Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
статья по коррекционной педагогике
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки
детей с нарушением зрения к школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении. В свою очередь, быстрота и легкость этого перехода определяются подготовленностью ребенка к школе. К концу периода дошкольного детства у ребенка должны сформироваться разнообразные психофизические навыки, которые обеспечат его успешное обучение. Насколько по своему содержанию многообразно обучение (учимся читать, писать, логически рассуждать, рассказывать, описывать и т.д.), настолько разнообразны должны быть и изменения в психике ребенка. Другими словами, каждый вид учебной деятельности, которым предстоит овладеть ребенку, требует определенного уровня готовности его психических и моторных процессов.
Так, дети с нарушением зрения, как правило, физически ослаблены, чаще болеют, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Значительная часть детей, помимо зрительного заболевания, имеют другие (сопутствующие) заболевания.
Многие дети с нарушением зрения с трудом выполняют различные виды учебной работы полностью самостоятельно, требуют моральной поддержки со стороны взрослых и практической помощи.
У дошкольников с патологией зрения выявлено также отставание в области развития способности к наблюдению, в восприятии и усвоении словесной информации. Речь значительной части детей характеризуется вербализмом, оторванностью от конкретных образов.
Содержательная сторона умственного развития дошкольников с нарушением зрения, запас их знаний, как основа будущей умственной деятельности, т.е. как основа успешности овладения ими школьными знаниями, также значительно отстают от нормы.
Особенно заметно отставание дошкольников данной категории в сравнении с нормально видящими прослеживается в личностной готовности к школьному обучению. Это проявляется в недоразвитии у детей мотивов игровой и учебной деятельности, в несформированности многих волевых качеств личности (например, умения слушать педагога, выполнять трудные задания, доводить начатую работу до конца и т.п.). У значительной части детей наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т.е. коллективную деятельность.
В работе по подготовке детей к обучению в школе участвуют все педагоги: учитель-логопед, тифлопедагоги, педагог-психолог. Они являются активными участниками всех видов детской деятельности, побуждают детей к эмоциональному и речевому общению друг с другом и взрослыми. Их деятельность взаимосвязана.
В связи с выявленными особенностями формирования готовности к обучению в школе у детей с нарушением зрения и имеющимися у них трудностями вхождения в ситуацию школьной жизни, определены следующие задачи коррекционно-педагогической работы.
Задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей нарушением зрения.
- Создание двигательного режима, обеспечивающего полноценное развитие основных движений детей, повышение их двигательной активности во все режимные моменты пребывания в детском саду.
- Развитие у детей компенсаторных способов познавательной деятельности (сенсорных функций, умения рационально пользоваться нарушенным зрением и сохранными анализаторами).
- Формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит им быть мобильными, самостоятельными, активными, уверенными в себе в различных социально-бытовых ситуациях).
- Развитие связной, грамматически правильной речи, наполненной конкретным содержанием, умения передавать в речи свои ощущения, впечатления от восприятия окружающего.
- Формирование активности в познании, устойчивой мотивации.
- Развитие планирующей деятельности детей, анализирующего восприятия, наблюдения и обобщения.
- Развитие у детей способности переноса приобретенных знаний, умений и навыков в новые ситуации.
- Формирование у детей единого темпа и ритма, работы, целенаправленных действий, произвольности и устойчивости внимания.
- Формирование у детей уверенности в своих возможностях, но в то же время, критичного отношения к своим поступкам, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
- Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, желания помочь, умения считаться с мнениями и интересами своих товарищей.
Важнейшей задачей является подготовка руки ребенка к письму. С этой целью используются графические игры, задания, которые включаются в специальные коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда, закрепляются на общеобразовательных занятиях воспитателями. С детьми, имеющими остаточное зрение, тифлопедагог проводит занятия по тифлографике. Большое значение для детей, имеющих нарушение зрения, приобретает умение ориентироваться в микропространстве (парты, листа книги, тетради, альбома), сформированность у детей силы, точности и координированности мелких движений руки.
Решение обозначенных задач коррекционно-педагогической работы позволит обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
В нашем дошкольном учреждении сложилась комплексная система взаимодействия коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Работа организуется с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Эффективность лечебно-восстановительной работы в сочетании с психолого-педагогическими мероприятиями достигается в процессе целенаправленной деятельности медсестры-ортоптистки.
Таким образом, в результате целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работы у дошкольников с нарушением зрения создается хорошая основа их успешности обучения в школе, у детей формируется алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, с помощью сохранных анализаторов.
ЛИТЕРАТУРА:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» , под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.–176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЕ.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельн...
Психологические особенности детей с нарушением зрения
Нарушение зрения оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка. Дети с с нарушением более ранимы, им свойственна большая эмоциональность, тревожность, неуверенность и т.д. В тоже врем...
Особенности детей с нарушениями зрения
Признаки возможного нарушения зрения, при которых ребенка необходимо показать окулисту:- у ребенка часто бывают покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет;- глаза часто слезятся, есть выделения...
Особенности подготовки детей с нарушением зрения к школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как легко и быстро ребенок освоит новую для себя учебную деятельност...
«Психологические и психические особенности детей с нарушениями зрения»
Материал раскрывает психологические особенности детей с нарушениями зрения, даёт характеристику развития психических процессов детей с нарушениями зрения....
Особенности детей с нарушением зрения
Материал для родителей детей с ОВЗ...
Особенности детей с нарушениями зрения.
Особенности детей с нарушениями зрения. Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух.Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться ...