, связанные со смешением букв , элементов; - нарушение границ рабочего поля, строки; - трудности при анализе рабочего поля; - трудности в восприятии целостного объекта; - трудности в выделении части из целого.

Слайд 5

Одним из основных навыков , лежащих в основе овладения процессом письма , является навык графический, т.е., связанный с написанием графических знаков (букв и их элементов). Слабовидящий ребёнок нередко вынужден использовать приёмы и способы письма , препятствующие выработке правильных графических навыков ( часто неправильно располагают корпус и голову, неверно кладут тетрадь ).

Слайд 6

Психолого-педагогические исследования доказывают связь между успешностью формирования навыка письма и уровнем развития зрительно-моторной координации. Дети , имеющие даже незначительные нарушения зрения , испытывают трудности в совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов, что отрицательно влияет на развитие зрительно-моторной координации.

Слайд 7

Т. о. работа по овладению детьми с нарушением зрения навыком письма на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений , направленных на развитие и совершенствование зрительно- моторной координации.

Слайд 8

Практическая часть В подготовительной группе дети, посещающие занятия дефектолога, проходят специальный курс занятий по рабочей тетради «Готовим к школе ребёнка с нарушениями зрения» (авторы Никулина Г.В., Потёмкина Г.В., Фомичёва, СПб, «Детство-ПРЕСС», 2004 ). Цель : подготовка ребёнка к овладению процессами письма через совершенствование зрительно-моторной координации.

Слайд 9

Задачи: совершенствовать процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формировать и развивать зрительные умения: видеть целое, выделять части целого, последовательно следить за зрительным стимулом. развивать зрительные функции, мелкую моторику рук. Работа по тетради «Готовим к школе ребёнка с нарушениями зрения» является эффективной профилактикой дисграфии и дислексии (нарушений процессов письма и чтения).

Слайд 10

Дидактический материал рабочей тетради представляет собой графичес­кие задания объединенных в 15 занятий . Каждое занятие состоит из 10 заданий , план­омерно повторяющихся (с элементами усложнения) из занятия в занятие.

Слайд 11

Обзор заданий № 1«Привет »- каждое занятие начинается с задания на обеспечение подвижности каждого пальчика обеих рук ребенка- разминки кистей рук . № 2 «Дорожки»- задание помогает ребенку научиться точно проводить линии разной конфигурации в разных направлениях. Задание включает: зрительный анализ линии и ее называние; рисование линии руками в воздухе; обведение линии указательным пальцем и указкой под контролем зрения; обведение линии фломастером без отрыва руки. Такая последовательность активизирует зрительно- моторную память ребенка.

Слайд 12

№ 3 «Волшебник Штрих»- выполняя это задание ребенок приобретает важное зрительное умение: видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. Такое умение пригодиться ребенку в процессе овладения навыками чтения . № 4 «Волшебный трафарет»- задание развивает и совершенствует умение рисовать геометрические фигуры разной величины с помощью трафарета и без него.

Слайд 13

№5 «Минутка отдыха»- задание направлено на снятие зрительного и мышечного напряжения. №6 «Волшебная стрелка»- в задание включены элементы зрительной гимнастики для укрепления мышц глаз . №7 «Овощи и фрукты»- ребенок решает познавательную задачу, приобретает навык графического выделения (точкой, линией) информации, заложенной в задаче.

Слайд 14

№8 «Гонки»- игровая ситуация способствует закреплению навыка совместных движений руки и глаз, помогает приобретать уверенность в проведении линий в заданном направлении. №9 «Укол»- игровая ситуация развивает умение точно и свободно проводить линии разной длины в разных направлениях . № 10 «Клеточное поле»- задание готовит ребенка к умению зрительно выделять элементы клеточного листа: клетку, клеточный ряд, клеточное столбик; помогает сформировать навык работы в тетради в летку.

Слайд 15

Методические рекомендации Знакомство ребенка со способами выполнения задания происходит в фор­ме сотрудничества : педагог-дефектолог вместе с ребенком анализирует рабочее поле, вы­деляя те элементы изображения, которые ему будет необходимо удерживать в поле зрения или прослеживать при выполнении практического действия ру­ки. Эффектив­ным приемом является показ педагогом-дефектологом действий руки при выполнении того или иного задания, в ходе которого ребенок зеркально отражает движения взрослого. Обязательным этапом работы является стимулирование детей к тому, чтобы они рассказыва­ли , что и как надо делать, проговаривали и объясняли правила действия.

Слайд 16

Эффектив­ность работы зависит от правиль­ности методического сопровождения при выполнении каждого из 10 заданий и проведении каждого из 15 занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.

Переход ребен­ка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответствен­ным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребе­нок освоит новую для себя учебную деятельн...

"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению процессом чтения"

Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать н...

Работа с клеткой как одно из направлений подготовки детей с нарушением зрения к письму

Последовательность работы при знакомстве с тетрадью в клетку...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельност...

Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.

    Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себ...