"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению процессом чтения"
статья по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Кузенкова Мария Александровна

Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuzenkova.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей старшего дошкольного возраста

к овладению процессом чтения

Актуальность, значение

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению.

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у детей должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового,  фонематического  и зрительно-пространственного восприятия,  развитию всех форм языкового анализа и синтеза.

Цель и задачи работы, этапы

Чтение — это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определенным правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка.

Своеобразной особенностью русской графики является слоговой принцип обозначения звуков. Он состоит в том, что в качестве единицы чтения и письма выступает слог: сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент; например, чтобы прочесть твердое или мягкое в словах вал, вял, необходимо обращать внимание на следующую за «в» гласную букву «а» или «я» (ва - вя).

Именно этот принцип и должен быть практически усвоен ребенком, обучающимся чтению.

Обучение чтению по Эльконину Д.Б.

Этапы работы:

1.        Формирование фонематического анализа и синтеза, и общей ориентировки в звуковой системе языка;

2.        Освоение системы гласных фонем, обозначающихся буквами и формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

3.        Освоение системы согласных фонем, их обозначение буквами, формирование механизмами слогового чтения.

3 периода:

- 10 букв. Вводятся согласные ( м,ш,р,н,л,с,). Их сочетание с гласными ( а,у,ы,о).

- 13 букв. Гласные и, ы вводятся, согласные – х,в,к,п,т,д,з,й,ж,б, а также ь. Начинать надо с двусложных слов с одним закрытым слогом (лимон), слов со стечением согласных в конце слова (волк, куст), слов из трех и более слогов;

- 10 букв. Вводяться йотированные гласные ( е,ё,я,ю), согласные – г,ч,ц,щ,ф и твердый знак (ъ).

Методика подготовки детей к овладению процессом чтения

Игры (упражнения) для подготовки к чтению:

«Предлоги»: на тарелку, расчерченную на секторы (в каждом секторе написан предлог), следует бросать шарик и составлять вместе с ребенком предложения с выпавшими предлогами.

«Игра с картинками»: развивает внимание. Взрослый в журнале выделяет любую букву и просит ребенка подчеркнуть ее во всем тексте. Далее следует усложнять задания: одну букву обвести, а друryю подчеркнуть.

«Бросаемся слогами»: взрослый называет слог, а ребенок - добавляет к нему еще один, чтобы получилось слово.

«Добавь букву»: в начале игры один из участников должен назвать любую букву, а другой - присоединить к ней спереди или сзади еще одну, составляя, таким образом, буквосочетание и загадывая слово, где таковое имеется.

«Запрещенная буква»: придумывается «запрещенная буква» и по считалке выбрать водящего, который должен задавать всем участникам простые вопросы. Участники должны отвечать сразу же, не используя при этом «запрещенную букву».

«Кто с какими буквами дружит?»: взрослый должен вытянуть карточку с буквой, а ребенок объяснить связь между ней и карточкой с изображением животного. Например: "Моя собачка дружит с буквой Х, потому что у нее есть хвост" и т. д.

«Слова»: взрослому следует загадать букву и предложить ребенку найти как можно больше предметов, которые начинались бы с нее.

«Цепочка»: на листе бумаги следует написать несколько согласных букв и предложить участникам игры вспомнить слова, в которых бы присутствовали все эти буквы. В процессе игры можно добавлять другие согласные. Победителем считается тот, кто придумает или вспомнит больше слов.

«Я был в цирке»: карточки со слогами (буквами) следует сложить стопкой на столе. В процессе игры дети по очереди берут карточки со слогами (буквами) и произносят: "Я был в цирке и видел...". Затем игрок должен назвать слова, содержащие слог (букву) на карточке.

Выводы

Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Ребенок в этом возрасте уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости подготовки ребенка к чтению, т.к. овладение чтением имеет важное значение для умственного и физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его...

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой оригами»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников....